Святослав Игоревич
- 1 year ago
- 0
- 0
Святосла́в И́горевич ( Свѧтославъ Игоревичь ; между 920 и 942 — весна или март 972) — князь новгородский и великий князь киевский с 945 (фактически с 961) по 972 год, прославился как полководец. Известен разгромом Хазарского каганата , что привело к закреплению Руси в донском и окском бассейнах .
Формально Святослав стал правителем в трёхлетнем возрасте после гибели в 945 году отца, киевского князя Игоря , но самостоятельное правление началось, как можно судить по косвенным данным, около 961 года (по летописи в 964 году). При Святославе Киевской Русью в значительной мере правила его мать — княгиня Ольга , сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за его постоянного пребывания в военных походах. При возвращении из похода на Болгарию Святослав был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах .
Святослав — первый достоверно известный киевский князь со славянским именем, тогда как его родители носили имена с скандинавской этимологией .
В византийских источниках X века его имя записано как Сфендославос ( др.-греч. Σφενδοσθλάβος ) , откуда историки, начиная с В. Н. Татищева , делали предположение о соединении скандинавского имени Свен ( дат. Svend , др.-сканд. Sveinn , совр. швед. Sven ) со славянским княжеским окончанием -слав . Однако в современной историографии такая трактовка считается неправдоподобной. Со Свент- начинаются в иноязычной передаче и другие славянские имена на Свят- , например, имя Святополка (в источниках др.-в.-нем. Zwentibald — Цвентибальд, или лат. Suentepulcus — Свентипулк ), князя Великой Моравии в 870—894 годах, или киевского князя 1015 — 1019 годов Святополка Владимировича ( лат. Suentepulcus у Титмара Мерзебургского ). Согласно этимологическому словарю Фасмера , начальная часть этих имён восходит к праслав. *svent- , который после утраты носовых гласных даёт современное восточнославянское свят — святой. Носовые гласные сохранились до настоящего времени в польском языке ( польск. święty — святой).
В прошлом отмечалось [ неавторитетный источник ] , что первая часть имени Святослава по значению соотносится со скандинавскими именами его матери Ольги и князя Олега Вещего ( др.-сканд. Helgi — святой, др.-сканд. Helga — святая), а вторая — имени Рюрика ( др.-сканд. Hrorekr — славой могучий), что соответствует раннесредневековой традиции учитывать при имянаречении имена других членов княжеской семьи. Однако современные исследователи ставят возможность такого перевода имён с одного языка на другой под сомнение . Историк Е. А. Рыдзевская считала такую трактовку имени Святослава антиисторической . Женский вариант имени Святослав — Святослава — носила сестра датского и английского короля Кнуда I Великого , мать которой была родом из польской династии Пястов .
В 1912 году на территории Десятинной церкви в Киеве Дмитрий Милеев проводил раскопки. При этом была найдена свинцовая вислая актовая печать , где, помимо изображения княжеского двузубца, сохранилось греческое написание имени Святослав .
Исследователи много дискутируют насчёт года рождения князя, приводя свои версии о дате. В основном историки обосновывают те даты, которые не выходят за временные рамки между 920—942 годами.
Согласно древнерусским летописям , Святослав был единственным сыном киевского князя Игоря и княгини Ольги. Год его рождения точно не известен. По Ипатьевскому списку , Святослав родился в 942 году , однако в других списках Повести временных лет , например, Лаврентьевском , такой записи нет. Исследователей настораживает пропуск такой важной информации переписчиками, хотя она и не противоречит другим сообщениям. Тем не менее, 942 год как дату рождения Святослава приводят и многие историки . Однако другие исследователи оставляют эту дату рождения под вопросом .
Есть версия, что Святослав родился примерно в 941 году (при этом отмечает, что в этом случае его матери княгине Ольге должно было быть не менее 55 лет) . Л. В. Войтович считает, что князь родился примерно в 938 году .
В литературе как год рождения Святослава упоминается также 920 , что противоречит известным сведениям о правлении Святослава. считает, что, вероятнее всего, Святослав родился где-то в 920-х годах .
По мнению П. П. Толочко , Святослав родился не ранее 930—932 годов .
По версии О. М. Рапова, Святослав родился в год смерти царя Болгарии Симеона , то есть в 927 году . Эту дату как наиболее вероятную приводит и ряд других историков .
В некоторых изданиях и вовсе опускается дата рождения, и этот вопрос никак не поднимается .
Первое упоминание Святослава в синхронном историческом документе содержится в русско-византийском договоре князя Игоря от 944 года .
Князь Игорь Рюрикович, по летописной версии, был убит осенью 945 года древлянами за взимание с них непомерной дани. Его вдова Ольга, ставшая регентшей при трёхлетнем сыне, пошла на следующий год с войском в землю древлян. Сражение открыл четырёхлетний Святослав:
…[бросил] копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав ещё дитя. И сказали Свенельд [воевода] и Асмуд [кормилец]: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем».
— Повесть временных лет
Дружина Игоря победила древлян, Ольга принудила их к покорности, а затем ездила по Руси, выстраивая систему правления.
Согласно летописи, Святослав всё детство находился при матери в Киеве , что противоречит замечанию византийского императора Константина Багрянородного (около 949 ):
Приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии. Константин Багрянородный
В Немогарде Константина обычно видят Новгород , которым сыновья киевских князей традиционно владели и впоследствии. Фразу часто толкуют как указание на то, что Святослав был посажен в Новгород при жизни отца . Константин упоминает имя Святослава без титула также при описании визита Ольги в Константинополь ( 957 ).
Княгиня Ольга крестилась в 955—957 годах и пыталась обратить в христианство и сына. Но Святослав до конца оставался язычником , объясняя, что христианин не будет пользоваться авторитетом у дружины. Летописец цитирует апостола Павла :
Для неверующих вера христианская юродство есть
Во время посольства Ольги в Константинополь в её делегацию входили и «люди Святослава», получившие на первом приёме даров даже меньше, чем рабыни Ольги, а в протоколе второго приёма вообще не упомянутые. А. В. Назаренко предполагает, что одной из целей переговоров Ольги был брак Святослава с греческой царевной и что после отказа в таком браке «люди Святослава» были оскорблены и покинули Константинополь уже после первого приёма, а Святослав решил остаться в язычестве.
Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом о послах Ольги, «королевы Ругов», к королю Германии Оттону I Великому по вопросу крещения Руси. Однако в 961 году миссия епископа Адальберта , посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу — вероятно, что это произошло из-за сопротивления Святослава и свидетельствует о его приходе к власти между 959 и 961 годами .
О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает с 964 года :
Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус , и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: «Иду на вы! »
— Повесть временных лет
В «Повести временных лет» отмечено, что в 964 году Святослав «пошёл на Оку реку и на Волгу , и встретил вятичей ». Не исключено, что в это время, когда главной целью Святослава было нанесение удара по хазарам , он не подчинил вятичей, то есть ещё не обложил их данью .
В 965 году Святослав атаковал Хазарию :
В лето 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и град их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов .
— Повесть временных лет
Современник событий Ибн-Хаукаль относит поход к чуть более позднему времени и сообщает также о войне с Волжской Булгарией , известия о которой не подтверждены другими источниками:
Булгар — город небольшой, нет в нём многочисленных округов, и был известен тем, что был портом для упомянутых выше государств, и опустошили его русы и пришли на Хазаран , Самандар и Итиль в году 358 (968/ 969 ) и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус … И ал-Хазар — сторона, и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нём многочисленные сады…, но вот пришли туда русы , и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма.
— Ибн Хаукаль. «Книга путей и государств»
По одной версии, Святослав вначале взял Саркел на Дону (в 965 году), затем вторым походом в 968 / 969 году покорил Итиль — хазарскую столицу в устье Волги, и Семендер — второй крупный хазарский город, находившийся на побережье Каспийского моря. По другой версии, имел место один большой поход 965 года, русское войско двигалось вниз по Волге и взятие Итиля предшествовало взятию Саркела.
Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой. На месте Саркела появилось славянское поселение Белая Вежа. Возможно, тогда же под власть Киева перешла Тмутаракань . Есть сведения о том, что русские отряды находились в Итиле до начала 980-х годов .
Под 966 годом, уже после разгрома хазар, в «Повести временных лет» сообщается о повторной победе над вятичами и наложении на них дани.
В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт, причину которого источники излагают по-разному. В 967/968 году византийский император Никифор Фока отправил к Святославу посольство. Главе посольства Калокиру было передано 15 золота (примерно 455 кг) , чтобы направить русов в набег на Болгарию. Согласно одной из версий, Византия хотела сокрушить Болгарское царство чужими руками, а заодно ослабить Киевскую Русь, которая после присоединения Хазарии могла обратить свой взгляд на крымские владения империи . По другой версии, цель Византии заключалась лишь в обуздании агрессии болгарского царя чужими руками, что было стандартной практикой византийской внешней политики .
Калокир договорился со Святославом об антиболгарском союзе, но вместе с тем попросил помочь ему отнять у Никифора Фоки византийский престол. За это, по версии византийских хронистов Иоанна Скилицы и Льва Диакона , Калокир пообещал «великие, бесчисленные сокровища из казны государственной», и право на все завоёванные болгарские земли.
В 968 году Святослав вторгся в Болгарию, разбил болгар в битве под Доростолом , взял множество городов и обосновался в устье Дуная, в Переяславце , куда к нему была выслана «дань с греков» .
К 968—969 годам относится нападение на Киев печенегов. Святослав с конной дружиной возвратился на защиту столицы и отогнал печенегов в степь. Историки А. П. Новосельцев и Т. М. Калинина предполагают, что нападению кочевников способствовали хазары (хотя есть причины полагать что Византии это было не менее выгодно), а Святослав в ответ организовал второй поход против них, в ходе которого и был захвачен Итиль , а Хазария окончательно разгромлена .
Во время пребывания князя в Киеве скончалась его мать, княгиня Ольга, фактически правившая Русью в отсутствие сына. Святослав по-новому устроил управление государством: посадил сына Ярополка на киевское княжение, Олега — на древлянское , Владимира — на новгородское . После этого, осенью 969 года киевский князь снова пошёл на Болгарию с войском . «Повесть временных лет» передаёт его слова:
Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы.
— Повесть временных лет
Летописный Переяславец точно не идентифицирован. Иногда его отождествляют с Преславом или же относят к дунайскому порту Преславу Малому. По версии неизвестных источников (в изложении Татищева) в отсутствие Святослава его наместник в Переяславце, воевода Волк , был вынужден выдержать осаду со стороны болгар . Византийские источники скупо описывают войну Святослава с болгарами. Его войско на ладьях подошло к болгарскому Доростолу на Дунае и после сражения захватило его. Позднее была захвачена и столица Болгарского царства, Преслав Великий, причем царь Борис попал в плен к Святославу . После падения столицы вся страна быстро попала под контроль Святослава .
Весной 970 года Святослав в союзе с болгарами, печенегами и венграми напал на владения Византии во Фракии . Численность союзников византийский историк Лев Диакон исчислял в более чем 30 000 воинов, в то время как византийский полководец Варда Склир имел под рукой от 10 до 12 тысяч солдат. Варда Склир избегал сражения в открытом поле, сохраняя силы в крепостях. Войско Святослава дошло до Аркадиополя (в 120 км от Константинополя), где и произошло генеральное сражение . По сообщениям византийских источников, были окружены и перебиты все печенеги, а затем были разгромлены основные силы Святослава. Древнерусская летопись излагает события иначе: по сведениям летописца, Святослав одержал победу, вплотную подошёл к Царьграду , но отступил, лишь взяв большую дань, в том числе и на погибших воинов. По версии Сюзюмова М. Я. и Сахарова А. Н. , сражение, о котором рассказывает русская летопись и в котором русские одержали победу, было отдельным от битвы под Аркадиополем. Оно также произошло в 970 году, византийским войском командовал не упоминаемый при Аркадиополе патрикий Пётр, а противостояла ему та часть русского войска, которая не сражалась вместе с союзниками под Аркадиополем.
Оккупация Болгарии русами совершенно не устраивала Византию, поскольку вместо слабого и христианского соседа она получила сильного и языческого . Бесцеремонные действия Святослава убедили императора Иоанна Цимисхия в бесполезности дипломатии и он начал готовиться к войне. Подготовка длилась всю зиму 970—971 годов. В апреле Цимисхий во главе отряда из 5000 лучших воинов перешел Балканские горы, в то время как основная часть византийской армии под командованием евнуха Василия Лакапина последовала за ними. Передовой отряд двигался так быстро, что русы были захвачены врасплох, и о походе императора они узнали, только когда он был уже почти у стен Преслава. В это время в городе находилось около 8000 русских, но в бой с авангардом Цимисхия они не вступили, укрывшись за стенами города.
Вскоре прибыла основная часть византийской армии и начался штурм. Тринадцатого апреля византийцы ворвались в город, но многие русские закрылись внутри дворца царя Симеона. Византийцы подожгли дворец и множество русов погибло в огне. Пожары нанесли городу большой ущерб, уничтожив в частности прославленную Золотую Церковь. Вскоре к городу подошел Святослав с основными силами, надеясь вернуть столицу, однако вблизи г. Доростола на его пути встала армия Цимисхия. Русские укрылись в крепости, началась трёхмесячная осада . Потери русов росли, и Святослав стал искать мира. Он отправил к Цимисхию посланника с сообщением о готовности покинуть Болгарию. Стремясь завершить дело, Иоанн принял предложение. Был также возобновлен старый торговый договор, позволявший русским привозить свои товары в Константинополь. На обратном пути в Киев множество русских пали жертвами печенегов, включая самого Святослава .
Византийцы освободили Бориса II, однако к власти его не вернули. Столица Болгарии была переименована в Иоаннополис в честь императора, и там был поставлен византийский наместник . Вся восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили только западные области. Борис II был публично лишен царской короны и регалий, которые поместили на алтарь Святой Софии . Бывший царь остался жить в Константинополе, получив от императора сан магистра .
По заключении мира Святослав благополучно достиг устья Днепра и на ладьях отправился к порогам. Воевода Свенельд говорил ему: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Попытка Святослава в 971 году подняться по Днепру не удалась, пришлось ему зимовать в устье Днепра, а весной 972 года он решил повторить попытку. Однако печенеги по-прежнему сторожили русов. В схватке Святослав погиб:
Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря , князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа , оковав его, и пили из него. Свенельд же пришёл в Киев к Ярополку.
— Повесть временных лет
Гибель Святослава в бою с печенегами подтверждает и Лев Диакон:
Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки — многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и бо́льшую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места.
— Лев Диакон
Начиная с Н. М. Карамзина , многие историки предполагают, что именно византийская дипломатия убедила печенегов атаковать Святослава . В трактате Константина Багрянородного « Об управлении империей » говорится о необходимости союза [Византии] с печенегами для защиты от росов и венгров («Стремитесь к миру с печенегами»), а также, что печенеги представляют серьёзную опасность для русов, преодолевающих пороги . На основании этого подчёркивается, что использование печенегов для устранения враждебного князя произошло в соответствии с византийскими внешнеполитическими установками того времени. Хотя «Повесть временных лет» называет в качестве организаторов засады не греков, а переяславцев (болгар), а Иоанн Скилица сообщает , что византийское посольство, напротив, просило печенегов пропустить русов.
В отличие от летописных дат смерти русских князей Олега и Игоря, дата гибели Святослава проверяется и подтверждается другим источником (« Историей » Льва Диакона) .
«Повесть временных лет» объясняет гибель Святослава его отказом матери, которая хотела крестить его (то есть нарушением традиционного правового принципа подчинения родительской власти):
Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям. Если кто матери не послушает — в беду впадёт, как сказано: «Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет ». Повесть временных лет
Лев Диакон оставил колоритное описание внешности Святослава при его встрече с императором Цимисхием после заключения мира:
Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой.
— Лев Диакон
Впоследствии длинные усы и чуб будут украшать головы запорожских казаков .
Некоторые детали описания внешности Святослава Львом Диаконом допускают неоднозначное толкование. Так, вместо лат. barba rasa — безбородый, допустим перевод с редкой бородой , а клок волос может свисать не с одной, а с двух сторон головы. Именно таким — с редкой бородой и двумя косами — предстаёт Святослав на страницах « Истории » С. М. Соловьёва .
Плоский нос, а не курносый указан в первом переводе на русский Поповым Д.
Примечателен комментарий М. Я. Сюзюмова и С. А. Иванова касательно описания внешности, приведённого Диаконом:
Лев Диакон так описывает мирные переговоры, как будто сам был их очевидцем. Но вряд ли это так. Он, возможно, правильно — по рассказам очевидцев — рисует наружность Святослава, но повествование его не вызывает доверия из-за особого пристрастия подражать древним авторам. В данном случае, как показал Газе (489), описание наружности Святослава напоминает описание Приском Аттилы .
— Сюзюмов М. Я., Иванов С. А.
Известны сыновья Святослава Игоревича:
Имя матери Ярополка и Олега история не сохранила , в отличие от матери Владимира Малуши (в официальном браке с ней Святослав не состоял, она была лишь наложницей).
Иоанн Скилица также упоминает «брата Владимира , зятя василевса » Сфенга, который в 1016 году помог византийцам подавить восстание Георгия Цула в Херсонесе . В древнерусских летописях и других источниках имя Сфенга не встречается. По гипотезе А. В. Соловьева , здесь имеется в виду не брат, а сын Владимира и внук Святослава Мстислав .
Русский историк Н. М. Карамзин назвал его Александром (Македонским) русской древней истории . По словам советского историка академика Б. А. Рыбакова , походы Святослава 965 — 968 годов «представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии» .
Иначе оценивал заслуги Святослава С. М. Соловьёв :
Святослав представлен образцом князя-воина, который с своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли. Соловьёв С. М.
Говоря о походах Святослава, историк А. А. Шахматов отмечал, что их «двигателями оказываются не государственные интересы, а хищнические инстинкты» .
Украинский историк М. С. Грушевский назвал Святослава «чистым запорожцем на киевском престоле» .
Впервые личность Святослава привлекла внимание русских художников и поэтов во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов , действия которой, как и события кампаний Святослава, развернулись на Дунае. Среди созданных в это время произведений следует отметить трагедию «Ольга» Я. Б. Княжнина (1772), в основу сюжета которой положена месть Ольги за убийство древлянами её мужа Игоря. Святослав предстаёт в ней в качестве главного героя. Соперник Княжнина Н. П. Николаев также создал пьесу, посвящённую жизни Святослава. В картине И. А. Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» показан конфликт между военной доблестью и верностью семье, отражённый в русских летописях:
Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих.
В XIX веке интерес к Святославу несколько уменьшился. Одну из своих « Дум » посвятил этому князю Кондратий Рылеев . Повесть А. Ф. Вельтмана «Райна, королевна болгарская» (1843), посвящённая болгарским походам , была издана на болгарском языке в 1866 году в Вене , Добри Войников на её основе поставил в Болгарии драму «Райна-княгиня», а выполненные художником иллюстрации к «Райне…» (1860—1880) вошли в классику болгарского изобразительного искусства . Чуть ранее эпизод со Святославом был включён Вельтманом в роман «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837) . В 1862 году горельеф Святослава в ряду тридцати шести военных полководцев и героев был изображён на памятнике Тысячелетие России (скульптор М. О. Микешин ). Здесь его портрет следовал за позднесредневековой изобразительной традицией из царских титулярников — князь был изображён в шлеме. Около 1880 года К. В. Лебедев написал картину, проиллюстрировавшую описание Льва Диакона встречи Святослава с Цимисхием.
В начале XX века Е. А. Лансере создал скульптуру «Святослав на пути к Царь-граду» . В 1910 году в память о гибели Святослава Игоревича у днепровского порога Ненасытецкого был установлен памятный знак. Он представляет собой чугунную мемориальную плиту (площадью ок. 2 м²), укреплённую на массивном гранитном валуне. Валун увенчан вазой, установленной на стилизованной античной колонне. Это один из редчайших сохранившихся дореволюционных памятников, посвящённых Древней Руси.
Святославу посвящены стихотворения Велимира Хлебникова , Валерия Брюсова , исторический роман «Святослав» (1958) украинского писателя Семёна Скляренко и повесть «Чёрные стрелы вятича» В. В. Каргалова . Образ Святослава создан Михаилом Казовским в его историческом романе «Дочка императрицы» (1999). В романах Александра Мазина «Место для битвы» (2001) (окончание романа), «Князь» (2005) и «Герой» (2006) подробно описан жизненный путь Святослава, начиная от сражения с древлянами в 946 году, и заканчивая смертью в сражении с печенегами. В романе Сергея Алексеева «Аз Бога Ведаю!» подробно описан жизненный путь Святослава, его борьба с Хазарским каганатом и смерть на Днепровских порогах. Роман «Улеб Твердая Рука» (1978) писателя посвящён периоду правления на Руси киевского князя Святослава.
Образ Святослава популярен в неоязыческой литературе и искусстве . В 2003 году вышла книга Льва Прозорова «Святослав Хоробре. Иду на вы!». В последующие годы книга неоднократно переиздавалась.
В постсоветское время были установлены памятники Святославу Игоревичу в Киеве (два памятника), селе Старые Петровцы Киевской области, Запорожье , Мариуполе , Серпухове .
Определённый общественный резонанс вызвал проект памятника князю Святославу работы известного российского скульптора В. М. Клыкова , который первоначально предполагалось установить в Белгороде. Скульптурная композиция, посвящённая 1040-летию разгрома Хазарского каганата, была изготовлена по инициативе возглавляемого В. М. Клыковым Международного фонда славянской письменности и культуры. Представители Федерации еврейских общин России (ФЕОР) и (ЕАЕК) выразили протест по поводу изображения на щите поверженного хазарского воина звезды Давида , усматривая в этом антисемитские мотивы. В результате Правительство Белгородской области вначале отложило открытие памятника, а затем он был установлен в селе Холки Чернянского района Белгородской области (при этом вызвавший скандал элемент скульптурной композиции был видоизменён) .
Портрет Святослава используется в эмблеме ультрас киевского футбольного клуба « Динамо », кроме того, название «Святослав» носит печатное издание болельщиков киевского «Динамо» .
В 1983 году режиссёром Юрием Ильенко был снят художественный кинофильм « Легенда о княгине Ольге », в роли Святослава — Лесь Сердюк , а также — Святослав в детстве.
В 1994 году вышел российский мультфильм « ». В нём показан молодой Святослав вместе со своей матерью.
В фильме режиссёра Булата Мансурова « Сага древних булгар » (2004) роль Святослава Игоревича играл актёр Борис Хмельницкий
В 1989 году вышел исторический роман Вадима Каргалова «Святослав» (переиздан в 2004 году).