Interested Article - Липоксай, Арпоксай и Колаксай
- 2020-02-25
- 1
Липокса́й, Арпокса́й и Колакса́й — в скифской мифологии герои этногенетического мифа, три сына Таргитая , младший из которых получил верховную власть.
Сообщения античных авторов
Геродот
Основной источник мифа — сообщение Геродота (это первое из трёх сказаний о происхождении скифов , которое приводит историк) :
Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший — Колаксаис (Λιπόξαϊν καὶ Ἀρπόξαϊν καὶ νεώτατον Κολάξαιν). В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.
Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
(6) Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами , от среднего брата — племя катиаров и , а от младшего из братьев — царя — племя . Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами.
(7) Так рассказывают скифы о происхождении своего народа…
…Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. … Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото.
Параллельные тексты
Как считается, в парфении греческого поэта Алкмана из Сард сохранен фрагмент скифского эпоса: в строке « колаксаев конь за приз с ибенским спорит » упомянут именно царь Колаксай . А. И. Иванчик сопоставляет это упоминание со сведениями о чудесных конях осетинского фольклора .
В поэме Валерия Флакка «Аргонавтика» фигурирует могучий герой, скифский царь Колакс . Он назван сыном или потомком Юпитера (Зевса) и нимфы со змеями Оры . Он сражает в бою нескольких врагов, но гибнет от руки Ясона .
Среди союзников Колакса упомянут Авх , «пришедший с единодушными тысячами, выставляя напоказ киммерийские богатства. У него издавна белые волосы — прирождённый знак; пожилой возраст уже образует простор на голове. Обвивая виски тройным узлом, он спускает со священной главы две повязки…» (традицию сохраняет ряд религий с древними корнями) . Имя Авха ассоциируют с авхетами из рассказа Геродота. По Грантовскому, Авх принадлежит к жречеству, стало быть, авхаты — племя жрецов .
Среди народов за Яксартом Плиний упоминает эвхатов и котиеров, безусловно тождественных авхатам и катиарам Геродота .
Толкования
Этимология
В. И. Абаев в своей книге 1949 года предложил этимологии имён Колаксай как соответствия * Hvar-xšaya («владыка солнца») и Арпоксай (от корня ārp- , отражённого в осетинском ārf «глубокий») , Э. А. Грантовский в статье 1960 года дополнил её, интерпретируя Липоксай от слова * ripa («гора», сопоставляя с названием Рипейских гор), что было принято Абаевым. Эти этимологии с тех пор являются наиболее популярными в науке, хотя и предпринимались попытки оспорить их. Таким образом, здесь видна связь с трехчленным разделением мира :
- Липоксай — Гора-Царь;
- Арпоксай — Река-Царь (Глубь-Царь);
- Колаксай — Солнце-Царь.
Однако некоторые исследователи, в частности, С. В. Кулланда , в последнее время говорят об ошибочности трактовок Абаева и Грантовского, отрицая наличие диалектов в скифском языке . Соглашаясь с трактовкой второй части имён, С. В. Кулланда предлагает следующие интерпретации для первых частей. Имя «Колаксай», по его мнению, происходит от иранского * xauda «шапка, шлем», что сочетается с кастой воинов-правителей. Имя «Арпоксай» происходит от иранского * arbu «умелый», что соотносится с кастой земледельцев и скотоводов. Наконец, имя «Липоксай» происходит от иранского * daip «сверкать», что вполне соответствует касте жрецов . В свою очередь, построения Кулланды были подвергнуты резкой критике А. И. Иванчиком , который ставит под сомнение компетентность Кулланды в области иранского языкознания и не видит оснований отказываться от прежних трактовок .
Таким образом, построения о параллелях между тремя мирами и тремя братьями остаются спорными (особенно рассуждения Б. А. Рыбакова ).
Колаксай единственный из трёх братьев сумел овладеть упавшими с неба золотыми воспламеняющимися предметами: плугом с ярмом , секирой и чашей , олицетворяющими три сословно-кастовые группы скифского общества (рядовых общинников, воинов и жрецов), вследствие чего стал первым скифским царём. Он разделил Скифию между тремя сыновьями на три царства, в крупнейшем из которых сохраняются почитаемые золотые реликвии.
Название паралатов этимологизируется легко — родственно иранскому «парадата» (титул царской династии) . Другие названия не имеют достоверной этимологии.
Интерпретации мифа
Социальную интерпретацию мифа предложил А. Кристенсен в 1917 году, полагая, что авхаты, чей символ — плуг, земледельцы; катиары — воины-колесничие (символ — ярмо), траспии — верховые воины (символ — секира), а паралаты — цари (символ — чаша) . Согласно Дюмезилю и Бенвенисту , которые внесли коррективы в схему, плуг с ярмом — символы общинников, то есть земледельцев и скотоводов, секира — военной аристократии, а чаша — жречества . По Д. С. Раевскому, паралаты — воины, в том числе цари, авхаты — жрецы, катиары и траспии — земледельцы и скотоводы . По мнению же Б. А. Рыбакова , идея о распределении предметов по частям противоречит прямому смыслу текста Геродота, согласно которому все предметы достались одному младшему сыну, а отход от буквального понимания племен у Геродота неправомерен .
Племена
Локализации скифских племен весьма многочисленны, и консенсус исследователей отсутствует. По работам Б. А. Рыбакова, паралатов уместно размещать на Борисфене ( Днепре ), в области чернолесской культуры , а авхатов — согласно свидетельству Плиния Старшего: «От Тафр ( Перекопа ) по направлению внутрь материка живут Авхеты, во владениях которых берет начало Гипанис», — на Гипанисе ( Южном Буге ); таким образом, для катиаров и траспиев остаются земли ближе к Тирасу ( Днестру ) на Подолии — это восточноподольская и западноподольская археологические группы .
Б. А. Рыбаков конкретизировал связь имени Липоксая с конкретными «горами» — отрогами Авратынских гор , довольно круто обрывавшихся к степи; властитель катиаров и траспиев — Арпо-ксай («Царь водных глубин») — повелевал землею, по которой протекал Тирас, река с высокими скалистыми берегами .
У каждого народа, вероятно, было по несколько крепостей. У траспиев городища в Григоровке, в Дарабани и в Поливановом Яру. У катиаров городища: Немировское, Севериновское и в Якушинцах. К авхатам условно Б. А. Рыбаков отнёс городища Буда-Макеевское, знаменитое Пастырское и Шарповское (все три городища расположены на водоразделе Днепра и Буга). Это гнездо городищ отстоит от Тясминского на 40 км. Городища паралатов расположены как бы тремя гнёздами: северное — близ Киева , среднее — между Днепром и Росью , а южное — на Тясмине. Все четыре перечисленные здесь сколотские племени, согласно Рыбакову, археологически хорошо объединены во всех отношениях в единую лесостепную земледельческую культуру .
Литература
- Бухарин М. Д. Т. VIII , № 2 . — С. 20—80 . — ISSN . // Аристей : Классическая филология и античная история. — 2013. —
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981 (в примечаниях: Рыбаков 1981 )
- Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987 (в примечаниях: Рыбаков 1987 )
- Раевский Д. С. Мир скифской культуры. — М.: Языки славянских культур. 2006. (в примечаниях: Раевский 2006 ; книга объединяет две ранее опубликованные монографии Раевского: «Очерки идеологии скифо-сакских племен», 1977 и «Модель мира скифской культуры», 1985)
- Мурзин В. Ю. Скифские предания и легенды // Мелитопольский краеведческий журнал, 2016, № 8, с. 37-42.
Сноски и источники
- . Дата обращения: 16 января 2008. 19 сентября 2016 года.
- Алкман. Парфений, ст.39, пер. В. В. Вересаева, см. Эллинские поэты VIII—III вв. до н. э. М., 1999. С.308
- Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII—VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005. С.162-168
- Валерий Флакк. Аргонавтика VI 48-59
- Раевский 2006, с.39-40, 61 (о толковании родства)
- Валерий Флакк. Аргонавтика VI 621—656; Раевский 2006, с.146-147 (толкование смерти Колаксая)
- Валерий Флакк. Аргонавтика VI 60-65; Вестник древней истории. 1949. № 2 (свод В. В. Латышева)
- ↑ Раевский 2006, с.89
- Плиний Старший. Естественная история VI 50 = VI 19
- Раевский 2006, с.160
- Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. Т.1. М.-Л., 1949. С.242-243
- Грантовский Э. А. Индо-иранские касты у скифов. XXV МКВ. Доклады делегации СССР. М., 1960.
- Раевский 2006, с.84-85; Рыбаков 1981, с.569
- Кулланда С. В. // Древности скифской эпохи: Сборник статей. — М.: ИА РАН, 2006. — 428 с., ил.
- Иванчик А. И. К вопросу о скифском языке // Вестник древней истории. 2009. № 2. С. 62-88.
- Раевский 2006, с.44
- см. Раевский 2006, с.87
- Раевский 2006, с.92
- Рыбаков 1981, с.562
- Рыбаков 1981, с.567, Рыбаков 1987, с.46-49, более подробно: Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. М., 1979
- Рыбаков 1981, с.569
- Рыбаков 1987, с.49
- 2020-02-25
- 1