Interested Article - Шангуань Чжоу

Шангуань Чжоу. « Даоские бессмертные », бумага, китайская тушь , краски. (порт.) , Лиссабон .

Шангуань Чжоу ( кит. трад. 上官周 , пиньинь Shàngguān Zhōu , W.-G. : Shang-kuan Chou , : Schang-kuan Tschóu , : Chang kouan Tcheou ), — по прозванию Чжучжуан ( кит. трад. 竹庄 , пиньинь Zhuzhuang , W.-G. : Chu-chuang , : Tschu-tschuang , : Tchou tchouang ), — художник, каллиграф и поэт цинского времени (1664 / 1665 ~ ?1749 или ?1752 ), автор сборника «Ваньсяотан хуачжуань» («Иллюстрированные биографии из зала „Старческого смеха“») , , — собрания портретов-ксилографий знаменитых персонажей китайской истории.

Биография

Родителями был наречён ( , юаньмин ) Шисянем ( кит. трад. 世显 , пиньинь Shìxiǎn ) . Взял второе имя ( цзы ) — Вэньцзо ( кит. трад. 文佐 , пиньинь Wenzuo , W.-G. : Wên-tso , подписывался ( хао кит. трад. , упр. ) так же — Шангуань Вэньцзо 官周文左, Чжучжуан 竹庄

Родился на территории современного Чантина ( Фуцзянь ); несмотря на звучную фамилию (« (кит.) » — «Верховный правитель»), вероятнее всего происходил из семьи крестьян-простолюдинов ханьской субэтнической общности хакка , — но потому, несмотря даже на «незнатность» происхождения, как многие хакка, мог получить хорошее традиционное образование.

Его творчество современные китайские исследователи нередко рассматривают в контексте выделившейся при поздней Мин «южной школы». Достоверных биографических сведений о жизни художника сохранилось мало.

Юные годы пришлись на трудное время. В родной Фуцзяни крайне непростая обстановка: череда восстаний при Канси , жестоко подавленных правительственными войсками (хакка, при этом занимали сложную позицию — неясно, кого поддерживали).

Предположительно, уже в молодости Шангуань Чжоу побывал при дворе и получал «государственные» заказы, — однако очевидно, что до последних дней жизни он оставался т. н. «самодеятельным» «профессиональным» художником, зарабатывавшем на жизнь написанием картин.

В 79-летнем возрасте напечатал «Иллюстрированные биографии из зала „Старческого смеха“» («Ваньсяотан хуачжуань»).

В 85 лет — написал свиток от 12 июня 2018 на Wayback Machine .

Точная дата смерти неизвестна.

Творчество

Прославился в жанрах шань-шуй ( , «горы и воды») и жэнь-у (人物画, «люди и вещи»).

Как и у других «самодеятельных» художников «Южной школы» той эпохи, в работах Шангуань Чжоу некоторые исследователи склонны отмечать знакомство с «западной живописью» .

Возможно, обучался живописи у кого-то из учеников (англ.) ( 1564—1647), крупного южного мастера «портретной» живописи.

Как мастер «пейзажной живописи» ценился современниками очень высоко.

В Шэньянском Гугуне ( Мукден ) сохранились 4 (из 12) шёлковых свитка его « Пейзажей » (山水图, 80 × 21 см), — написанные в (22-й год эпохи Канси ) 18-летним мастером: , , и .

Известная его работа, с символическим названием от 12 июня 2018 на Wayback Machine (《艚篷出峡图》, 54,3 × 11,9 см; 1706) — хранится в коллекции знаменитого пекинского «издательства» высококачественных копий « (кит.) ».

Современник, знаменитый поэт и литератор (яп.) ( , 1650—1727) давал его «пейзажам» высочайшую оценку — ставил вровень с Гу Кайчжи

Предполагается, что наряду с другими художниками, под началом одного из знаменитых « (фр.) » ( ) — (фр.) ( , 1632—1717), принял участие в создании грандиозной «серии» картин-свитков о (кит.) Сюанье по усмирённому после долгих волнений Югу страны — « (нем.) » (《康熙南巡盛典图》, 1691~1698; 12 цзюаней ; шёлк, тушь, краски; 67,8 см по вертикали, диапазон по горизонтали 1555 ~ 2612,5 см; , Пекин ) от 12 июня 2018 на Wayback Machine ; от 12 июня 2018 на Wayback Machine от 12 июня 2018 на Wayback Machine .

Возможность убедиться в техническом мастерстве и масштабе художника представлялась в работах (преимущественно в жанре шань-шуй ), которые в последние годы выставляли крупнейшие аукционные дома.

На престижных аукционах последних лет регулярно появляются свитки, альбомы и образцы каллиграфии с печатями , или подписанные именем Шангуань Чжоу, — однако на арт-рынке традиционно циркулирует и много «стилизаций» и подделок.

На китайских аукционах нередко появляются его картины в жанре жэнь-у — от 12 июня 2018 на Wayback Machine (《太白醉归图》, 76 × 53 см) и др.

«Южная школа» живописи

Шангуань Чжоу рассматривают в контексте т. н. «фузцзяньской школы живописи» ( миньхуа 闽画) .

Миньси саньцзе «闽西三杰» — «Три богатыря Западной Фуцзяни» : Хуа Янь , Шангуань Чжоу, Хуан Шэнь .

Считается, что Шангуань Чжоу мог оказать влияние на становление своего знаменитого младшего земляка Хуан Шэня ( , 1687—1772), одного из « Восьми янчжоуских чудаков » .

Предположительно оказывал влияние на современное «декоративно-прикладное» искусство и роспись фарфора (становление т. н. «кантонской школы»).

«Влияние» европейского искусства

Работы Шангуань Чжоу уже в XIX веке попали в европейские коллекции.

Фридрих Хирт , а за ним (англ.) , и другие учёные-ориенталисты увидели в них «западное влияние». По версии Хирта, Шангуань Чжоу был знаком с «западной», — европейской живописью. Действительно, на Юге — в Фудзяни и Гуандуне , где прошла творческая деятельность художника, активно действовали иезуиты.

Альбер Мейбон сравнивал экспрессию хранящегося в Музее Гиме (тушь, минеральные краски, бумага, 0,15 м x 0,87 м ) с манерой Калло — «бесшабашность» образа, объём, светотень и т. д., — всё, по его мнению, доказывало влияние «западной» живописной манеры…

Однако «западное влияние» вряд ли ограничилось рисунками заезжих иезуитов, — слишком большой и самобытный художник. Несомненно, что в творчестве Шаньгуан Чжоу аккумулировал традицию, личный опыт, художественные и просто практичные находки современников и предшественников.

«Иллюстрированные биографии из зала „Старческого смеха“», 1743

Основная статья: « Ваньсяотан хуачжуань »

Кисти Шангуань Чжоу принадлежит, в частности, «портативная» галерея знаменитых персонажей китайской истории, ксилографическое издание которой в Гуандуне в 1743 году получило весьма широкое хождение в Цинской империи и далеко за её пределами.

Сборник оказал огромное влияние на китайскую культуру, породив подражания. Пользовался популярностью в Японии. Лу Синь не переставал им восхищаться.

Фридрих Хирт отмечал издание «Ваньсяотана» как важную веху в развитии китайской живописи .

Гравюры из сборника вошли в « цзяцинскую » «Четвёртую часть» ( 1818 года ) « Слова о живописи из Сада с горчичное зерно ».


Портрет Ди Цина ( кит. трад. , пиньинь Dí Qīng , W.-G. : Ti Ch’ing , : Ti-ts’ing , 1008 1057 ), прославленного героя-полководца и знатока военных трактатов — иллюстрация из сборника Шангуань Чжоу « Ваньсяотан хуачжуань », 1743. Её копию приводит Ф. Хирт для доказательства «западного влияния» на манеру ряда китайских художников . «Фантастичное» облачение северосунского генерала (прекрасный наездник и стрелок, неоднократно принимал участие в военных действиях против соседей империи и в подавлении мятежей), — его завитой парик и весь «верх», воспроизводящий североевропейские элементы городского костюма ХVII в., — выделяется в галерее образов «Ваньсяотана», славящихся традиционностью и даже «исторической» достоверностью изображения. Подобная репрезентация героя, подчёркивала иронический модус всего собрания портретов и, возможно, связана с фамилией знаменитого военачальника: Ди ( ), со времён Сражающихся царств означало « северный варвар »… — Ср.: .

Литература

  • Tchang Yi-tchou [w.-g.: Chang I-chu ]; (фр.) . от 14 июня 2018 на Wayback Machine // Annales du musée Guimet. Bibliothèque d’art, tome IV. — Paris: Librairie Paul Geuthner, 1910. — P.52, 96; reproduction; от 14 июня 2018 на Wayback Machine
  • Hirth, Friedrich . . — München und Leipzig: G. Hirth’s Verlag, 1896. — P.60-63, 74.
  • Maybon, Albert . La peinture chinoise au Musée Guimet // L’Art Décoratif : Révue de l’Art Ancien et de la Vie Artistique Moderne [/ Directeur Fernand Roches. — Paris]. — 1911. Janvier. — Pp.47-60; 15 figures. — P.58.
  • (англ.) . от 13 июня 2018 на Wayback Machine . — Berkeley: University of California Press, 1989. — Р.67.
  • Waley, Arthur . — [London] : Printed by order of the Trustees, 1922. — P.76.

Исследования (кит.)

  • [ Чжань Иньсинь ] 詹鄞鑫. // 美术. 1981. № 4. — / сайт — «Шангуань Чжоу и „Иллюстрированные биографии из Зала старческого смеха“»
  • [ Цю Юсюань ] 丘幼宣. от 3 июля 2019 на Wayback Machine // 美术研究. 1985. № 4. / сайт — сомнения по поводу того, что «Хуан Шэнь начинал как ученик Шангуань Чжоу»
  • [ Го Ишань ] 郭义山. от 3 июля 2019 на Wayback Machine // 龙岩师专学报. 1989. № 01. / сайт — «Три великих живописца Западной Фуцзяни — Хуа Янь, Шангуань Чжоу, Хуан Шэнь»
  • [ Семин Ган ] 谢明刚. от 3 июля 2019 на Wayback Machine // 四川文物. 1991. № 5. — «Цветные листы из альбома Шангуань Чжоу [в жанре] „люди-вещи“» (33,3×34,3 см; бумага, тушь, краски) / сайт
  • [ Чжан Сяньчжэ ] 张献哲. от 3 июля 2019 на Wayback Machine // 文物世界. 2000. № 06. / сайт — «„Пейзажный альбом“ Шангуань Чжоу»
  • [ Цао Цинжун ] 曹庆荣. от 6 мая 2019 на Wayback Machine // 开放潮. 2005. № 1. — / сайт — «Ознакомление с „Собранием рисунков гор и вод Чжучжуана“ Шангуань Чжоу»
  • [ Ло Липин ] 罗礼平 / (кит.) ( ) :
    • ( *.pdf ) // 美术学报. 2014. № 02. / Academia.edu ; то же : / сайт
    • от 12 июня 2018 на Wayback Machine // 福建师范大学学报(哲学社会科学版). 2014. № 2 — исследование «раннего периода» Шангуань Чжоу
    • (недоступная ссылка) // 艺术时空. 2014. № 3
    • // 国画家. 2014. № 3. — «Разыскания псевдонимов и дат жизни и смерти Шангуань Чжоу»
    • // 文艺争鸣. 2014. № 6. — рассмотрение стилевой концепции «Иллюстрированных биографий Чжучжуана из „Зала старческого смеха“»
    • // 中国国家博物馆馆刊. 2014. № 8 / сайт (кит.)
  • [ Сюй Дуншу ] 徐东树; [ Хуан Сяово ] 黄小我. // 福建艺术 [: 杂志]. 2012. № 6 ( (недоступная ссылка) )
  • [ Линь Му / (кит.) ] 林木. [«Размышление относительно стиля старой фуцзяньской школы, — от Шангуань Чжоу до Хуан Шэня и Хуа Яня»].

Примечания

  1. Waley, Arthur . — [London] : Printed by order of the Trustees, 1922. — P.76. (англ.)
  2. Hirth, Friedrich . . — München und Leipzig: G. Hirth’s Verlag, 1896. — P.60-63, 74. (нем.)
  3. Tchang Yi-tchou [w.-g.: Chang I-chu ]; (фр.) . от 14 июня 2018 на Wayback Machine // Annales du musée Guimet. Bibliothèque d’art, tome IV. — Paris: Librairie Paul Geuthner, 1910. — P.52, 96; от 14 июня 2018 на Wayback Machine (фр.)
  4. Maybon, Albert . La peinture chinoise au Musée Guimet // L’Art Décoratif : Révue de l’Art Ancien et de la Vie Artistique Moderne [/ Directeur Fernand Roches. — Paris]. — 1911. Janvier. — Pp.47-60; 15 figures. — P.58. (фр.)
  5. от 7 февраля 2015 на Wayback Machine / Энциклопедия Байду (кит.)
  6. от 1 октября 2020 на Wayback Machine [База данных оттисков китайских старинных именных печатей]
  7. (англ.) . от 13 июня 2018 на Wayback Machine . — Berkeley: University of California Press, 1989. — Р.67. (англ.)
  8. Shangguan Zhou, «Reading the Book of Change in the Autumn Forest»: hanging scroll; color on silk; 80 × 21 cm]
  9. Shangguan Zhou, «Misty River through Rolling Mountains»: hanging scroll; color on silk; 80 × 21 cm
  10. Shangguan Zhou, «Temple Set Amid Mountain Shrouded by Cloud»: hanging scroll; color on silk; 80 × 21 cm
  11. Shangguan Zhou, «Snow-clad Mountains»: hanging scroll; color on silk; 80 × 21 cm
  12. / Энциклопедия Байду (кит.)
  13. / Энциклопедия Байду (кит.)
  14. [ Чэнь Цзимоу ] 陈济谋. [«Поклон Шангуань Чжоу»]
  15. (кит.)
  16. (англ.)
  17. . Дата обращения: 12 июня 2018. 12 июня 2018 года.
  18. [ Линь Му ] 林木. [«Размышление относительно стиля старой фуцзяньской школы, — от Шангуань Чжоу до Хуан Шэня и Хуа Яня».
  19. [ Ло Липин ] 罗礼平. от 12 июня 2018 на Wayback Machine // 福建师范大学学报(哲学社会科学版). 2014. № 2. (кит.)
  20. [ Цю Юсюань ] 丘幼宣. от 3 июля 2019 на Wayback Machine // 美术研究. 1985. № 4. (кит.)
  21. Большой вертикальный свиток Хуан Шэня « Даосские бессмертные , воскуряющие благовония » (бумага, тушь, краски, 1751) в Государственном Эрмитаже .

Ссылки

Работы

  • — работы Шангуань Чжоу в коллекциях музеев Китая
  • от 12 июня 2018 на Wayback Machine — блог (кит.)
  • от 12 июня 2018 на Wayback Machine — блог (кит.)
  • — Поздние шедевры
  • — недавние продажи на аукционах (кит.)
  • — блог (кит.)
  • — блог (кит.)
  • — блог (кит.) — с экспертной оценкой (кит.) (徐邦达, 1911—2012); блог (кит.)
  • (недоступная ссылка) — (презентация 2016 в Фузцяни) (кит.)
  • — блог (кит.)
  • — блог (кит.)
  • от 12 июня 2018 на Wayback Machine — «Stormy landscape», на аукционе « Бонхамс ». (англ.)
  • от 12 июня 2018 на Wayback Machine — на аукционе « Кристис », Гонконг, 2007-05-28 (кит.)
  • на художественном портале « Юньнань ишу цзайсянь» 《云南艺术在线》 (кит.)
  • (кит.)
  • — картина в жанре жэнь-у ; блог (кит.)
  • — блог (кит.)
  • — издание альбома Пейзажей из коллекции Фуцзянского педагогического университета; блог (кит.)
    • (кит.) — презентация издания альбома в Фуцзяни, 2009
    • (кит.) — основная информация об альбоме «Пейзажи» (на 13.05.2010)
    • — печатное издание альбома пейзажей «Шангуань Чжоу шань-шуй хуапу» 《上官周山水画谱》 ( *.pdf ) (кит.)
  • — блог (кит.)
  • — блог (кит.)
  • — блог (кит.) 拍卖时间 (2014-12-21)
  • (2011)
  • — пейзаж, Bonhams Shanghai 2011, блог (кит.)
  • , свиток 76 × 53 см
  • « Бо Цзюйи 白居易 и Сяо Мань 小蛮» ( ), — свиток, 142,24 x 36,83 см; бумага, тушь, минеральные краски
  • « Ваньсяотан хуачжуань »
    • — вторая часть
Источник —

Same as Шангуань Чжоу