Interested Article - Меркурий (балет)
- 2021-09-06
- 2
«Мерку́рий» ( фр. Mercure ) — одноактный балет (в программе указывался не балет, а «пластические позы в 3-х картинах», фр. poses plastiques en 3 tableux ) в постановке Л. Ф. Мясина на музыку Э. Сати (IES 36), сценография П. Пикассо . Первый показ 15 июня 1924 года в программе благотворительных концертов «Парижские вечера» графа Этьена де Бомона в театре Сигаль, Париж . Данные источников относительно автора либретто расходятся: в одних значится Жан Кокто , в других — Леонид Мясин.
Первое представление 2 июня 1927 труппой Русский балет Дягилева в Театре Сары Бернар было воспринято парижанами как возобновление постановки 1924 года.
История создания
Балет был создан в период между увольнением Мясина из Русского балета Дягилева весной 1921 года и его возвращением в труппу в 1925 году. Работа над «Меркурием» началась по просьбе графа Этьена де Бомона ( Comte Étienne de Beaumont ) для проводимых им в 1924 году благотворительных концертов «Парижские вечера графа Этьена де Бомона» ( фр. Soiree de Paris du Comte Etienne de Beaumont ) для вдов французских военнослужащих и русских эмигрантов. Для этой серии вечеров танца, драмы, музыки, живописи и поэзии Мясин поставил пять балетов: « Прекрасный Дунай », «Салат», «Жига», «Меркурий» и «Розы» .
В создании балета активно участвовал граф Э. де Бомон, договорившийся о совместной работе композитора Сати, хореографа Мясина и художника Пикассо, которые ранее создали балет « Парад » (1917) для труппы Дягилева. Автором идеи выступил организатор «Парижских вечеров», который переманил и задействовал состав авторов, ранее работавших для Русского балета, что злило Дягилева и воспринималось им как вызов соперника, как конкуренция. Сама концепция сочинения стала своего рода ухищрённой вендеттой де Бомона Дягилеву и Кокто. С одной стороны, граф надеялся создать нечто лучшее предыдущей дягилевской совместной постановки 1917 года. Вероятно, потому присутствовавший на премьере «бледный, возбуждённый и нервный» Дягилев испытывал творческую ревность и высказывал способствовавшие разжиганию скандала замечания. С другой стороны, выбор темы воспринимался как насмешка над Кокто .
Данная работа задумывалась не как произведение высокого искусства с философским наполнением, а как ироничный опус по противопоставлению древнегреческой и древнеримской мифологий современному умонастроению. По сути балет не имел сюжета хотя изображал мифологические персонажи: Меркурия , Аполлона , Венеру , Плутона , Прозерпину и Цербера . Каждая из 3-х картин высвечивала один из многих аспектов самого Меркурия: в первой картине — это бог изобилия и богатства, во второй — хитрый воришка, в третьей — проводник душ умерших в Загробный мир . Поэтому имеется ещё одно менее распространённое название сочинения Сати — «Приключения Меркурия» ( фр. Les aventures de Mercure ) . Мясин кратко писал о своей роли: «Я танцевал Меркурия , и со мной происходили разные приключения — я вмешивался в дела Аполлона, руководил знаками Зодиака , устраивал похищение Прозерпины» . В балете присутствовали как комическая, так и драматическая составляющие .
Декорация и костюмы Пикассо относятся к периоду между неоклассическим и сюрреалистическим этапами его творчества; в дальнейшем «пластические позы в 3-х картинах» стали описывать как «балет художника» ( англ. painter's ballet ) .
Так же как и в случае с балетом «Парад», премьера «Меркурия» стала скандальной . Согласно отзыву современника, в 1924 году в театре Сигаль состоялось 2 показа. На премьере, как только погас свет, раздался крик «Да здравствует Пикассо! Долой Сати!». Многие из присутствовавших на том спектакле впоследствии упрекали Сати в том, что он покинул театр до окончания представления, когда на самом деле его уход был связан со срочным отъездом — композитор спешил попасть на поезд . Согласно мемуарам Мясина, на одном из спектаклей в ложу, где сидел Пикассо с супругой, ворвались дадаисты , которых «наши кубистские постановки приводили в ярость», они громко ругались и обзывали художника: «Старый халтурщик!» ( фр. Vieux pompier! ). Бомон вызвал полицию и заставил смутьянов покинуть театр .
В 1925 году Чекетти по просьбе Дягилева передал Мясину его предложение о встрече. Мясин снова был весьма удивлён (первый раз при увольнении из труппы) и пошёл на примирение. Дягилев решил доверить Мясину постановку двух новых балетов: «Зефир и Флора» и « Матросы » (оба 1925). При описании того события балетмейстер отметил, что Дягилев интересовался «Меркурием» . Позднее балет был представлен труппой Русский балет Дягилева.
Части музыкального сочинения
Музыка создавалась по заказу графа Э. де Бомона. В данном произведении Сати различаются мелодии в духе мюзик-холла и отсылки к регтайму . Длительность музыкального сочинения Сати составляет 13—14 минут.
- Картина I: Увертюра . Ночь. Нежный танец. Знаки Зодиака. Выход и танец Меркурия ( Ouverture. La nuit. Danse de tendresse. Signes du Zodiaque. Entrée et danse de Mercure )
- Картина II: Танец граций . Купание граций. Бегство Меркурия. Ярость Цербера ( Danse des grâces. Bain des grâces. Fuite de Mercure. Colère de Cerbère )
- Картина III: Полька. Новый танец. Хаос. Финал ( Polka des lettres. Nouvelle danse. Le chaos. Finale )
Премьеры
- 1924, 15 июня — «Меркурий», «пластические позы» ( фр. poses plastiques en 3 tableux ). Музыка Э. Сати, хореография Л. Мясина, оформление П. Пикассо. Первый показ на благотворительном представлении «Парижские вечера» в Театре де ля Сигаль, Париж . Основные исполнители: Леонид Мясин ( Меркурий ), Вера Петрова, Борис Лисаневич . Встречаются другие даты премьеры: 17 мая , 14 июня .
- 1927 , 2 июня — «Меркурий», «пластические позы». Музыка Э. Сати, хореография Л. Мясина, оформление П. Пикассо. Дирижёр Р. Дезормьер, режиссёр С. Григорьев. Русский балет Дягилева. Театр Сары Бернар, Париж. Основные исполнители: Вера Петрова, Леонид Мясин .
С. Л. Григорьев указал автором сценария Ж. Кокто , когда по данным автором либретто выступил Л. Мясин . Встречается иная датировка премьеры: 1 июня . Со слов Григорьева, 2 июня «Меркурий» был воспринят парижанами лишь как возобновление . Балет не закрепился в репертуаре Русских сезонов . После повторных показов 8 и 11 июня в Театре Сары Бернар «Меркурий» был представлен только один раз — 11 июля 1927 года в , Лондон .
Оценки
Автор рецензии о премьере 1924 года писал, что многие зрители не восприняли иронического настроения совместной работы композитора, хореографа и сценографа. «Меркурий» Сати может не расцениваться как монументальное достижение в музыкальной инновации — это очаровательный весёлый бурлеск в стиле юмористической игры ума, а художественное оформление Пикассо всегда достойно нового просмотра .
В воспоминаниях бессменный режиссёр труппы Русский балет Дягилева С. Л. Григорьев оставил не лестную оценку произведению: «В программе он значился не как балет, а под рубрикой «пластические позы» и состоял из трёх картин. На мой взгляд — и боюсь, что его разделяла публика, — «Меркурий» оказался совершенно бессмысленным» .
См. также
Примечания
- ↑ , Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 350.
- ↑ , Список балетов, осуществлённых Русским балетом С. П. Дягилева, с. 332.
- ↑ , с. 412.
- ↑ , Список балетов, осуществлённых Русским балетом С. П. Дягилева, с. 331.
- , Глава 9, с. 167—168.
- ↑ , Concert Review.
- ↑ .
- , Глава 9, с. 168.
- ↑ , Глава 9, с. 169.
- , Europa Danse.
- .
- , Глава 10, с. 169—170.
- (фр.) . Bibliothèque nationale de France . Дата обращения: 17 июня 2019.
- ↑ .
- ↑ , p. 289.
- , Список балетов, осуществлённых Русским балетом С. П. Дягилева, с. 331—332.
- .
- ↑ , Глава 19. 1927, с. 191.
Литература
- Григорьев С. Л. Балет Дягилева, 1909—1929 = The Diaghilev Ballet. 1909—1929 / Пер. с англ. Чистяковой Н. А.; предисл. и ком. . — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1993. — 383 с. — ( Ballets Russes ). — 5000 экз. — ISBN 5-87334-002-1 .
- Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1997. — 366 с. — ( Ballets Russes ). — 3000 экз. — ISBN 5-87334-012-9 .
- Суриц Е. Я. История «Русского балета», реальная и фантастическая в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива Михаила Ларионова / Научн. ред. Елизавета Суриц, Глеб Поспелов . — М. : Издательская программа «Интерроса», 2009. — 432 с. — («Первая публикация»). — ISBN 978-5-91491-013-3 .
- : [ фр. ] : Catalog d’exposition [Paris, Bibliothèque-musée de l'Opéra, 24 novembre 2009 – 23 mai 2010] / Direction de Mathias Auclair et Pierre Vidal ; assistés de Jean-Michel Vinciguerra ; préface de Bruno Racine. — Montreuil : Gourcuff Gradenigo, 2009. — 299 p. — ISBN 978-2-35340-067-6 .
Ссылки
- на International Music Score Library Project
- Кулаков В. А. // Балет : Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
- . Picasso Live. Дата обращения: 17 июня 2019.
- (англ.) . Lorca Massine com. Дата обращения: 17 июня 2019.
- (фр.) . Bibliothèque nationale de France . Дата обращения: 17 июня 2019.
- (фр.) . Bibliothèque nationale de France . Дата обращения: 17 июня 2019.
- 2021-09-06
- 2