Гласные заднего ряда
- 1 year ago
- 0
- 0
« Гласные » ( фр. Voyelles ) — символистский сонет французского поэта Артюра Рембо , написанный в 1871 году или в начале 1872 года и опубликованный Полем Верленом 5 октября 1883 года в журнале «Lutèce» . Является одним из самых известных сонетов Рембо. Открывает третий период творчества поэта (1872—1873).
Это произведение стало восприниматься как поэтический манифест символизма .
Сонет, написанный традиционным александрийским стихом , далёк по своему содержанию от традиции.
Оригинал (1895) | Перевод Н. Гумилёва |
---|---|
A noir, E blanc, I rouge, U vert, O bleu, voyelles,
Je dirai quelque jour vos naissances latentes. A, noir corset velu des mouches éclatantes Qui bombillent autour des puanteurs cruelles, Golfe d’ombre ; E, candeur des vapeurs et des tentes, Lance des glaciers fiers, rois blancs, frissons d’ombelles ; I, pourpres, sang craché, rire des lèvres belles Dans la colère ou les ivresses pénitentes ; U, cycles, vibrements divins des mers virides, Paix des pâtis semés d’animaux, paix des rides Que l’alchimie imprime aux grands fronts studieux ; O, suprême Clairon plein des strideurs étranges, Silences traversés des Mondes et des Anges : — O l’Oméga, rayon violet de Ses Yeux ! |
А — черно, бело — Е, У — зелено, О — сине,
И — красно… Я хочу открыть рождение гласных. А — траурный корсет под стаей мух ужасных, Роящихся вокруг как в падали иль в тине, Мир мрака; Е — покой тумана над пустыней, Дрожание цветов, взлет ледников опасных. И — пурпур, сгустком кровь, улыбка губ прекрасных В их ярости иль в их безумье пред святыней. У — дивные круги морей зеленоватых, Луг, пестрый от зверья, покой морщин, измятых Алхимией на лбах задумчивых людей. О — звона медного глухое окончанье, Кометой, ангелом пронзенное молчанье, Омега, луч Её сиреневых очей. |
В «Гласных» обнаруживаются следующие специфические художественные принципы:
Рембо писал:
Я придумал цвет гласных! <...> Я установил движенье и форму каждой согласной и льстил себя надеждой, что с помощью инстинктивных ритмов я изобрел такую поэзию, которая когда-нибудь станет доступной для всех пяти чувств. Разгадку оставил я за собой .
Верлен говорил об этом стихотворении как о шутке :
Я, кто был знаком с Рембо, знаю, что ему было совершенно наплевать, красный «А» или зеленый. Он его так видел, и всё тут.
Об этом сонете написано большое количество научных работ .
Некоторые исследователи видели в произведении влияние чтения эзотерической и каббалистической литературы . Эта концепция была скептически встречена во Франции , однако вскоре нашла сторонников , как, впрочем, и новых оппонентов .
Высказывают предположение, что цвет гласных у Рембо — это воспоминание о раскрашенных буквах алфавита в детской книге для чтения, по которой поэт учился грамоте .
В 1904 году Е. Гобер обнаружил, что цвета букв у Рембо совпадают с раскраской букв в «Азбуке», по которой учился читать Рембо (исключение: Е — жёлтый). Но при всей субъективности конкретных ассоциаций мысль Рембо развивалась в духе характерной для символизма идеи единства ощущений, идущей от сонета Бодлера «Соответствия». В «Пребывании в аду» Рембо говорит об этих поисках как о «безумстве», ошибке, но не как о шутке .
По словам Роберта Фориссона, сонет относится к эротической литературе . Данная интерпретация вызвала дебаты, в которых участвовали национальные СМИ, в том числе « Монд », и несколько учёных .