Interested Article - Неоаттическая школа

Неоаттический барельеф, именуемый « Градива »

Неоаттическая школа ( др.-греч. νεο — новый, др.-греч. αττιχος — аттический) — условное обобщающее название произведений искусства греческих мастеров, работавших на территории Италии в период эллинизма и позднее, в середине II в. до н. э. — середине II в. н. э. До этого, в классический век искусства Древней Греции середины и второй половины V в. до н. э., работа лучших греческих скульпторов и вазописцев была сосредоточена в Аттике (юго-восточной области Центральной Греции), отсюда название.

Чаще всего понятием «неоаттическая школа» охватывают произведения вазописи, искусства рельефа, но более всего мраморных статуй, повторяющих знаменитые бронзовые оригиналы периода древнегреческой классики. Уровень мастерства и авторитет греческих скульпторов был очень высок. В период эллинизма, с ростом городов и увеличением количества богатых меценатов и коллекционеров, увеличился спрос на произведения искусства для оформления атриумов , перистилей дворцов, садов и загородных вилл. Образованные римляне таким способом стремились продемонстрировать собственную культуру. Так возникло течение филэллинства.

Вначале производство таких реплик было сосредоточено в Аттике, в Афинах , но постепенно оно вышло за границы Греции, а после завоевания Греции Римом и падения Коринфа в 146 г. до н. э. значительная часть мастеров перебралась в Италию . Поэтому многие историки искусства склонны рассматривать работу неоаттических мастеров не в качестве школы (подразумевающей территориальную определённость), а как одно из течений эллинистического и римского искусства .

Древнегреческих оригиналов, захваченных в качестве военных трофеев, не хватало, к тому же многие знаменитые статуи не сохранились и были известны по разноречивым поэтическим описаниям и изображениям на монетах. Это стимулировало фантазию неоаттических и римских скульпторов. Большинство знаменитых античных статуй было найдено именно на территории Италии во время археологических раскопок в XVI—XVIII веках, но это не копии , а именно реплики оригиналов предыдущих эпох. В Древней Греции статуи богов и героев отливали из бронзы и только в позднейший, эллинистический период их стали делать из мрамора. Поэтому в «повторениях повторений» неоаттических мастеров появлялись различные мраморные подпорки, замаскированные под «пеньки», «кустики», разного рода атрибуты, которые отсутствовали в оригиналах, о чём красноречиво писал Винкельман . Они не нужны в бронзе, но необходимы в скульптуре из хрупкого мрамора .

Многие неоаттические статуи представляют собой обобщённые типы. Например, знаменитая статуя Афродиты Книдской работы Праксителя , повторенная многократно под именем «Венеры Капитолийской», «Венеры Италийской», «Венеры Медичейской», «Венеры Эсквилинской», «Венеры Таврической» и многих других, становится только темой с вариациями. Все статуи различаются в деталях, разнятся по качеству и стилю . Поэтому установить степень сходства с оригиналом в большинстве случаев затруднительно.

Аполлон Бельведерский , ставший одним из символов античного искусства, — всего лишь реплика бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (около 330 г. до н. э.). Она имеет отдалённое отношение к стилю древнегреческой классики из-за манерности и холодности исполнения, хотя качество обработки мрамора остаётся на высоте. Не случайно по поводу датировки этого неоаттического повторения мнения специалистов, как и во многих иных подобных случаях, существенно расходятся. Столь же знаменитый Бельведерский торс , возможно, является произведением скульптора неоаттической школы. Его атрибуция также затруднена.

Можно даже сказать, что история античного искусства, прежде всего скульптуры, начиная с Винкельмана и до наших дней представляет собой историю гипотетических реконструкций оригиналов по повторениям мастеров неоаттической и римской школ. Некоторые произведения представляют собой искусственно составленные группы из разномасштабных фигур. Их позднейшее происхождение выдаёт дробность силуэта и несогласованность деталей. П. П. Муратов писал о произведениях скульптуры неоаттической школы, что им присуща «особая намеренность и очень заметная нервность», однако невозможно получить правильное представление о Риме без этих произведений, «украшавших дома римских патрициев и сделанных руками греков» .

Другая важная черта скульптуры неоаттической школы — намеренная архаизация, искусственная стилизация под архаику, которая была в моде у образованных римлян. Особенно часто повторяли культовые рельефы архаического периода VII—VI веков до н. э. В таких стилизациях утрачивалось древнее религиозное значение образов и усиливались декоративные черты: графичность в изображении складок одежд, манерность движений фигур, линеарный ритм… «Такие фигуры легко включались в стенные росписи и рельефные декоративные панно, украшавшие римские виллы» .

К неоаттической школе относят часть италийской вазописи , также выполненной греческими либо италийскими мастерами на территории древнеримского государства. В XIX веке такие вазы неверно именовали «этрусскими», но на самом деле к культуре этрусков эти поздние произведения не могут иметь никакого отношения. Помимо Италии центрами неоаттического искусства стали также Пергам в Малой Азии и Александрия Египетская. Столетия спустя художники итальянского Возрождения , а позднее теоретики классицизма и неоклассицизма , не имея возможности изучать классическое искусство Древней Греции в самой Аттике, вдохновлялись в основном произведениями, найденными на территории Италии: изображениями на вазах и монетах, статуями и рельефами неоаттической и римской школ.

Примечания

  1. Чубова А. П., Конькова Г. И., Давыдова Л. И. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. — Л.: Искусство, 1986. — С. 79—81
  2. Власов В. Г. Неоаттическая школа // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 129—131
  3. Винкельман И.-И. Избранные произведения и письма. — М.: Ладомир, 1996. — С. 382—413
  4. Муратов П. П. Образы Италии. — М.: Республика, 1994. — С. 227—228
  5. Кобылина М. М. Роль традиции в греческом искусстве // Проблемы античной культуры. — М.: Наука, 1986. — С. 30
Источник —

Same as Неоаттическая школа