Стычкин, Евгений Алексеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Евге́ний Алексе́евич То́рчинов ( 22 августа 1956 — 12 июля 2003 ) — советский и российский учёный- религиовед , синолог , буддолог , историк философии и культуры Китая . Кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор. Буддийский учитель и почётный президент Санкт-Петербургского отделения Фо Гуан . Член редакции научно-теоретического журнала « Религиоведение ».
Родился 22 августа 1956 года в г. Орджоникидзе ( Владикавказ ). По национальности — осетин . Почти сразу после рождения его семья переехала в Саратов .
В 1973 году окончил среднюю школу № 67 и поступил на кафедру китайской филологии Восточного факультета ЛГУ . В 1978 году стал аспирантом Государственного музея истории религии и атеизма . С 1981 по 1984 годы — научный сотрудник этого же музея. В 1984 году перешёл в Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР (позднее — Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН ), где проработал десять лет.
В 1984 году под научным руководством Л. Н. Меньшикова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Трактат Гэ Хуна „ Баопу-цзы “ как историко-этнографический источник».
В 1993 году вместе с буддологом открыл отделение Международной ассоциации «Свет Будды» в Санкт-Петербурге, став его президентом до конца 1998 года. На момент 2001 года Торчинов был почётным президентом отделения и членом совета директоров Фо Гуан .
В 1994 году защитил докторскую диссертацию «Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания».
В 1998 году заведовал кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ . С 1999 года возглавлял кафедру философии и культурологии Востока философского факультета.
В 2002 году один семестр читал лекции по китайским религиям в канадском Саскачеванском университете .
В 2002 году стал лауреатом премии Санкт-Петербургского философского общества «Вторая навигация» в номинации «Учебник по философским наукам» за работу «Введение в буддологию. Курс лекций» .
Умер 12 июля 2003 года в Санкт-Петербурге.
Известен своими исследованиями даосизма и переводами классических даосских трактатов. В своей диссертации он составил подробный и объёмный обзор даосизма, его течений, истории, школ и воззрений, опираясь на изучение китайских источников и достижения зарубежной синологии. Позднее он опубликовал обзор даосизма в виде монографии, рассчитанной на широкий круг читателей.
Работая с даосскими источниками, он перевёл и детально прокомментировал два авторитетных средневековых даосских сочинения — трактат Гэ Хуна Баопу-цзы и трактат Чжан Бодуаня Учжэньпянь .
Трактат Гэ Хуна Баопу-цзы — энциклопедия даосизма того времени. Он содержит описания даосских практик, рецептов даосской алхимии и критический обзор даосской науки о бессмертии. Перевод Торчинова явился первым научно-выверенным переводом Баопу-цзы на европейские языки, в своём переводе он проделал работу по идентификации компонентов рецептов долголетия и бессмертия — минералов, химических соединений, растений и воссозданию религиозного и исторического трактата.
Трактат Учжэньпянь содержит описания методов внутренней алхимии по достижению бессмертия. Перевод Торчинова этого трактата также был первым научно-выверенным переводом на европейские языки, он уделил внимание контексту — символике трактата, буддийским аналогиям, историческим параллелям, постаравшись максимально приблизить русскоязычного читателя к пониманию трактата.
Он также подготовил научный перевод Дао дэ цзина , который тщательно выверил по многочисленным источникам.
Известны и другие его исследования и переводы.
В своих статьях пытался осмыслить также практические аспекты даосизма — внешнюю алхимию , внутреннюю алхимию, методы медитации, методы достижения бессмертия, даосскую сексуальную практику , аналогии с буддийскими школами и тантрическими практиками.
Работая над изучением даосизма, несколько раз посетил Китай.
Евгений Торчинов в своих исследованиях старался охватить все буддийские школы в их исторической и духовной взаимосвязи, результатом этих исследований стал учебник «Введение в буддологию».
Особое внимание он уделял школам махаяны и дальневосточного буддизма. Он подготовил переводы с китайского языка нескольких авторитетных сочинений. Он перевёл с древнекитайского классический буддийский «Трактат о пробуждении веры в махаяну».
Среди махаянских школ его интересовал чань , он подготовил несколько переводов классических и современных чаньских сочинений, посетил чаньский монастырь на Тайване. Он перевёл сочинения чаньских патриархов Хунжэня и Цзунми, и труды Синъюня, современного мастера Чань на Тайване.
Евгений Торчинов уделял также внимание сопоставлению даосизма и буддизма в Китае, выделяя расхождения и параллели буддийских и даосских школ. Он отмечал, что в периоды гонений на буддизм буддисты скрывались в даосских монастырях и общинах, принеся в даосизм ряд идей, которые были восприняты даосами и нашли своё отражение в даосской литературе и практике.
Работая над изучением буддизма, он посещал Китай , Ладакх и Тайвань . Стал считать себя буддистом в 1975 году, принял Прибежище в 1991 году. Являлся официальным представителем в России и членом совета директоров и консультантом Buddha’s Light International Association — B.L.I.A. (Гоцзи Фо гуан хуэй); мирской буддийский лектор B.L.I.A , президентом санкт-петербургской буддийской общественной организации «Фо гуан (Свет Будды)» . По философским взглядам придерживался синкретической теории татхагатагарбхи и йогачары , по школьной — принадлежал к традициям Линьцзи и Дрикунг Кагью , называл себя внесектарным буддистом («внесектарная Махаяна ») . В то же время религиовед С. Б. Филатов указывал, что буддолог А. А. Терентьев описывал в частной беседе отношение Торчинова к буддизму следующим образом: « он то называл себя буддистом, то отрицал свою принадлежность к этой религии » .
Сопоставляя различные религиозные учения, Евгений Торчинов написал книгу «Религии Мира. Опыт запредельного», в которой попытался найти общий подход к религиям с точки зрения трансперсональных состояний и психотехники, выделив феномен «религиозного опыта» как основу и ядро любой религии. В этой книге он подробно анализировал шаманизм, религии древности, секты и современные мировые религии, показал этапы развития религий.
Он написал также немало работ по сравнительному религиоведению. Некоторые его работы посвящены каббале и аспектам каббалистической мистической практики.
20—21 февраля 2004 года в Санкт-Петербургском государственном университете были проведены Первые Торчиновские чтения «Религиоведение и востоковедение».