Interested Article - Шанцин
- 2021-10-07
- 1
Шанци́н ( кит. упр. 上清派 , пиньинь Shàngqīngpài ), «Школа Высшей Чистоты» — направление в даосизме , возникшее в конце IV века в Китае. Другое название школы — Маошань ( кит. 茅山 ) по имени горы, где находился центр этой школы. В истории школы можно выделить два периода - деятельность учеников матушки Вэй Хуацунь на горе Маошань , связанная с визуализацией духов и откровениями бессмертных, и восстановление школы Тао Хунцином после почти столетнего перерыва и упадка маошаней. Расцвет школы пришёлся на период с VI по X века, когда она стала самой влиятельной даосской школой.
Название Шанцин первоначально относилось к коллекции сочинений, полученных Ян Си в период 364—370 годы. Эти сочинения стали высоко цениться в среде южнокитайской аристократии последующего века, и попали в даосский канон как высшие откровения. Шанцин как религиозная школа фактически оформилась благодаря Тао Хунцину через 100 лет.
Возникновение школы было связано также с бегством аристократии с севера на юг Китая после нашествия варваров (см. Шестнадцать варварских государств ), в это время происходил обмен и синтез учений между местной аристократией юго-восточного Китая и бежавшей образованной элитой. При этом традиция Школы Небесных Наставников впитала в себя древние шаманские и экстатические практики, а также учения искателей бессмертия .
Общая характеристика учения
Эта школа практикует преимущественно медитацию визуализации ( — «поддержание жизни в образе»), оставляя старые практики (например Гэ Хуна ) на заднем плане. Шанцин — первая школа даосизма, о которой можно сказать, что она собрала все знания и представления воедино, создала канонические тексты и выработала указания, чётко зарегламентировав жизнь общины.
По представлениям школы Шанцин, существуют живущие на небе Истинные Люди (Чжэнь-жэнь), которые обладают огромным знанием и ценнейшими книгами из Небесных Книгохранилищ. Контакт с Истинными Людьми позволяет записать эти тексты, которые они передают достойным медиумам через состояние транса.
Истоки ( Вэй Хуацунь 252 — 334 )
Основательницей школы считается Вэй Хуацунь ( 252 — 334 ) ( кит. упр. 魏華存 , пиньинь Wèi Huācún , палл. Вэй Хуацунь ), известная под именем Сяньань (贤安). Вэй Хуацунь получила административную должность (буквально — распределитель эликсир) Школы Небесных Наставников . Она всерьёз занималась медитациями и мистическими практиками, и достигла успехов в визуализациях через своё тело.
Основатель школы Ян Си и семейство Сюй ( 360 — 386 )
Фактически школу основал её ученик Ян Си ( кит. 楊羲 ), происходящий из аристократического рода. В период 364 — 370 он активно практиковал визуализацию, возможно, с использованием галлюциногенных препаратов, и видел многочисленные чудесные видения, встречался с бессмертными, духами и божествами, которые открыли ему небеса Высшей Чистоты (Шанцин), секреты бессмертия и другие тайны. О своих откровениях он рассказал чиновнику Сюй Ми (семья которого состояла в родстве с родом Гэ Хуна ), и вместе с Сюй Ми и его сыном Сюй Хуэем они построили скит на горе Маошань , это и послужило основанием школы. Входя в транс, Ян Си записывал свои откровения палочкой на песке.
Гору Маошань стали посещать паломники, в том числе аристократы, и храм разрастался и приобретал славу. Сюй Ми считается третьим патриархом школы, а его сын Сюй Хуэй — четвёртым. После их смерти в семидесятых годах IV века материалы школы и тексты талисманов и откровений были переданы на хранения семействам Ма (馬) и Ду (杜), Ма Лан и Ма Хань считаются пятым и шестым патриархами школы, об их деятельности мало что известно .
Лу Сюцзин и попытка расшифровки материалов школы ( 450 — 477 )
За 70 лет после смерти Ян Си влияние школы слабело, а книги становились малопонятными по причине их экстатического и эзотерического характера. Интерес однако сохранялся, и энциклопедист Лу Сюцзин (которого считают седьмым патриархом Шанцин) стал скрупулёзно приводить в порядок доступные ему даосские сочинения, делая упор на школе Линбао , к которой он принадлежал. Он же предложил реформу Школы Небесных Наставников , создав школу Южных Небесных Наставников, и собрал труды ряда школ в первый даосский канон ( даоцзан ). Школа Шанцин его очень интересовала, он считал откровения Шанцин высшим знанием и попытался также привести в порядок и расшифровать их сочинения. Работу продолжил его ученик Сунь Ююэ (умер в 489, считается восьмым патриархом), тем не менее сочинения Шанцин продолжали оставаться малопонятными, пока их не привёл в порядок и растолковал Тао Хунцин .
Тао Хунцин и возрождение школы Шанцин (489—536)
Тао Хунцин , блистательный учёный и энциклопедист, получил через 100 лет сочинения школы Шанцин и смог их окончательно расшифровать и привести в порядок . Он же привёл в порядок труды школы Линбао , позаимствовав оттуда ряд обрядов и теоретических положений. Он считается девятым патриархом, хотя историки отмечают его также и как создателя школы заново — в результате его деятельности школа приобрела мощь и популярность, приобрела и укрепила свой официальный статус при дворе, несмотря на смутное время и политическую нестабильность.
Его поддержал император У-ди династии Лян , несмотря на свою пристрастность к буддизму, что дало школе Шанцин преимущества перед другими даосскими направлениями .
Сыма Чэнчжэнь и официальное признание школы
Приобрёл известность также 12-й патриарх Сыма Чэнчжэнь (647—735), автор ряда алхимических трактатов и личный друг поэтов Ли Бо и Ван Вэя . Высокий статус Сыма Чэнчжэня при дворе гарантировал официальное признание школы Шанцин и императорскую поддержку .
Учение Шанцин в период расцвета (танская и послетанская эпоха)
Школа Шанцин вернулась к шаманским практикам экстатических полётов, распространённых в эпоху Чжоу , и ввела снова в практику визуализацию, как мистическую, так и связанную с вызовом духов. Школа вернулась также к старым техникам, связанным с физическими упражнениями (гимнастикой даоинь кит. 导引 ), потреблению галлюциногенных веществ и целебных трав в рамках внешней алхимии . В отличие от Школы Небесных Наставников , роль божеств в Шанцин была связана не с получением знаний через магические ритуалы, а для посредничества, божества призваны были передавать адептам ключи ко входу в Небесные Реалии. Таким образом, школа Шанцин стала первой даосской школой, которая по-настоящему поклонялась божествам и составляла им гимны.
Адепт школы Шанцин, используя своё тело и свой организм, старался, подключив воображение, поймать соответствие между собой и космосом, ощутив себя небесным божеством, и реализовать таким способом Небесное Дао. Общей целью являлось всё многообразие духов, из которых состоит человеческий организм и психика, собрать в единое целое и привести в гармонию, вернувшись к изначальному единству.
Мир богов воспринимается адептом как рай, где играет небесная музыка, стоят изысканные павильоны, балдахины с цветными перьями, драконы, фениксы, паланкины. Для попадания в этот мир надо привлечь божества, управляющие телом и частями организма, собрать энергию ци девяти пренатальных небес. Это воображаемое путешествие требует путеводителей, карт, талисманов, знания секретных имён богов и способов проникновения через охраняемые заставы.
Одним из важнейших текстов школы Шанцин является Шанцин дадун чжэнцзин ( кит. 上清大洞真經 , Dadong zhenjing, «истинный канон величайшей Глубины» или иначе «великой Пещеры»). Этот текст читают адепты, и этот текст должен привести их к обретению бессмертия, при этом даосская алхимия прежних школ становится не нужной.
Спасение и бессмертие
Особенность взглядов школы Шанцин на бессмертие отражаются следующими положениями :
- Многочисленные духи и существа, объединяясь, образуют человеческую индивидуальность; таким образом человек становится комплексным явлением.
- Человек связан со своими предками, деяния которых, грехи и заслуги, не отделимы от него, и спасение не может рассматриваться отдельно от спасения предков.
- Спасение приобретает вселенский характер, и универсальность в том смысле, что адепт обретает спасение вместе со всей вселенной.
Бессмертие выражается в попадании в другую реальность совершенных людей, не связано ни с жизнью, ни со смертью. В отличие от физического бессмертия (как в трудах Гэ Хуна ) имеется в виду психическое бессмертие, достигаемое с помощью внутреалхимических перерождений , проходя через серию трансформаций .
Ослабление школы и её ликвидация
Школа Шанцин управляется с горы Маошань , на которой до сих пор имеются даосские храмы. Во время династий Сун и Юань влияние школы стало существенно слабеть.
В 1304 году Юань привилегии школы Чжэнъи были подтверждены специальным указом, 38-й Небесный Наставник с горы Лунхушань был объявлен главенствующим над учением трёх гор, хранителем регистра и талисманов, и фактически с этого времени школы Шанцин и Линбао прекратили своё самостоятельное существование и вошли в состав Школы Истинного Единства .
Трактат Маошань-чжи (茅山志) ( Даоцзан , 304), автором которого является Люй Дабинь (劉大彬), содержит историю и список 45 патриархов школы до 1328 года.
Современное состояние
В XX веке храмовые комплексы на горе Маошань подверглись сильным разрушениям во время японской оккупации и культурной революции, два крупных храма были восстановлены в последние годы преимущественно для туристов.
См. также
- Маошань
- Хуантинцзин 黄庭经 — классический трактат по визуализации «Канон Жёлтого Двора»
- 上清经 — классический трактат Высшей Чистоты
- Тао Хунцин
Примечания
- ↑ Pregadio, The encyclopedia of Taoizm, p.858
- Pregadio, The encyclopedia of Taoizm, p.858,861
- Pregadio, The encyclopedia of Taoizm, p.861
- Е. А. Торчинов. Даосизм. c.156-158
- Pregadio, The encyclopedia of Taoizm, p.968 — 971
- Pregadio, The encyclopedia of Taoizm, p.908 — 911
- Pregadio, The encyclopedia of Taoizm, p.862
- Pregadio, The encyclopedia of Taoizm, p.863
Литература
- Fabrizio Pregadio. The Encyclopedia of Taoism. — New York: Routledge, 2008. — Т. 2. — С. 858 - 866. — ISBN 978-0-7007-1200-7 .
- Е. А. Торчинов. Даосизм. С-П. 1999.
- Livia Kohn (Hg.): Daoism Handbook , Brill 2000, ISBN 90-04-11208-1
- Needham, Joseph, Ho Ping-Yu, and Lu Gwei-djen. Science and Civilisation in China: Volume 5, Chemistry and Chemical Technology; Part 4, Spagyrical Discovery and Invention . Cambridge University Press, 1980.
- Robinet, Isabelle. Daoism: Growth of a Religion . Stanford: Stanford University, 1997.
- (недоступная ссылка с 23-05-2013 [3884 дня] — , )
- Maoshan zhi, 14 цзюаней, 1971, — University of Michigan, Digitized 25 Sep 2007, 1146 страниц.
- 2021-10-07
- 1