Interested Article - Бато-Лавуар

Бато́-Лавуа́р ( фр. Bateau-Lavoir ), «корабль-прачечная», «плавучая прачечная» — знаменитое парижское общежитие на Монмартре , в котором в начале XX века проживали многие знаменитые художники, включая Пикассо и Модильяни .

История и особенности здания

В 1890-х годах Тьонвиль начал сдавать здание бывшей фабрики пианино на тогдашней площади Равиньян (ныне площадь Эмиля-Гудо, place Emile Goudeau ) бедным художникам для мастерских. Здание располагалось на крутом склоне холма Монмартр и со стороны улицы Гаро (rue Garreau) было пятиэтажным, в то время как со стороны входа казалось одноэтажным. Ветхий барак представлял собой небольшие комнатушки и мастерские художников со скрипящими полами, расположенные вдоль узких коридоров. Электричества и газа не было, на все пять этажей был только один водопроводный кран, а комнаты отапливались при помощи печей-буржуек . «Более того, на тридцать-сорок жильцов имелся всего один туалет, двери которого не закрывались из-за отсутствия щеколды и постоянно хлопали от сквозняков» . Своё название Бато-Лавуар получило за внешнюю схожесть со старыми баржами , на которых прачки стирали бельё. Кроме того, в возникновении этого названия сыграло свою роль и развешенное прямо на окнах (больше было негде) постиранное бельё.

Первые постояльцы

Первым из художников в Бато-Лавуаре поселился уроженец Нанта Максим Мофра 1892 ). В 1900 году он принимал здесь вернувшегося из своего первого путешествия на Таити Поля Гогена . Между 1900 и 1904 годами в здании обосновались две группы художников: итальянцы (самый известный из них — Арденго Соффичи ) и испанцы (во главе их группы стоял ).

Пикассо в Бато-Лавуаре

Весной 1904 года «плавучая прачечная » стала первым парижским пристанищем молодого Пабло Пикассо , который прожил тут со своей собакой Фрикой до 1909 года . Осенью 1905 года к Пикассо переселилась его возлюбленная Фернанда Оливье. В своей небольшой комнате он при свете керосиновой лампы (а когда не было денег на керосин — при свечах ) писал свои картины, в том числе « Авиньонских девиц », с которых начался кубизм . По вечерам Пикассо кутил по всему Монмартру вместе со своими друзьями, возвращаясь в Бато-Лавуар лишь под утро и извещая жителей соседних домов о своём возвращении выстрелами из револьвера . В 1908 году Пикассо организовал в своей студии банкет в честь Анри Руссо , а осенью следующего года вместе с Фернандой перебрался в гораздо более комфортабельную квартиру на бульваре Клиши.

Слева направо: А. Модильяни , П. Пикассо и А. Сальмон , три постояльца «Бато-Лавуара». Фото 1916 года

Другие постояльцы и гости

Помимо Пикассо в Бато-Лавуар проживали многие художники, поэты и прочие представители парижской богемы : Макс Жакоб и Андре Сальмон (один из них в 1904 году окрестил здание «плавучей прачечной»), Пьер Реверди , Амедео Модильяни , Пабло Гаргальо , а также Хуан Грис , которому жизнь в Бато-Лавуаре стоила здоровья. Румын Константин Брынкуши и голландец Кеес ван Донген также обитали в Бато-Лавуаре. Кроме того, в общежитии постоянно бывали Гийом Апполинер , Жорж Брак , Анри Матисс , Жан Кокто , Гертруда Стайн и многие другие. Молодые художники были настолько бедны, что у них часто не было денег, чтобы купить угля для отопления комнаты и еды. Поэтому у ворот кабаре « Проворный кролик » для них часто выставляли котёл с супом .

Дальнейшая судьба здания

После 1914 года многие обитатели Бато-Лавуара переехали в другие районы Парижа, в частности в квартал Монпарнас , который перенял у Монмартра роль богемного квартала после Первой мировой войны . В 1965 году здание было признано памятником, но в 1970 сгорело дотла, сохранился лишь фасад на площади Эмиля-Гудо. Через несколько лет Бато-Лавуар был заново отстроен (из бетона).

Примечания

  1. (фр.) — , 1978.
  2. Жидель А. Пикассо. — М.: Молодая гвардия, 2007. — С. 118.

См. также

Источник —

Same as Бато-Лавуар