Interested Article - Линбао
- 2020-08-20
- 1
Линбао ( кит. упр. 靈寶派 / 灵宝派 , пиньинь Líng Bǎo Pài , палл. Лин бао пай ), иначе Школа Волшебной Яшмы или Школа Духовной Драгоценности — одна из основных школ даосизма , возникшая в Китае во времена династий Цзинь (265—420) и Лю Сун в начале V века . Школа Линбао существовала около двухсот лет, и после этого во времена династии Тан растворилась в школе Шанцин . Учение Линбао является синтезом религиозных идей школы Шанцин , ритуалов Школы Небесных Наставников и буддийских практик .
Название Линбао интерпретируется как « драгоценность (священный объект), в которую материализуется (спускается) дух » Лин характеризует уникальное небесное явление, а бао - его земную материализацию, обладание которым в частности подтверждает легитимность императоров и князей. .
Отличительной особенностью Линбао является заимствование многих положений буддизма , в частности идеи перерождения и элементов космологии . Несмотря на включение в учение понятия реинкарнаций, школа Линбао сохранила учение о бессмертии . Пантеон школы Линбао — тот же самый, что в школе Шанцин и в Школе Небесных Наставников . Однако ритуал стал меньше опираться на индивидуальную практику, а более — на коллективные обряды. Наиболее известное из сочинений школы Линбао — Уфуцзин ( Пять Талисманов ), в основе которой лежат работы по даосской алхимии Гэ Хуна , обработанные Гэ Чаофу . Хотя школа Линбао прекратила существование, другие школы переняли от неё буддийские практики и различные элементы учения.
История
Началом школы Линбао считается получение Гэ Чаофу сочинений Линбао, около 400 года . Гэ Чаофу был внучатым племянником Гэ Хуна , а сочинения, которые получил Гэ Чаофу , относятся к брату деда Гэ Хуна Гэ Сюаню (164—244) . Гэ Чаофу передал сочинения дальше двум своим ученикам, после чего они быстро стали популярны . В 471 Лу Сюцзин составил каталог сочинений Линбао, привёл в порядок и переорганизовал ритуалы школы. Это создало солидную базу, которая привела к мощному развитию школы в последующие столетия .
Центром школы Линбао стала гора Гэцзаошань в провинции Цзянси .
Даосский энциклопедист Лу Сюцзин (406—477), подбирая литературу Линбао и других школ, собрал коллекцию, которая стала первой версией даосского канона , на базе этой коллекции произошло возрождение школы Шанцин , расцвет которой начался около 500 года , тогда патриарх Тао Хунцин продолжил работу Лу Сюцзина , упорядочил пантеон школы Линбао, переняв его в школе Шанцин.
Однако во время династии Тан влияние Линбао уменьшилось, и значительно возросла роль школы Шанцин , которая переняла многие практики Линбао. Шанцин была широко принята аристократией и получила прочное положение при танском дворе.
В 1304 году Юань привилегии школы Чжэнъи были подтверждены специальным указом, 38-й Небесный Наставник с горы Лунхушань был объявлен главенствующим над учением трёх гор, хранителем регистра и талисманов, и фактически с этого времени школы Шанцин и Линбао прекратили своё самостоятельное существование и вошли в состав Школы Истинного Единства . Гора Гэцзаошань была утверждена как центр Линбао.
Вероучение
Линбао характеризуется литургической направленностью, большое значение придаётся очистительным ритуалам и общинным обрядам. Для Линбао характерно требование высоких морально-этических норм в общине, коллективные действия становятся важнее алхимических процессов; особое внимание приобретают заповеди, наставления и предписания. В Линбао важна также буддийская идея воздаяния (бао ин).
Религиозные практики основаны на космологии, которая создана по образце буддийской. Медитации Линбао схожи с шанцинскими , но их теоретическое обоснование сходно со Школой Небесных Наставников.
Влияние буддизма
Немало положений веры Линбао заимствованы из буддизма . Эти заимствования были однако достаточно грубыми и показывали плохое понимание даосами Линбао сути буддийского учения . Имена божеств и небес давались на основании фонетической транслитерации санскритских названий . Будучи записанными чисто фонетически, санскритские термины иногда приобретали значения, сильно отличающиеся от оригинальных.
Перерождения
Понятие реинкарнации также было заимствовано из буддизма .
В первую очередь в учение Линбао вошло буддийское представление о (гати). В эти входит Нарака-гати (ад) , мир голодных духов (претов) , мир животных (тирьягьёни-гати), мир людей и небеса богов . После смерти тело проходит алхимические процессы и направляется во Дворец абсолютной тьмы, который находится на севере, и в Южный дворец соответственно на юге. Тело проходит две стадии изменений — иньская (женская) часть проходит очистку во Дворце абсолютной тьмы, а янская (мужская) часть проходит через Южный дворец. Это представление о трансмиграции души в Линбао смешивает новые буддийские идеи с традиционными китайскими представлениями.
Космология
Космология Линбао также заимствовала ряд положений буддизма . Предыдущие космологические системы основывались на делении на четыре или девять регионов. Космология Линбао определяет 10 космологических регионов и 32 неба, распределённых по четырём секторам, по восемь в каждом; небеса располагаются на периферии небесной сферы вокруг центра. Каждым сектором управляет император, там проживают представители соответствующего космического периода — кальпы . Как и в буддизме, небеса поделены на Три сферы — сфера чувственного , сфера форм и Сфера отсутствия форм . Как и в буддизме, в Линбао считается, что небеса вращаются вокруг огромной горы. Эта гора называется Нефритовой столицей, где находится резиденция Изначального Небесного Достопочтенного (аналог Будды) и изначальных божеств.
В космологию Линбао были включены и традиционные даосские представления об «изначальной энергии» ци ( юань ци , и о разделении ци на небо и землю. Изначальное ци в итоге разделяется на три божества: Небесной Драгоценности, Священной драгоценности и Обожествлённой драгоценности. Позднее эти три божества стали представлять учения трёх пещер Дун чжэнь ( кит. 洞真部 («вместилище истинного»), Дун сюань ( кит. 洞玄部 («вместилище сокровенного»), Дун шэнь ( кит. 洞神部 («вместилище духовного»), в соответствии с которыми проводилась классификация текстов даосского канона .
Апокалиптические воззрения были развиты в Линбао и потом заимствованы в школе Шанцин . По представлениям Линбао, время протекает циклично по пяти космическим эрам, соответствующим пяти элементам (фазам) , каждая из которых имеет свой цвет. Божество соответствующего цвета по окончании эры спускается на землю, и приносит учение, которое может спасти только определённое количество людей от смерти. Короткие космические эры характеризуются активностью стихии инь , а длинные эры характеризуются активностью стихии ян . По окончании короткой эры луна вызовет потоп, который смоет горы, обновит энергию ци Вселенной и сменит все ранги и должности в небесной бюрократии. По окончании длинной эры появятся злобные создания (змеи и драконы), Небо и Земля перевернутся, камни и металлы сплавятся. Только те, кто следует правильному учению, последуют за божеством цвета эпохи к царице Запада Сиванму и переселятся в счастливую землю, и не пострадают от апокалипсиса.
Пантеон
Пантеон школы Линбао был заимствован из Школы Небесных Наставников и из школы Шанцин . Дополнительно появились специфические божества Линбао. Верховное божество Юаньши Тяньцзун (Изначальный Небесный Достопочтенный) стал выполнять роль обожествлённого Лао-цзы в Школе Небесных Наставников . Появились божества кальп, соответствующие цветам.
Лао-цзы (в Линбао — Лао-цзюнь) стал главным учеником верховного божества Юаньши Тяньцзуна. Ниже по иерархии оказались божества Южного дворца Ещё ниже в иерархии Линбао оказались Пять стариков, цари драконов и цари демонов.
По представлениям Линбао, духи населяют не только небеса, но и тело человека. Они управляют Пятью элементами , ведут регистр живых и управляют душами. В голове человека живёт дух Великого Единства, два духа управляют лёгкими и печенью, специальный дух управляет сердцем и сексуальными органами, а Персиковое Дитя живёт в нижней даньтяни . Хотя эти боги обитают на небесах, определёнными методами их можно вызвать и они могут спуститься в тело человека.
Практики
Достижение бессмертия
Несмотря на теоретическое принятие реинкарнаций, школа Линбао продолжает делать упор на традиционные практики достижения бессмертия.
Известна практика принятия эссенции (цзин) солнца и луны. В определённое время месяца, в соответствии с календарём, практикующие освещают свои тела луной или солнцем, и закрыв глаза визуализируют процесс, как цзин проникает в их тела. Цзин солнца проникает в сердце и представляется как красная субстанция, цзин луны направляется в почки и представляется как чёрная субстанция. Кроме этого для достижения бессмертия следует принимать настой на даосских амулетах.
Для медитаций Линбао характерна визуализация духов, связанных с внутренними органами и телом человека. Считается, что человек населён сотнями и тысячами духов, и, поговорив с ними, можно управлять своим здоровьем.
Ритуалы
В начале школы Линбао индивидуальные медитации проходили в специальной комнате или во дворе. Практикующие не были профессионалами-священнослужителями и считали себя учениками Дао. Позднее образовались религиозные институты, выделись священники, и ритуалы стали принимать коллективный характер.
Как и в других даосских школах, ритуал превращается в представление, сопровождающееся музыкой, танцами и пением. Одновременно на нескольких уровнях осуществляются различные действия. В течение ритуала также священник повторяет происходящее наедине с собой.
Существует три вида церемоний в Линбао.
- Небесный Золотой Реестр ведётся для предотвращения природных катастроф. Во время династии Тан этот ритуал проводили в честь императорской семьи, позднее он был уже связан с произвольными заказчиками.
- Ритуал Земного Жёлтого Реестра проводился для успокоения умерших душ.
- Ритуал человеческого Нефритового Реестра был предназначен для спасения человечества. Этот ритуал не сохранился.
В современной редакции ритуал Золотого Регистра предназначается для предотвращения плохой погоды.
Канон
Тексты школы Линбао стали появляться как реакция на популярность текстов школы Шанцин .
Аналогично школе Шанцин и тибетскому буддизму, традиционно считается, что основные книги школы появились в предыдущие кальпы, что были спрятаны в небесных книгохранилищах, и были переданы в нужное время на землю.
Основным текстом Линбао является Книга Пяти Талисманов ( Уфуцзин , ), собранная Гэ Чаофу между 397 и 402 годами на основе работ Гэ Хуна .
Этот трактат связывает пять направлений других канонических книг школы Линбао. Все книги Линбао относят к Гэ Сюаню, внучатым племянником которого был Гэ Хун. Гэ Сюань передал тексты своему ученику Чжэн Сыюаню, а тот — Гэ Хуну (284—364). Критические исследователи предполагают, что тексты мог составить лично Гэ Чаофу. Достаточно скоро тексты шолы Линбао обрели широкую популярность.
В целом канонические книги представляют собой смесь учений других школ — Небесных Наставников, Шанцин, буддизма Кумарадживы .
Наиболее важные сочинения после "Уфуцзина" — Красная Книга Пяти Писаний ( Chi shu wupian ) и Рукопись Высших Разделов Безграничного Спасения ( Wuliang Duren Shangpin ). . Согласно редактору канона Лу Сюцзина, всего в канон входило 34 сочинения, три из них потерялось.
Статус
Хотя сама школа Линбао не сохранилась, ей учения и ритуалы во многом дошли до наших дней Школе Линбао принадлежит деление Даоцзана на Три Вместилища (пещеры), которые заняли три разные школы — Шанцин , Линбао и Саньхуан . Начиная с этой школы, в даосизм были привнесены буддийские элементы учения. В позднем даосизме буддийские элементы учения были уже привычны, это привело к постепенной интеграции буддизма на всех уровнях китайского общества.
Примечания
- Fabrizio Pregadio. The Routledge Encyclopedia of Taoism. N-Y, 2011. v.1. p. 663-669.
- Bokenkamp (1997), 374.
- Bokenkamp (1997), 377.
- ↑ Yamada (2000), 232.
- ↑ Fowler (2005), 151.
- ↑ Robinet (1997), 153.
- Zurcher (1980), 109.
- Bokenkamp (1989), 7.
- Bokenkamp (1989), 11.
- Bokenkamp (1989), 15.
- Bokenkamp (1989), 16.
- Robinet (1997), 158—159.
- Bokenkamp (2008), 666.
- Bokenkamp (1997), 375.
- Robinet (1997), 159.
- Robinet (1997), 161.
- Bokenkamp (1997), 381.
- Bokenkamp (1997), 382.
- Robinet (1997), 158.
- Bokenkamp (1997), 384—385.
- Yamada (2000), 248.
- Bokenkamp (1997), 389.
- Robinet (1997), 167.
- Robinet (1997), 167—168.
- Robinet (1997), 150.
- Robinet (1997), 151.
- Bokenkamp (2001), 181—182.
- Bokenkamp (2008), 663—664.
Ссылки
- Bokenkamp, Stephen. 1989. «Death and Ascent in Ling-pao Taoism.» Taoist Resources 1.2, 1-20.
- Bokenkamp, Stephen. 1997. Early Daoist Scriptures . Berkeley: University of California Press. ISBN 0520219317 .
- Bokenkamp, Stephen. 2001. «First Daoist Canon.» In Scott Pearce, Audrey Spiro and Patricia Ebrey, eds., Culture and Power in the Reconstitution of the Chinese Realm (Cambridge, Mass.: Harvard University Press), 181—199. ISBN 0674005236 .
- Bokenkamp, Stephen. 2008. «Lingbao.» In Fabrizio Pregadio, ed., The Encyclopedia of Taoism (London: Routledge), 663—667. ISBN 0700712003 .
- Fowler, Jeaneane. 2005. An Introduction to the Philosophy and Religion of Taoism: Pathways to Immortality . Brighton: Sussex Academic Press. ISBN 1845190858 .
- Robinet, Isabelle. 1997. Taoism: Growth of a Religion . Stanford: Stanford University Press. ISBN 0804728399 .
- Yamada Toshiaki. 2000. «The Lingbao School.» In Livia Kohn, ed., Daoism Handbook (Leiden: Brill), 225—255. ISBN 9004112081 .
- Zurcher, Eric. 1980. "Buddhist Influence on Early Taoism, " T’oung Pao 66, 84-147.
- , entry from the Encyclopedia of Taoism .
- Уфуцзин - оригинальный текст с комментариями
- 2020-08-20
- 1