Interested Article - Патанджали

Философия индуизма
Школы
Философы и мыслители

Патанджали ( санскр. पतञ्जलि , IAST : patañjali , ок. 200 до н. э. — ок. 150 до н. э.) — индийский философ, лингвист и писатель, считается автором ряда религиозных и философских трактатов на санскрите , наиболее известный из них — Йога-сутры , базовый текст индийской философской школы йоги . Вопросы о личности Патанджали и авторстве приписываемых ему сочинений остаются дискуссионным в среде индологов . Является одним из 18 в традиции тамильской ветви шиваизма .

Имя

По мнению британского индолога и санскритолога М.Монье-Вильямса , имя «Patañjali» является составным и состоит из компонент «patta» ( санскр. पत — «падающий, летающий») и «añj» (अञ्ज् — «честь, праздновать, красивый») или «añjali»(अञ्जलि — «благоговение, соединяющее ладони») .

Дискуссии о личности Патанджали

Достоверных данных о жизни Патанджали не сохранилось, в индийских источниках сведения о ней передавались в виде легенд , в частности, легенды о том, что Патанджали упал с неба в виде змейки в ладонь Панини , что, очевидно, основано на этимологии имени Патанджали .

Говоря о реальном историческом персонаже, индологи выделяют четырёх учёных по имени Патанджали :

  • Патанджали — автор труда « Махабхашья », древнего трактата по грамматике санскрита, основанного на « Аштадхьяи » Панини . По оценкам как европейских, так и индийских исследователей, этот Патанджали жил примерно в середине II века до н. э. . Его текст был озаглавлен («комментарий») к работам Катьяяны и Панини, но был настолько почитаем современниками, что вошёл в историю под названием «Махабхашья» («Великий комментарий»). Этот трактат был настолько объёмен и хорошо аргументирован, что Патанджали стал авторитетом для исследователей санскрита в течение последующих 2 тысяч лет, каковыми были перед ним Панини и Катьяяна. Идеи этих учёных о структуре, грамматике и философии санскрита оказали влияние также на религиозные доктрины буддизма и джайнизма .
  • Патанджали — cоставитель « Йога-сутр », фундаментального текста по теории и практике йоги , а также известный представитель индуистской философоской школы санкхья . По разным оценкам, он жил между II веком до н. э. и IV веком н. э., большинство оценок относится к датировке между II и IV веками н. э. . «Йога-сутры» — один из важнейших текстов индийской традиции и основа классической йоги , в средневековую эпоху он был переведён на сорок языков народов Индии . Кроме того, третья глава «Йога-сутры» является основой для .
  • Патанджали — автор медицинского текста под названием Патанджалатантра . Этот текст цитируется во многих средневековых медицинских трактатах, а Патанджали упоминают как авторитета в сфере медицины в ряде санскритских текстов, таких как Йогаратнакара , Йогаратнасамучкая и Падартхавиджнана .
  • Патанджали — учёный, который, вероятно, жил в VIII веке нашей эры и написал комментарий к Чарака-самхите , одному из классических трактатов по Аюрведе ; этот текст называется Каракавартика . Некоторые индийские ученые, в частности, П. В. Шарма, считают, что эти два учёных-медика по имени Патанджали, возможно, были одним и тем же человеком, но не тем Патанджали, который является автором «Махабхашьи» .

Дискуссия о личности (или личностях) Патанджали в кругах индологов развернулась с начала XX века. Британский индолог Джеймс Вуд в 1914 году отстаивал точку зрения, что автор «Йога-сутр» и автор комментария к грамматике Панини является одним и тем же человеком . Эту позицию в 1922 году поддержал индийский учёный Сурендранат Дасгупта, который выдвинул ряд своих аргументов в её защиту . Но в начале 1940-х французский индолог высказал гипотезу, что автор «Йога-сутр» и автор комментария к грамматике Панини — разные люди . В настоящее время эта точка зрения разделяется большинством индологов , хотя сохраняются (преимущественно среди индийских исследователей) и сторонники концепции «единственного Патанджали» .

Точку зрения, что трактаты по грамматике, медицине и йоге создал один человек по имени Патанджали, увековечил в стихах магараджа XI века Бходжа Парамара . Парамара разместил это стихотворение в начале своего комментария к Йога-сутрам под названием «Раджамарттанда». Идея «единственного Патанджали» содержится также в стихотворении, найденном в санскритском тексте XVIII века :


Голландский индолог , в свою очередь, отслеживает идею «единственного Патанджали» ещё до Бходжи, на которого, по мнению Мейленбельда, возможно, повлияло стихотворение Бхартрихари (ок. V в. н. э.), где говорится об учёном — йоге, враче и лингвисте, имя которого не называется. Ни один из известных санскритских текстов, датированных ранее X века , не утверждает, что Патанджали был единственным автором трактатов по йоге, медицине и лингвистике .

Труды

Статуя Патанджали в , Хардвар , штат Уттаракханд

Йога-сутры

«Йога-сутры Патанджали» — это 196 индийских сутр ( афоризмов ) по йоге . В эпоху средневековья это был самый широко переводившийся индийский текст — он был переведён примерно на сорок языков народов Индии, а также на древнеяванский и арабский . Затем, на протяжении почти семи веков — с XII по XIX века — этот текст находился в забвении, но в конце XIX века вновь был введён в оборот благодаря усилиям Свами Вивекананды и других общественных деятелей. В XX веке текст вновь приобрёл мировую известность .

До XX века наибольшей популярностью пользовались такие тексты по учению йоги, как Бхагавадгита , Йога-Васиштха и . По оценкам исследователей йоги, формулировки «Йога-сутры» Патанджали являются одной из основ .

Махабхашья

« Махабхашья » («великий комментарий») Патанджали — трактат, посвящённый грамматике санскрита и философии языка , представляет собой комментарий к «Восьмикнижию» («Аштадхьяи») Панини и «Варттике» Катьяяны . Трактат Патанджали обширен и сложен, в Индии даже существовала пословица, что изучать «Махабхашью» — это всё равно, что править огромным царством . «Махабхашья» состоит из восьми частей, каждая из которых разделена на четыре главы ( пады ). Работа носит форму своеобразной беседы, которую ведут между собой три персонажа — ученик, учитель-ассистент и учитель. В этом трактате Патанджали утверждает, что «шабдапрамана» — доказательная ценность слов — присуща им «изнутри», а не выведена извне . Эти проблемы, касающиеся отношений между словом ( символом ) и значением, будут развиваться в санскритской лингвистической традиции, в дебатах между школами миманса , ньяя и буддизма в течение следующих пятнадцати веков. «Махабхашья», как и «Варттика» Катьяяны, имели большее значение для индийской лингвистики , так как сформировали понимание работы Панини у последующих поколений языковедов.

Сфота

В своём трактате Патанджали определяет понятие , которое было позднее значительно развито такими лингвистами, как Бхартрихари . Согласно Патанджали, сфота является неизменной характеристикой речи. Слышимая часть речи — «дхивани» — может быть длинной или короткой, но сфота остаётся неизменной. Таким образом, отдельная буква или звук («варна»), как, например, k, p или a, является абстракцией, отличной от вариантов, фактически произносимых вслух . Эта концепция сходна с современным понятием фонемы — минимальной смыслоразличительной единицы языка. В более поздних работах индийских лингвистов, особенно Бхартрихари (V век н. э.), понятие «сфота» содержательно меняется и означает скорее ментальное состояние , предшествующее фактическому высказыванию, сродни .

Трактат Патанджали также развивает некоторые принципы морфологии («пракрия»), а также обсуждает комментарии Катьяяны.

Метафизический уклон

В отличие от целей Панини в «Аштадхьяи», которые заключаются в том, чтобы отличать правильные формы и значения от неправильных, цели Патанджали более метафизичны . К ним относятся правильное изложение Священных Писаний («агама»), поддержание чистоты текстов («ракша»), разъяснение двусмысленности («асамдеха»), а также педагогическая цель — обеспечение более лёгкого обучения (лагху) . Эта особенность текста была отмечена некоторыми исследователями как сходная характеристика «Йога-сутр» и «Махабхашья», хотя, например, работы Вудса не выявили сходства в языке и терминологии этих двух трактатов.

Текст «Махабхашья» был впервые издан в научной редакции востоковедом XIX века Францем Килхорном, который также разработал критерии , которые позволили отличать стиль Катьяяны от стиля Патанджали. Впоследствии вышел ряд других изданий трактата, текст 1968 года в переводе С. Д. Джоши и Д. Х. Ф. Рудбергене часто считается окончательным, но, к сожалению, неполным.

Патанджалатантра

Патанджали является автором медицинского трактата под названием Патанджала , или Патанджалатантра . Этот трактат цитируется во многих индийских текстах по йоге и медицине. Патанджали называют авторитетом в области медицины в ряде санскритских текстов, таких как Йогаратнакара , Йогаратнасамучая , Падартхавиджнана , Какрадатта бхашья . Некоторые из этих цитат имеются только в Патанджалатантре , другие также встречаются в главных индуистских медицинских трактатах — Чарака-самхита и Сушрута-самхита .

Память

Патанджали чтут как святого в некоторых современных школах йоги, таких как Айенгар-йога и Аштанга-виньяса-йога . Исследователь йоги отмечает, что подготовка преподавателя йоги часто включает в себя «обязательное обучение» Йога-сутрам . Уайт называет это «любопытным, если не сказать больше» , поскольку текст, по его мнению, по существу не имеет отношения к «йоге, которую преподают и практикуют сегодня» , комментируя, что «Йога-сутра» «почти лишена обсуждения поз, растяжений и дыхания» .

См. также

Примечания

  1. Raghavan, V. et al. New Catalogus Catalogorum (неопр.) . — Madras: University of Madras, 1968. — Т. 11. — С. 89—90. lists ten separate authors by the name of «Patañjali.»
  2. . Traditional Yoga Studies . Дата обращения: 17 марта 2019. 23 сентября 2019 года.
  3. Monier Monier Williams, от 1 января 2018 на Wayback Machine , Sanskrit English Dictionary with Etymology, Oxford University Press, page 582
  4. Monier Monier Williams, от 7 апреля 2022 на Wayback Machine , Sanskrit English Dictionary with Etymology, Oxford University Press, pages 580—581
  5. Monier Monier Williams, от 12 декабря 2019 на Wayback Machine , Sanskrit English Dictionary with Etymology, Oxford University Press, page 11
  6. B.K.S. Iyengar. (неопр.) . — Penguin, 2009. — С. 71. — ISBN 978-0-7566-5953-0 .
  7. Ganeri, Jonardon. Artha: Meaning , Oxford University Press 2006, 1.2, p. 12
  8. Radhakrishnan, S.; Moore, C.A., (1957). A Source Book in Indian Philosophy . Princeton, New Jersey: Princeton University, ch. XIII, Yoga, p. 453
  9. Gavin A. Flood, 1996.
  10. Sures Chandra Banerji. (англ.) . — Motilal Banarsidass , 1989. — P. 233. — ISBN 978-81-208-0063-2 .
  11. Scharf, Peter M. (англ.) . — American Philosophical Society, 1996. — P. 1—2. — ISBN 978-0-87169-863-6 .
  12. Cardona, George. (неопр.) . — Motilal Banarsidass , 1997. — С. 267—268. — ISBN 978-81-208-1494-3 .
  13. Scharfe, Hartmut. (неопр.) . — (англ.) , 1977. — С. 152—154. — ISBN 978-3-447-01706-0 .
  14. Harold G. Coward; K. Kunjunni Raja. (англ.) . — Princeton University Press , 2015. — P. 3—11. — ISBN 978-1-4008-7270-1 .
  15. Maas, Philipp A. Samādhipāda: das erste Kapitel des Pātañjalayogaśāstra zum ersten Mal kritisch ediert (нем.) . — Aachen: Shaker, 2006. — ISBN 978-3832249878 .
  16. Dasgupta, Surendranath (1992). от 30 декабря 2021 на Wayback Machine , Volume 1, p.229 Motilal Banarsidass Publications. ISBN 8120804120
  17. Phillips, Stephen H.,(2013). от 30 декабря 2021 на Wayback Machine , Columbia University Press. ISBN 0231519478
  18. , pp. xxxiv, 510 with notes 43-44.
  19. Michele Desmarais (2008), от 30 декабря 2021 на Wayback Machine , Motilal Banarsidass, ISBN 978-8120833364 , pages 16-17 with footnotes
  20. Desmarais, Michele Marie. (англ.) . — Motilal Banarsidass , 2008. — P. 15—16. — ISBN 978-81-208-3336-4 . , Quote: «The YS is widely acknowledged to be one of the most important texts in the Hindu tradition and is recognized as the essential text for understanding classical Yoga».
  21. , p. xvi.
  22. Meulenbeld, G. Jan. History of Indian Medical Literature, vol. I part 1 (англ.) . — Groningen: E. Forsten, 1999. — P. 141—144. — ISBN 978-9069801247 .
  23. Meulenbeld, G. Jan. History of Indian Medical Literature, vol. I part 1 (англ.) . — Groningen: E. Forsten, 1999. — P. 143—144, 196. — ISBN 978-9069801247 .
  24. Woods, James Haughton. (англ.) . — Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press , 1914. — P. introduction.
  25. Surendranath Dasgupta. (неопр.) . — Reprint: Motilal Banarsidass (Original: Cambridge University Press, 1922), 1992. — С. 230—238. — ISBN 978-81-208-0412-8 .
  26. Louis Renou. On the Identity of the Two Patañjalis // Louis de La Vallée Poussin Memorial Volume (фр.) / Narendra Nath Law. — Calcutta, 1940. — С. 368—373.
  27. Sharma, P. V. चरक-चिन्तन (चरकसंहिता का ऐतिहासिक अध्ययन) (Carak-cintan. Carakasaṃhitā kā aitihāsik adhyayan) (индон.) . — Vārāṇasī: Caukhamba Saṃskṛt Saṃsthān, 1970. — С. 23—43. ; Sharma, P. V. History of Medicine in India (неопр.) . — New Delhi: Indian National Science Academy, 1992. — С. 181—182. ; Tripāṭhī, Yogendra Kumār. न्यायसूत्र एवं चरक-संहिता (неопр.) . — Vārāṇasī: Trividhā Prakāśan, 1987. — С. 26—27. ; Woods, James Haughton. (англ.) . — Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press , 1914. — P. xv—xvii. .
  28. James G. Lochtefeld. (англ.) . — (англ.) , 2002. — P. 506—507. — ISBN 978-0-8239-3180-4 . 2 февраля 2023 года.
  29. David Gordon White. (неопр.) . — Princeton University Press , 2014. — С. 34—38. — ISBN 978-1-4008-5005-1 .
  30. Diane Collinson; Kathryn Plant; Robert Wilkinson. (неопр.) . — Routledge , 2013. — С. 81—86. — ISBN 978-1-134-63151-3 .
  31. Michael Edwards. (англ.) . — Oxford University Press , 2013. — P. 273—274. — ISBN 978-0-19-933014-0 .
  32. Patañjali; James Haughton Woods (transl.). (неопр.) . — Published for Harvard University by Ginn & Co., 1914. — С. xiv—xv.
  33. Chandramouli S. Naikar. (неопр.) . — Sahitya Akademi, 2002. — С. 13—14. — ISBN 978-81-260-1285-5 .
  34. , p. xvi-xvii.
  35. , p. xvi-xvii, 20-23.
  36. Ian Whicher (1998), The Integrity of the Yoga Darsana: A Reconsideration of Classical Yoga, State University of New York Press, ISBN 978-0791438152 , page 49
  37. Stuart Sarbacker (2011), Yoga Powers (Editor: Knut A. Jacobsen), Brill, ISBN 978-9004212145 , page 195
  38. .
  39. The word and the world: India's contribution to the study of language. (неопр.) . — Oxford, 1990. — ISBN 978-0-19-562515-8 .
  40. Surendranath Dasgupta. (неопр.) . — Reprint: Motilal Banarsidass (Original: Cambridge University Press), 1992. — С. 231. — ISBN 978-81-208-0412-8 .
  41. . Iyengar Yoga (UK). Дата обращения: 31 августа 2019. 31 августа 2019 года.
  42. . Kpjayi.org . Дата обращения: 31 августа 2019. 10 января 2018 года.
  43. , p. 1.
  44. , p. 4.

Литература

На русском языке

На других языках

  • (2009), The Yoga Sūtras of Patañjali: A New Edition, Translation and Commentary , New York: North Point Press, ISBN 978-0865477360
  • Gavin Flood . (неопр.) . — Cambridge University Press , 1996. — ISBN 978-0-521-43878-0 .
  • (англ.) . (англ.) . — London: Motilal Banarasidass, 1998. — ISBN 978-81-208-0503-3 .
  • (англ.) . (англ.) . — Motilal Banarsidass , 2008. — ISBN 978-81-208-3349-4 .
  • (англ.) ; Moore, C. A. (неопр.) . — Princeton, New Jersey: Princeton University Press , 1957. — ISBN 978-0-691-01958-1 . Princeton paperback 12th printing, 1989.
  • (англ.) . (англ.) . — Princeton University Press , 2011.
  • (2014), The Yoga Sutra of Patanjali: A Biography , Princeton University Press, ISBN 978-0691143774

Ссылки

Источник —

Same as Патанджали