Interested Article - Рюд, Франсуа
- 2021-09-28
- 1
Франсуа Рюд ( фр. François Rude ; 4 января 1784 , Дижон — 3 ноября 1855 , Париж ) — французский скульптор.
Биография
Был сыном печника и первоначально занимался ремеслом своего отца. В возрасте 16 лет поступил в Дижонскую академию художеств и стал учиться рисованию под руководством местного живописца Девожа. С рекомендательным письмом этого художника он явился в 1807 г. в Париж, к главному директору императорских музеев барону Денону , который, оставшись доволен показанным ему образцом работ молодого ваятеля, статуэткой «Тезея, поднимающего с земли метательный диск», принял в нём участие и способствовал к его определению сперва в ученики Голя, а потом в мастерскую Картелье и, наконец, в парижское училище изящных искусств. В 1812 г. Рюд был удостоен второй Римской премии , но политические обстоятельства не позволили ему отправиться в Италию. В 1815 г. он перебрался в Брюссель , где нашёл покровителя в лице знаменитого Луи Давида и благодаря его содействию получил поручение украсить скульптурными работами оперный театр Ла Монне , которое и выполнил, пользуясь советами Давида. Исполнив, кроме того, бюст нидерландского короля Вильгельма и восемь барельефов для дворца в Терваренке, он в 1827 г. вернулся в Париж вместе со своей женой Софи Рюд (Фремье) и вскоре занял весьма видное место среди его художников.
Работы
Главные из его произведений, явившихся с этого времени, — статуи Богородицы (мрамор, в церкви Гервасия), «Неаполитанского мальчика-рыбака, забавляющегося черепахой» (мрамор, 1831 , в Лувре ), «Меркурия, привязывающего после убийства Аргуса крылья к своим сандалиям» (бронза, 1827 , там же) и «Жанны д’Арк» (мрамор, 1852 , там же), группы «Крещение Господне» (в церкви Святой Магдалины ), «Распятие» (бронза, 1852, в церкви Святого Викентия де Поля ), «Геба с орлом Юпитера» (мрамор) и «Отправление в поход» (также известное как «Марсельеза» на Триумфальной арке на площади Звезды ), монументы маршала Нея (в Париже, на Avenue de l’Observatoire), Наполеона I (в Фиксене , близ Дижона), Г. Монжа (в Боне ) и маршала Бертрана (в Шатору ), барельефы «Прометей, одушевляющий искусства» (в здании Законодательной палаты) и «Возвращение французской армии из Египта» ( на Триумфальной арке на площади Звезды ), надгробный памятник Кавеньяку (на Монмартрском кладбище), бюсты Лаперуза (в Морском музее, в Лувре), Луи Давида (в Лувре), принца Морица Саксонского (там же) и др.
Оценка
ЭСБЕ оценивает творчество Рюда так: «В работах Р. вообще выказывается античное понимание красоты форм, соединённое с большой жизненностью и сильной экспрессивностью. Впрочем, не все они одинаково удачны; так, статуя Нея в его парижском монументе некрасива, рельеф арки Звезды скомпонован довольно спутанно и не живописно, а лежащая фигура Кавеньяка в его памятнике слишком реалистична».
Литература
- M. Legrand, «Rude, sa vie, ses oeuvres, son enseignement» (Париж, 1856 ),
- Ch. Piosot, «Notice sur le sculpteur Fr. Rude» (Дижон, 1857 ).
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Ссылки
- (фр.)
- (англ.)
- (фр.) от 28 сентября 2007 на Wayback Machine
- 2021-09-28
- 1