Interested Article - Тешкс
- 2021-02-01
- 1
Тешкс или тяшкс ( рус. знамя, мета ) — родовой знак у эрзян и мокшан .
Описание
Тешксы являются разновидностью тамг , применение которых было свойственно китайцам, тюркам, финно-уграм и славянам. Среди народов России схожие системы использовались марийцами ( тисте ), чувашами, татарами, башкирами (тамга или тавро), казахами (тамга, танба или тагма), кряшенами, русскими, коми ( пас ), манси, хантами и удмуртами ( ) .
Этимология
Эрзянское «тешкс» и мокшанское «тяшкс» этимологически связаны со словом «теште», то есть звезда в астрономическом смысле этого слова .
Дальнейшая этимология неясна — форма *täštä не связана с праур. *kuńći и содержит кластер согласных -št- , что указывает на происхождение не из прауральского, а из неизвестного субстратного языка .
Использование
Основное предназначение тешкса — обозначить принадлежность предмета определенному человеку, семье, роду. Тешксами, как клеймом, могли помечать :
- недвижимость: межевые знаки на полях/лугах/участках леса, загоны, ворота, двери, дома, амбары, бортные деревья, надгробия на могилах;
- скот, бревна на лесоповале, мешки с зерном;
- инструменты: посуду (горшки), прялки, ткацкие станки, кадушки (парь, ларь), корыта, ювелирные изделия, орудия труда (лопаты, топоры, мотыги, косы и пр.);
- детские люльки, зыбки (лавсь);
- одежду и головные уборы — с помощью вышивки.
Также, тешксы использовались как личные подписи в юридических документах .
В сделках по продаже бортных ухожаев встречается как продажа отдельных знамён ухожая (то есть бортных деревьев, помеченных тешксом первого владельца), так и продажа всего ухожая . Впоследствии покупатель стёсывал с деревьев знамя, принадлежавшее прошлому хозяину, и наносил на них своё знамя, например :
...велено на бортнике на ... вновь имати с купленные вотчины, что он купил у кадомских татар у ... ухожея третье знамя, орлов хвост, оброку на год по полупуда меду.
...да тот же де ... в их вотчине в тарханной в служилой, в мокшанском лугу в Келеверском ухожей старые их знамена стесывают, а свои накладывают.
...что в девяносто девятом году продал ... той же деревни мордвин ... бортный свой ухожей, а во всех тех ухожьях два знамени: ... а на те знамена наложили они свои Сондарканские знамена: ...
Наследование
По одной версии, тешкс отца без изменения использовал только старший сын, а остальные сыновья создавали свой тешкс, как правило, на основе отцовского, добавляя в него какие-либо элементы. По другой версии, тешкс отца использовали все неотделившиеся сыновья, то есть живущие с отцом под одной крышей .
После свадьбы, женщина более не могла использовать тешкс своего рода, так как считалась перешедшей в род супруга. Тешкс замужней женщины совпадал с тешксом её мужа, но имел полукруглую «крышечку» над ним .
Составные части
Тешкс мог состоять из ряда составных частей, например :
|
|
|
|
Выход из употребления
Тешксы перестали использоваться в первой трети XX века — с началом коллективизации .
Изучение
Научное исследование знамён началось в 3-й четверти XIX века. Большой вклад в их изучение и систематизацию внесли П. С. Ефименко , В. Н. Майнов , Н. Н. Харузин , А. А. Гераклитов , , , , и другие .
Тешксы в культуре
У мокшан села Шингарина Краснослободского уезда отмечена пословица «Илян тешкс — сьорма кеттнэ полхтаи», что переводится как «Чужая мета руки жжет» .
Близкие понятия
- Пазава («икона») — ритуальный знак, наносившийся на обереги, молельные деревья, а после крещения — на надгробия;
- сёрма («узор»; заимствование из булгарского, где «сыр» — «узор») — узор, орнамент в вышивке.
Примечания
- ↑ Шамова Л. Н. ЭРЗЯНСКИЕ РОДОВЫЕ ЗНАКИ-ТЕШКСЫ //Центр и периферия. — 2013. — №. 4. — С. 64-73.
- ↑ Видяйкин С. В. Народ и власть: налоги и повинности дворцовых крестьян Алатырского уезда в XVII-начале XVIII в. — Науч.-исслед. ин-т гуманитарных наук при Правительстве Респ. Мордовия, 2011.
- ↑ Шумкина Т. В. РОДОВЫЕ ЗНАКИ МОРДВЫ КАК ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН //Материалы XX научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. НП Огарёва. — 2016. — С. 36-40.
- ↑ Лузгин Александр Степанович, Деникаева Екатерина Александровна. // Регионология. — 2013. — № 1 (82) . 22 апреля 2023 года.
- ↑ Рогачев В. и др. К истории возникновения и бытования семейно-родовых знаков народов России (На примере" сёрм" и" тешксов" мордвы) //Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. — 2018. — №. 4. — С. 126—139.
- ↑ Рогачев В. И. и др. Вариативность форм семейно-родовых знаков собственности мокши и эрзи //УЧРЕДИТЕЛЬ ЖУРНАЛА. — 2018. — Т. 9. — №. 4. — С. 119.
- ↑ Сушкова Ю.Н. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. — 2019. — № 5 . 22 апреля 2023 года.
- ↑ . Дата обращения: 22 апреля 2023. 22 апреля 2023 года.
- ↑ Кауркин Р.В. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2016. — № 3 . 22 апреля 2023 года.
- Рогачев В. И., Ваганова Е. Н., Деникаева Е. И. «К проблеме бытования „знамен“ и тамга-знаков у финно-угорских и тюркских народов»// Историко-культурное наследие и современная культура. Сборник материалов международного научно-практического семинара. Алматы, 2012. С.76-83.
- ↑ Напольникова П. К. « Знамена» цнинской мордвы //Вестник Академии наук Чеченской Республики. — 2016. — №. 2. — С. 39-49.
- Напольникова П. К. БОРТНЫЕ ЗНАМЕНА ЦНИНСКОЙ МОРДВЫ XVII ВЕКА //V Всероссийская конференция финно-угроведов «Финно-угорские языки и культуры в социокультурном ландшафте России» МАТЕРИАЛЫ. — 2014. — С. 656.
- ↑ Беляков А. В. Вотчины в Среднем Поволжье XV—XVII вв.(на примере Мещеры) //Система землевладения и социальные категории населения Волго-Уралья и Западной Сибири XVI—XIX вв. — 2021. — С. 60-74.
- ↑ Заварюхин Николай Васильевич, Цыганкова Вера Ивановна. // Экономическая история. — 2011. — № 4 . 22 апреля 2023 года.
- ↑ Черкасова М. С. Алатырские акты и вотчинное право в Среднем Поволжье в первой четверти XVII в //Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. — 2013. — №. 1. — С. 59-70.
- ↑ Акчурин М. М., Беляков А. В. Вотчины как наследие ордынской государственности (на примере документов мещерских уездов XVI—XVII вв.) //Золотоордынское наследие. — 2019. — С. 56-68.
- ↑ Сушкова Ю. Н. Имущественные отношения в мордовской семье конца XIX-начала XX века //Центр и периферия. — 2008. — №. 3. — С. 58-62.
- ↑ Беляков Андрей Васильевич. // Средневековые тюрко-татарские государства. — 2013. — № 5 . 26 августа 2022 года.
- ↑ Шигурова Татьяна Алексеевна. // Интеграция образования. — 2011. — № 3 . 23 апреля 2023 года.
- ↑ Шигурова Татьяна Алексеевна. // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. — 2014. — № 3 (27) . 23 апреля 2023 года.
- ↑ Майнов В. Н. Очерк юридического быта мордвы / В. Н. Майнов; редкол.: В. А. Юрченков (председатель) [и др.] ; НИИ гуманитар. наук при Правительстве еспублики Мордовия. — Саранск, 2007. — 296 с.
- ↑ Деникаева Екатерина Александровна. // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2011. — № 12—1 . 23 апреля 2023 года.
- ↑ Рябов Н. В. Истоки начертания узорно-знаковой символики в культуре мордовского народа //Гуманитарные науки и образование. – 2014. – №. 2. – С. 150-153.
- М. А. Живлов. // X Чтения памяти С. А. Старостина. — 2015. — 27 марта. 7 апреля 2022 года.
- . Писцовая книга В. Киреева и Г. Молчанова 1677-1678 гг. и другие сведения об Арзамасском уезде 16-17 вв. ISBN 978-5-600-02459-5 . . — СПб. , 2019. — 759 с. —
- 2021-02-01
- 1