Махайога
(
IAST
:
mahāyoga
,
тиб.
རྣལ་འབྱོར་ཆེན་པོ་
,
Вайли
rnal 'byor chen po
) — первая из трёх внутренних тантр, согласно девятеричной классификации школы
ньингма
. Махайога на
санскрите
означает «Великая Йога». Она называется так, потому что превосходит «внешнюю» Йога тантру. Маха-йога приблизительно соответствует ануттара йога тантре
новых школ
.
В Махайоге есть четыре уровня посвящения. Первый уровень посвящения более или менее соответствует трем низшим классам тантры. Он называется посвящением сосуда (
Вайли
bum dbang). А три последующих посвящения являются уникальными для внутренних тантр. Они таковы:
четвёртое посвящение или посвящение слова (
Вайли
tshig don dbang)
Основной упор в Маха-йога тантре делается на стадию зарождения, в отличие от Ану-йоги где подчеркивается стадия завершения и
Ати-йоги
, которая запредельна обеим. Лочен Дхарма Шри пишет:
Махайога основана главным образом на стадии зарождения. В ней посредством постижения и продвижения в переживании нераздельности «двух высших истин» достигают освобождения
.
Согласно
Лонгчену Рабджаму
Махайога тантра является отцовской тантрой, которая была в своё время проповедана для практикующих у которых доминирующие омрачения — гнев и цепляние за концепции.
Содержание
Передача учений Махайоги
Согласно традиции, царь Джа который жил в индийской стране Сахора получил учения махайоги непосредственно от
Будды Ваджрасаттвы
. Он так же получил передачу этих учений от бодхисаттвы-мирянина Вималакирти, которому в свою очередь их передал
Ваджрапани
на горе Мала́я, что на Шри-Ланке. Впоследствии эти учения передавались от учителя к ученику и в итоге их получил Буддагухья, который передал их
Вималамитре
и
Падмасамбхаве
. Оба передали учения своим ближайшим ученикам. Так учения махайоги распространились в
Тибете
.
Тантры Махайоги
В Махайога-тантре имеются два основных раздела текстов — восемнадцать тантр и садханы. Согласно Гьюрмеду Цевангу Чогдрубу главными тантрами Махайоги являются
:
Тантра Гухьягарбхамаяджала, корень всех тантр Маха-йоги
Пять основных тантр:
Тантра Тела — «тантра единства будд, коренная тантра блаженства дакини» — Сангье Ньямджор (
Вайли
sang rgyas mnyam sbyor)
«Аркан метода — тантра гирлянды из лотосов» — Табкьи Жагпа (
Вайли
thabs kyi zhags pa pad mo’i phreng ba’i rgyud)
Садханы Восьми Великих Херук
Тексты относящиеся к восьми великим
манадалам
божеств подразделяются на два типа — канонические писания (
Вайли
bKa'-Ma) и
обнаруженные сокровища
(
Вайли
gTer-Ma). Иногда к этим восьми добавляют ещё мандалы Лама Ригдзин, что в итоге дает девять мандал. К ним относятся: