Жиро, Жан (режиссёр)
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан Жиро́ ( фр. Jean Giraud ; 8 мая 1938 , Париж — 10 марта 2012 , Париж ) — французский художник , автор комиксов . Также известен под псевдонимом Мёбиус ( Moebius ).
Жан Жиро родился в пригороде Парижа 8 мая 1938 года, в семье Рэймонда Жиро и Полин Винчон, он был единственным ребенком. Когда ему было три года, родители развелись, и его воспитывали дедушка и бабушка. С детства увлекался вестернами и в 10-12 лет начал рисовать свои первые комиксы в жанре вестерн. В 1954 году, в 16 лет, поступил в колледж дизайна и искусств . Там снова стал рисовать вестерн-комиксы, к неодобрению преподавателей.
В 1956 году бросил колледж, чтобы отправится в Мексику , к своей матери, вышедшей замуж за мексиканца, и провёл там 9 месяцев. Мексиканская пустыня, бесконечное синее небо и плоские равнины, удивительные перспективы, которыми он раньше восторгался с экрана в вестернах, оставили неизгладимое впечатление на его последующие работы. После возвращения во Францию, начал работать в качестве штатного художника католического издателя .
В 1959—1960 годах, во время Алжирской войны , Жиро был призван на военную службу. Благодаря графическому образованию, ему удалось избежать передовой, проходя военную службу в качестве иллюстратора в армейском журнале, и логиста. Во время службы Жиро познакомился со многими экзотическими культурами, и так же, как в Мексике, впитал опыт, который произвел неизгладимое впечатление и оставил следы в его более поздних комиксах, особенно в созданных под псевдонимом «Mœbius».
Первый комикс, юмористический вестерн «Frank et Jeremie», Жиро нарисовал в 18 лет, для журнала «Far West». В издательстве Fleurus работал с 1956 по 1958 годы. В 1961 году стал учеником бельгийского художника (Joseph Gillain). В 1963 году вместе с бельгийским сценаристом создал первый комикс из цикла о лейтенанте Блюберри ( Blueberry ), который выходит до настоящего времени. Псевдоним «Мёбиус» Жиро взял в 1963 году, когда обратился к фантастике.
Сотрудничал с британским журналом «Новые миры», который редактировал Майкл Муркок ; иллюстрировал книги Муркока, Сэмюэля Дилэни , Филипа Дика , Роджера Желязны .
В 1974 году Жиро вместе с Филиппом Друе, Жаном-Пьером Дьёне и Бернаром Фаркасом основали журнал «Métal Hurlant» ( фр. вóющий металл ). Издание выходило раз в квартал и специализировалось на взрослых комиксах, в основном, в жанре научной фантастики , ужасов и эротики. С журналом сотрудничали многие ведущие европейские художники, и визуальный стиль публикуемых комиксов всегда отличался высоким качеством, профессиональной и часто экспериментальной графикой.
«Métal Hurlant» оказал огромное влияние на мир комиксов, не только в Европе, но и в США и Японии, а так же на художников, иллюстраторов и графических дизайнеров того времени и последующих поколений.
В 1974—1975 годах выходил четырёхсерийный комикс Жиро « » ( ), первый в истории жанра комикс без слов, сразу же стал культовым. Визуальный стиль «Арзака» повлиял на развитие стиля классического американского супергеройского комикса. Ганс Гигер и Майк Миньола (создатель « Хэллбоя »), вспоминали, что их потряс именно этот комикс Мёбиуса. Так же, японский режиссёр-аниматор Хаяо Миядзаки рассказывал, что эстетика «Арзака» очень сильно повлияла на оформление его мультфильма « Навсикая из Долины ветров » 1984 года ; Миядзаки с Жиро много лет дружили, и последний даже назвал свою дочь Навсикая .
В 1975 году на съёмках фильма «Дюна» ( ) по роману Френка Герберта Жиро познакомился с американским сценаристом Дэном О’Бэнноном , который должен был отвечать за спецэффекты. В свободное время до начала съёмок Дэн написал и проиллюстрировал небольшую детективную историю, происходящую в мире будущего. Комикс пародировал многие шаблоны научной фантастики и нуарных детективов. О’Бэннон показал комикс Жиро, а тому так понравилась история, что он попросил разрешения тоже проиллюстрировать её и опубликовать в «Métal Hurlant». О’Бэннон согласился и забыл, воспринимая своё творение не слишком серьёзно. В 1976 году «The Long Tomorrow» («Долгое завтра»), проиллюстрированный Жиро, появился в «Métal Hurlant», а в 1977 году — в первом номере « Heavy Metal ». Благодаря оригинальному стилю, The Long Tomorrow считают предтечей визуального стиля киберпанк . На него ориентировались Ридли Скотт , создавая мир будущего в « Бегущем по лезвии » и Джордж Лукас в фильме « Империя наносит ответный удар ». The Long Tomorrow оказал сильное влияние на Уильяма Гибсона , автора классики киберпанка, романа « Нейромант », и на Кацухиро Отомо , создателя культовой манги и аниме « Акира ».
В конце 1970-х Жиро пришёл в кино. Он работал над художественным оформлением отменённого впоследствии фильма «Дюна» чилийского писателя и режиссёра Алехандро Ходоровски , сделал более 3000 рисунков В 1980-х они вместе создают цикл комиксов « Инкал », который публиковался в Métal Hurlant .
В фильмах « Чужой » (1979) и « Бегущий по лезвию » (1982) он работал с режиссёром Ридли Скоттом . Он создавал дизайн костюмов для киберпанковского фильма « Трон » (1982). В мультфильме « Властелины времени » (1982) Жиро выступил не только как художник, но и как сценарист . В 1989 году Жиро участвовал в создании японского англоязычного мультфильма « Маленький Нимо: Приключения в стране снов » и фильма Джеймса Кэмерона « Бездна ». В середине 1990-х вернулся в кино, будучи занятым в « Космическом джеме » и « Пятом элементе ».
В начале 2000-х Жиро стал одним из трёх участников итальянского проекта по иллюстрированию « Божественной комедии », он рисовал иллюстрации к « Раю ». В 2003 году вышел мультсериал « Арзак », созданный Жиро по собственному комиксу.
Жиро умер после долгой борьбы с раком 10 марта 2012 года в Париже в возрасте 73 лет, похоронен 15 марта на кладбище Монпарнас .
Основная статья: