Система небесных координат
- 1 year ago
- 0
- 0
Шко́ла Небе́сных Наста́вников ( кит. трад. 天師道 , упр. 天师道 , пиньинь Tiānshīdào , палл. Тяньшидао — Путь Небесных Наставников) — религиозное направление даосизма , основанное в поздние годы династии Хань . Основателем движения был Чжан Даолин , первый патриарх (Небесный Наставник) и бессмертный даос . Эта школа — самая первая стабильная религиозная организация в даосизме. Школа существует до сих пор, преимущественно в южном Китае, на Тайване , в Сингапуре и среди китайского населения стран Юго-Восточной Азии.
Данная школа и её ответвления распространены преимущественно на юге Китая (хотя есть общины и на севере), главенствует на Тайване и в китайских диаспорах многочисленных стран Юго-Восточной Азии ( Сингапур , Малайзия , Филиппины , Индонезия , Вьетнам ) и в эмигрантских общинах Австралии , США и других стран.
В ранний период (до середины III века) школа носила название Пять Ковшей Риса . В эпоху Шести династий школа распространилась по всему Китаю и стала известна как Школа Небесных Наставников. Позднее, начитая с танской эпохи школа была воссоздана как Школа Истинного Единого (Чжэнъи), получив особые императорские привилегии.
В докоммунистическом Китае эта школа обычно официально признавалась императором.
Данная школа является центральной школой немонастырского даосизма, для которого характерно:
Первым Небесным Наставником является Чжан Даолин. Особенностью новой религии стал отказ от жертвоприношений пищи и животных.
В 142 лично Лао-цзы встретился с Чжан Даолином на горе Хэмин , рассказав ему о смене эпох и наступлении новой эры Великого Мира. Лао-цзы объяснил ему, что по этой причине он обрёл следующее рождение, образовав «Истинное Единство, единосущное с [высшими] Силами» («Чжэнъи мэн вэй»). В результате этого Чжан Даолин и его последователи получают поддержку небесных сил, управляющих судьбами человечества.
Его школа получила название Пять Ковшей Риса , потому что он ввёл вступительный взнос из пяти ковшей риса, этот взнос соотносился с Великим Ковшом (Созвездием Большой Медведицы, обителем бессмертных).
В 156 он передал своему сыну Чжан Хэну реликвии (свою печать, нефритовое зеркало, два меча и священные тексты) и отправился в край бессмертных. Школой стали управлять его сын Чжан Хэн и его внук Чжан Лу ( 张鲁 ).
Появлению Школы Небесных Наставников предшествовало восстание Жёлтых повязок , организованное школой в центральном и восточном Китае, и поддержанное школой Пять Ковшей Риса на территории провинции Сычуань . Основу школы составила организация Пять Ковшей Риса , патриархи которой и стали Небесными Наставниками. Хотя лидеры восстания носили также фамилию Чжан, их связь с Небесными Наставниками не установлена.
Третий Небесный Наставник Чжан Лу , воспользовавшись общей нестабильностью в стране и отсутствием центральной власти, смог создать де-факто независимое даосское теократическое государство в области Ханьчжун на территории провинции Шэньси , через которую идёт перевал в провинцию Сычуань . В 215 Чжан Лу потерпел поражение от «сурового господина» Цао Цао , диктатора царства Вэй . В обмен на подписание капитуляции он признал Цао Цао именем Лао-цзы легитимным императором, а Цао Цао утвердил для Чжан Лу официальный титул Небесного Наставника, который стал передаваться по наследству. Традиция ведёт линию Небесных Наставников до настоящего времени.
Религиозная практика Небесных Наставников была многосторонней. Они сформировали пантеон из множества богов небесной иерархии. Они завели несколько регистров, в частности «регистр» небесного воинства, все мужчины с детского возраста записывались в это воинство под начало небесных генералов. Была установлена своеобразная система права, этики и морали. Предполагалось, что божества осуществляют контроль за поступками людей, и были разработаны специальные ритуалы покаяния за неправедные поступки. Болезни исцелялись через покаяния и излечивались заколдованной водой.
Члены общины читали священные тексты, в частности Даодэцзин , практиковали дыхательную гимнастику и воздерживались от злаков с целью обретения бессмертия. Проводились собрания и церемонии во главе с Небесным Наставником и праздники, которые в дальнейшем сформировали даосскую литургию. Трижды в году во время праздников подавались прошения к богам об исцелении болезней.
Школа Небесных Наставников в тот период проводила тщательно регулированные и сексуальные ритуалы, которые буддисты называли «оргиями». Участники этих ритуалов должны были выдержать трёхдневный пост и соединиться с партнёром, указанным Небесным Наставником в соответствии с рангом. Ритуал сопровождался молебнами, постами, определёнными дыхательными упражнениями, принятиями обязательств перед богами и специальными медитациями с визуализациями. Целью ритуала было продление жизни и внесение участника в «регистр живых».
Хотя Школа Небесных Наставников впитала в себя народные верования, она создала цельную религиозную систему и относилась отрицательно к другим народным традициям как к предрассудкам.
В дальнейшем образовывались другие даосские школы, которые обычно признавали господство или автортет Небесных Наставников. C IV по VI века движение Небесных Наставников распалось на две части, возникли северные и южные Небесные Наставники. Южная школа группировалась вокруг района Цзяннань в юго-восточном Китае. Эта группа, хотя и продолжала традицию Небесных Наставников, не оформлялась в отдельную организацию, и в конечном итоге растворилась в других течениях (например, Шанцин ).
Северная группа обосновалась в сяньбийском царстве Тоба (династия Вэй) и обрела власть при дворе императора. Тогда наставник северной ветви Коу Цяньчжи получил немалую политическую власть, и царство приняло даосизм как официальную религию, а Наставник выписывал мандаты на правление. Однако после смерти Коу Цяньчжи новые власти перестали опираться на Небесных Наставников, и их влияние существенно упало.
См. Шанцин , Лу Сюцзин , Северные Небесные Наставники , Коу Цяньчжи .
После кризиса в конце эпохи Шести Династий в источниках практически нет упоминаний о линии Небесных Наставников, тем не менее сочинения школы и литургические тексты активно применяются и цитируются. Только при династии Сун приобретает силу школа, во главе которой стоят наставники из семьи Чжан, и которая опирается на линию преемственности от Чжан Даолина . Этой школе удаётся заручиться доверием императора, и получить в собственность территорию горы Лунхушань , ассоциируемой с наследственными владениями потомков Чжан Даолина . Школа получила название Школа Истинного Единого (Чжэнъи), и существует до сегодняшнего дня. Во время династии Сун и позднее при династии Мин руководители Школы Небесных Наставников были поставлены во главу почти всех направлений даосизма, и Школа Истинного Единого оставалась наиболее активной и процветающей среди всех других школ. У Лунхушань вплоть до 1948 существовала важная даосская община, пользовавшаяся покровительством императоров разных династий.
Небесные Наставники в течение всей своей истории старались отвечать интересам общин и занимались целительством, просьбами к богам о хорошем урожае, дожде и т. д. Они разработали систему литургических текстов, читаемых в различных ситуациях, предназначенных для медитаций и молебнов, и позволяющих общаться с божествами. Так как большое значение имела правильность церемоний и ритуалов, образовалось сословие даосов , владеющих искусством литургии, действия которых координировались Небесным Наставником.
В отличие от западных религий, совместная молитва и пение общины хором в Школе Небесных Наставников никогда не играли особой роли, прерогатива общения с богами целиком контролировалась даосами и Небесными Наставниками.
См. Школа Истинного Единства .