История индуизма
- 1 year ago
- 0
- 0
Философия индуизма — термин, означающий различные философские системы, восходящие к единому «идеологическому источнику» — комплексу идей и понятий, более или менее присущих различным школам и системам индуизма.
Философия индуизма развивалась на Индийском субконтиненте на протяжении более двух тысячелетий после окончания ведийского периода . На её основе появились шесть основных ортодоксальных, теистических школ индийской, или индуистской философии, называемых астика (санскр. — «Признающие авторитет Вед») . Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом , который развился из древней ведийской религии .
Философия индуизма делится на шесть ортодоксальных философских школ, или даршан , которые перечисляются ниже .
Слово «даршана» на санскрите имеет ряд значений, одно из которых означает «воззрения» (система воззрений). Даршанами названы и шесть философских школ, которые, как принято считать, вытекают из философии и религиозной практики, восходящей к эпохе Вед и ведического периода. В отличие от «настиков», не признающих авторитет Вед (буддизм, джайнизм, локаята-чарвака) даршаны астики основаны на признании Абсолюта (Брахмана, могущего принимать формы главных Богов индуизма) как Единого начала Вселенной, авторитета Вед и т. д.
Санкхью принято считать древнейшей из ортодоксальных философских систем в индуизме , создание которой приписывается мудрецу Капиле . В санкхье утверждается, что всё на самом деле происходит от взаимодействия пуруши (духа или души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Существует бесконечное [ нет в источнике ] количество душ, обладающих индивидуальным сознанием . Пракрити или материи, присущи три основных качества: устойчивость ( саттва ), действие ( раджас ), и бездействие ( тамас ), которые известны как три гуны материальной природы . Взаимодействие душ и гун природы является причиной деятельности в материальном мире. Освобождение ( мокша ) достигается после того, как душа освобождается от влияния гун материальной природы. Хотя санкхья является дуалистической философией, существуют определённые различия между санкхьей и другими формами дуализма. На Западе , дуализм существует между умом и телом, тогда как в санкхье — между «Я» и материей. Понятие «Я» в санкхье по мнению ряда исследователей имеет некоторое сходство с западной концепцией ума. Принято считать, что изначально санкхья была атеистической философией , которая позднее испытала влияние йоги и развилась в теистическое направление индийской философии .
В индийской философии йога является одной из шести ортодоксальных философских школ . Основоположником этой школы в Индии считается Патанджали . Хотя на практике он лишь систематизировал накопленный к тому времени теоретический и практический опыт и изложил его в тексте « Йога-сутры » .
Философская система йоги очень близко связана со школой санкхья . Принимая психологию и метафизику санкхьи, йога является более теистической школой нежели санкхья, о чём свидетельствует добавление Божественного Существа к двадцати пяти элементам санкхьи . Йога и санкхья очень близки друг к другу; по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «в общественном мнении две философии различались как санкхья с Богом и санкхья без Бога» . Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер :
Обе философии считаются в Индии близнецами, разными аспектами одной дисциплины. Санкхья обеспечивает основное теоретическое объяснение человеческой природы, перечисляя и давая определение её элементам, анализируя способы их взаимодействия в обусловленном состоянии (бандха), и описывая их состояние в освобождённом состоянии мокши , в то время как йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения этого освобождения...
Основным текстом школы йоги являются « Йога-сутры » Патанджали .
Философская школа ньяя базируется на « Ньяя-сутрах », которые были составлены Акшападой Гаутамой предположительно во II веке до н. э. Наиболее важным вкладом данной школы в развитие философии индуизма была её методология , которая основывалась на системе логики , впоследствии принятой большинством индийских философских школ. Это можно сравнить с отношением между западной наукой и философией, которая в основном произошла от аристотелевской логики.
Своими приверженцами ньяя рассматривалась как нечто гораздо большее чем просто логика . Последователи ньяи верили в то, что обретение истинного знания было единственным путём для освобождения от страданий , и предприняли все усилия для определения источников этого истинного знания, учась отличать его от ложных предположений и взглядов. В ньяе существуют четыре источника знания: восприятие (пратьякша), умозаключение (анумана), сравнение (упамана), и слово авторитета или доказательства (шабда) . Знание, обретаемое из одного из этих источников может быть истинным или неистинным. Ньяя определяет несколько критериев истинности. В этом смысле, ньяя представляет собой наиболее близкий индийский эквивалент аналитической философии. Поздние ньяики, в ответ по своей сути атеистическому буддизму , давали логические доказательства существования единственного в своём роде Ишвары . Значимым более поздним развитием в философии ньяи была система навья-ньяя .
Школа вайшешики была основана риши Канадой и её отличал атомический плюрализм. Все объекты в материальной вселенной сводятся к определённым типам атомов, а Брахман рассматривается как изначальная сила, дающая этим атомам сознание .
Несмотря на то, что школа вайшешики вначале развивалась независимо от ньяи, из-за схожести своих метафизических концепций они впоследствии слились в одну. В своей классической форме, однако, школа вайшешики имеет одно значительное отличие от ньяи: там, где ньяя принимает четыре источника истинного знания, вайшешика принимает только два — восприятие и умозаключение.
Школа миманса (или ранняя , пурва-миманса ) была основана Джаймини . Основной целью этой школы было установление авторитета Вед . Как следствие этого, наиболее ценным вкладом данной школы в развитие индуизма было формулирование правил интерпретации ведийского знания. Последователи мимансы полагают, что индивид должен обладать непоколебимой верой в Веды и регулярно проводить ведийские яджны — огненные жертвоприношения. Они верят в то, что сила ведийских мантр и огненных жертвоприношений поддерживает деятельность во Вселенной. Приверженцы мимансы придают большое значение дхарме , которая заключается для них в совершении ведийских ритуалов.
Школа мимансы принимала логические и философские учения других школ, но считала, что они не уделяли достаточного внимания правильной деятельности. Последователи мимансы полагали, что другие философские школы, основной целью которых являлась мокша , не предоставляли возможность полного освобождения от материальных желаний и ложного эго, по причине того, что стремились к освобождению просто основываясь на одном желании его достижения. Согласно мимансе, мокши можно достичь только посредством деятельности в соответствии с предписаниями Вед .
Позднее школа мимансы изменила свои взгляды и стала проповедовать доктрины Брахмана и свободы. Её последователи утверждали возможность освобождения души от оков материального существования посредством чистой, духовной деятельности. Влияние мимансы присутствует в практике современного индуизма, в особенности в том что касается ритуалов, церемоний и законов, которые испытали на себе значительное её влияние.
Веданта , или поздняя , уттара-миманса , сосредоточена не на ритуальных предписаниях Брахман , а на философии, изложенной в Упанишадах .
В то время как традиционные ведийские ритуалы продолжали практиковаться, также начало развиваться понимание, более сориентированное на знании ( джнане ). Это были мистические аспекты ведийской религии, которые основывались на медитации , самодисциплине и духовном развитии, а не на ритуальных практиках.
Более философски сложная система веданты отражает основную сущность Вед , изложенную в Упанишадах . Веданта во многом основана на ведийской космологии , гимнах и философии. Одна из древнейших Упанишад, « Брихад-араньяка-упанишада », датируется приблизительно X веком до н. э. Существует канон Упанишад, называемый муктика , состоящий из 108 Упанишад, из которых 11 составляют канон мукхья и рассматриваются как наиболее древние и значимые. Одним из основных вкладов ведантической мысли можно считать идею неотличности индивидуального сознания от сознания Верховного Брахмана .
Афоризмы « Веданта-сутр » представлены в загадочном, поэтическом стиле, который позволил самую различную их интерпретацию. Как следствие этого, веданта разделилась на шесть школ, каждая из которых дала своё толкование текстов и создала к ним свои собственные комментарии. Некоторые из них описываются ниже.
Адвайта часто рассматривается как наиболее известная из всех школ веданты. Адвайта в буквальном переводе означает «недвойственность». Её основоположником принято считать Шанкару ( 788 — 820 ), который продолжил философскую линию некоторых учителей Упанишад , в частности линию своего парама-гуру Гаудапады . Анализируя три стадии опыта, он установил единственную реальность Брахмана , в которой индивидуальная душа и Брахман едины и неотличимы. Личностный аспект Бога, Ишвара , выступает как манифестация Брахмана для материального ума индивида, ещё находящегося под влиянием иллюзорной потенции, называемой авидья .
Рамануджа ( 1040 — 1137 ) выступил основным поборником концепции Всевышнего как имеющего определённые форму, имя и атрибуты. Он рассматривал Вишну как изначальную, личностную форму Абсолюта и учил, что реальность проявляется в трёх аспектах, как Вишну, как душа ( джива ), и как материя ( пракрити ). Из этих трёх, только Вишну обладает полной независимостью — от него зависит существование джив и пракрити. Поэтому, философская система Рамануджи известна как «особый монизм».
Как и Рамануджа до него, Мадхвачарья ( 1238 — 1317 ) отождествил Брахман с Вишну, но его видение реальности отличалось плюрализмом. Согласно двайте , существует три основных реальности: Вишну , джива и пракрити , между которыми существуют пять основных различий:
Дживы вечны по своей природе и всегда зависят от воли Вишну. Это богословие пытается разрешить проблему зла тем, что души вечны и никогда не были сотворены.
Основоположником двайта-адвайты был вайшнавский философ XIII века Нимбарка , который предположительно был родом с территории современного штата Андхра-Прадеш . Согласно его философской системе, существует три категории реальности: Брахман , душа, и материя. Душа и материя отличаются от Брахмана тем, что они обладают другими, ограниченными, атрибутами и возможностями. Брахман вечно независим, тогда как душа и материя всегда находятся в зависимом положении. Таким образом, душа и материя в своём существовании отдельны от Брахмана, но при этом зависимы от него. Брахман выступает как верховный управляющий, душа — как наслаждающийся, а материя — как объект наслаждения. Высшими объектами поклонения выступают Кришна и его вечная возлюбленная Радха , всегда находящиеся в окружении тысяч девочек-пастушек гопи в своей небесной обители Голока Вриндаване . Поклонение Радхе и Кришне основывается на полной и самозабвенной преданности и любовном служении ( бхакти ). В двайта-адвайте, Радха-Кришна являются женской и мужской ипостасями Бога — изначальным источником безличного Брахмана и всего мироздания.
Основоположником шуддха-адвайты был Валлабха ( 1479 — 1531 ), который был родом из региона Андхры , но впоследствии обосновался в Гуджарате . В шудха-адвайте, также как и в двайта-адвайте , Кришна-бхакти выступает как единственный способ для обретения мокши , которая заключается в достижения вечной обители Кришны в духовном мире — планеты Голока Вриндаваны . Утверждается, что эта планета, также как и все её обитатели, обладает природой сат-чит-ананда и является местом, где вечно осуществляются духовные игры Кришны и его спутников.
Основоположник философской системы ачинтья-бхеда-абхеды («непостижимого единства и различия») Чайтанья Махапрабху ( 1486 — 1534 ) сформулировал философию, представлявшую собой синтез между монистическими и дуалистическими концепциями. Он утверждал, что джива одновременно отлична и тождественна Кришне , которого Чайтанья определил как изначальную верховную форму Бога в индуизме . Согласно Чайтанье, эта не поддающаяся пониманию человеческого ума природа Бога, может быть осознана посредством практики процесса «любовного преданного служения» бхакти или бхакти-йоги . Эта концепция «непостижимого единства и различия» лежит в основе современных гаудия-вайшнавских движений, в том числе Международного общества сознания Кришны (ИСККОН).