Interested Article - Портретный объектив

Портре́тный объекти́в — название группы длиннофокусных объективов , специально предназначенных для портретной фотосъёмки и киносъёмки крупным планом . Для портретного объектива характерны постоянное фокусное расстояние , в фотографии примерно равное удвоенной диагонали кадра, и большая светосила . Сочетание таких параметров позволяет получать наиболее приемлемый для портрета оптический рисунок за счёт небольшой глубины резкости и незначительных перспективных искажений . Однако, главным признаком портретного объектива считается оптическая конструкция, дающая сравнительно мягкое изображение сфокусированного объекта съёмки, маскирующее дефекты кожи. Кроме специальных, для портретной съёмки пригодны обычные длиннофокусные объективы и зумы с соответствующим диапазоном фокусных расстояний, однако наилучшие результаты достигаются специально предназначенной оптикой.

Современный портретный объектив «Canon EF 85/1,8 USM»

Особенности

Советский портретный объектив « Гелиос-40-2 » 1,5/85

Специальные портретные объективы отличаются небольшим количеством линз и границ воздух/стекло. Первым в истории фотографии портретным считается объектив Пецваля , созданный в 1840 году для дагеротипии . В 1920-х годах получили популярность портретные объективы конструкции Николы Першайд , выпускавшиеся компанией Emil Busch AG . Большую роль в развитии объективостроения сыграли « Триплет Кука » и «Zeiss Planar », созданные Гарольдом Тейлором и Паулем Рудольфом в конце XIX века . Объективы Петцваля, «Триплет» и «Планар» послужили основой для большинства современных портретных анастигматов . К последним можно отнести, например « Nikkor 85/1,4» и 85/1,8, «Canon EF 85/1,8 USM», «Minolta MAXXUM AF 85/1,4», отечественные серии « Юпитер » и « Гелиос » . Среди последних разработок есть объективы (например, «Canon EF 85/1,2L USM»), содержащие асферические элементы , обеспечивающие рекордные значения светосилы.

Ещё одной особенностью портретных объективов считается предпочтительное устройство диафрагмы , обеспечивающей круглое сечение пучков света. Это позволяет получать наиболее качественный рисунок за счёт правильной формы отдельного кружка рассеяния . У прыгающих диафрагм современных зеркальных фотоаппаратов из-за особенностей конструкции круглое сечение отверстия достигается с трудом, и в отдельных случаях предпочтение может отдаваться объективам с классическим механизмом диафрагмы, общепринятым для дальномерных камер . Так, Красногорским механическим заводом возобновлено производство классического объектива «Гелиос-40-2» с байонетным креплением современных стандартов Nikon AI-S и Canon EF . Благодаря ручному приводу, диафрагма с предварительной установкой состоит из 10 лепестков, обеспечивая практически круглое отверстие . Такие ретро-объективы, несмотря на недостатки, популярны среди фотолюбителей, поскольку современная автофокусная оптика с аналогичными параметрами стоит на порядок дороже .

Фокусные расстояния портретных фотообъективов, рассчитанных на малоформатный кадр, обычно лежат в диапазоне 70—150 мм, в зависимости от предпочтительной крупности плана. Классическим считается фокусное расстояние 85 мм, в наибольшей мере подходящее для «поясного» портрета, и ровно вдвое превосходящее диагональ кадра. Киносъёмочные объективы, рассчитанные на « академический » кадр или формат « Супер-35 », в наибольшей степени пригодны для съёмки крупных планов актёров при тех же фокусных расстояниях 70—150. Для любительских цифровых зеркальных фотоаппаратов, оснащённых матрицей APS-C портретным может считаться объектив с фокусным расстоянием 50 или 58 мм, приблизительно равным удвоенной диагонали ~27 мм . Для среднеформатных фотоаппаратов с кадром 6×6 см портретными считаются объективы с фокусным расстоянием от 150 мм до 200 мм.

Смягчение фокуса

Портретный объектив «AF DC Nikkor 135/2,0» с управлением степенью размытия фона

В отличие от других объективов, портретные менее критичны к оптическому совершенству, допуская остаточные аберрации . Такие недостатки, как астигматизм , виньетирование и сферическая аберрация позволяют выделить лицо портретируемого и скрыть дефекты кожи . Поэтому в качестве портретного могут использоваться апланаты и даже простейший объектив типа « Монокль » . Некоторые портретные объективы первой половины XX века (например «Cooke Portrait») предусматривали возможность регулировки мягкости изображения смещением отдельных линз или дополнительной диафрагмой (диффузером), вставляющейся между линзами .

Другая легенда портретной оптики тех лет — «Rodenstock Imagon» — предусматривала сменные диафрагмы-диффузеры, вставлявшиеся в оправу в зависимости от требуемой степени размытия. Вокруг основного отверстия, расположенного в центре диафрагмы, высверливались более мелкие дополнительные, создающие характерный оптический рисунок . В середине 1930-х годов фирма Ernst Leitz также выпустила мягкорисующий портретный объектив «Thambar» 90 мм f/2,2 для фотоаппаратов Leica . В комплекте поставлялась прозрачная насадка с чёрным кругом диаметром 13 мм в центре. При надетом на объектив светофильтре такой конструкции из световых пучков «вырезалась» их центральная часть, дающая наиболее резкое изображение .

Современные производители (например, Nikon ) вместо регулировки общей резкости используют технологию управления размытием несфокусированных частей изображения, получившую торговое название «Defocus Image Control» . Это достигается изменением степени сферической аберрации при помощи подвижной задней линзы, перемещаемой отдельным кольцом оправы с дополнительной шкалой, размеченной в диафрагменных числах . Объективы такой конструкции в маркировке имеют дополнительные буквы «DC» и позволяют менять характер боке перед зоной фокусировки, или позади неё . Подобной конструкцией обладает объектив «Canon EF 135/2,8 Soft focus», заявленный производителем как специализированный портретный .

Sony выпускает объектив Sony STF 135mm f/2.8 T4.5 с фирменной функцией изменения мягкости рисунка «Smooth Trans Focus» . Fuji также выпускает объектив с "улучшающим" боке аподизационным элементом «Fujinon 50/1.2».

В 2013 году Ломографическое общество с помощью сервиса добровольных пожертвований « Kickstarter » собрало 1,3 миллиона долларов на выпуск современной версии объектива «New Petzval 2,2/85» для 35-мм фотокамер c байонетами Nikon и Canon EF . Конструкция была заново рассчитана российским оптиком В. Богданковым для цифровой фотоаппаратуры . Выпуск объективов налажен в 2014 году на Красногорском механическом заводе, и в настоящий момент они продаются по цене в 600 долларов . Объектив оснащается вставной диафрагмой, обеспечивающей идеально круглое сечение световых пучков.

Примеры объективов

Влияние фокусного расстояния на глубину резкости и перспективные искажения:
Слева — фокусное расстояние объектива 35 мм, справа — 400 мм.
Снимок, сделанный портретным объективом с фокусным расстоянием 85 мм при относительном отверстии f/1,2

Примеры недорогих объективов, которые можно использовать с малоформатными камерами в качестве портретных:

Профессиональные портретные объективы на малоформатный кадр:

Примеры объективов для среднеформатных камер :

См. также

Примечания

  1. Эта величина варьируется у разных производителей матриц APS-C от 26,82 мм у Canon до 27,76 мм у Nikon

Источники

  1. , с. 180.
  2. , с. 15.
  3. Сергей Бородин. (англ.) . Статьи про объективы и фотоаппараты . Lens Club. Дата обращения: 25 мая 2014. 25 мая 2014 года.
  4. , с. 22.
  5. И. Бажан. // «Фотокурьер» : журнал. — 2006. — № 2 (110) . — С. 13—17 . 2 октября 2013 года.
  6. , с. 311.
  7. Кирилл Кузьмин. . Персональный блог. Дата обращения: 28 мая 2014. 5 марта 2016 года.
  8. (англ.) . Photography in Malaysia. Дата обращения: 27 мая 2014. 9 июля 2014 года.
  9. (англ.) . Modern Classic SLR Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 27 мая 2014. 5 июля 2014 года.
  10. . Продукция . ОАО «КМЗ». Дата обращения: 26 мая 2014. Архивировано из 28 мая 2014 года.
  11. , с. 316.
  12. , с. 72.
  13. , с. 41.
  14. , с. 16.
  15. Dr. Alfons Schultz. (англ.) . Surfer's Paradise . Harry's Pro Shop. Дата обращения: 14 ноября 2015. Архивировано из 23 октября 2015 года.
  16. Roger W. Hicks. (англ.) . Reviews . журнал «Shutterbug» (1 апреля 2005). Дата обращения: 14 ноября 2015. 17 ноября 2015 года.
  17. Антон Стрельцов. . Статьи . Клуб Foto.ru (19 мая 2004). Дата обращения: 26 мая 2014. 28 мая 2014 года.
  18. (англ.) . US Patent 5,841,590 . Ken Rockwell (24 ноября 1998). Дата обращения: 26 мая 2014. 28 мая 2014 года.
  19. , с. 75.
  20. Владимир Родионов. . Изображение в числах . iXBT.com (14 декабря 2006). Дата обращения: 27 июля 2014. 27 июля 2014 года.
  21. Светлана Чистякова. . Гаджеты . Lenta.ru (30 июля 2013). Дата обращения: 6 февраля 2016. 27 февраля 2014 года.
  22. Steve Dent. (англ.) . Engadget. Дата обращения: 25 мая 2014. 26 декабря 2013 года.
  23. . Объективы . Zenit Camera. Дата обращения: 18 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  24. . Обзоры . «Фотар» (16 марта 2015). Дата обращения: 18 марта 2015. 17 марта 2015 года.

Литература

  • Андрей Акимов, Андрей Паршев. // «Foto&video» : журнал. — 2008. — № 5 . — С. 72—75 .
  • Б. Бакст. Генетика абсолютного зрения // «Фотокурьер» : журнал. — 2006. — № 7 (115) . — С. 16—24 .
  • Д. С. Волосов . § 4. Светосильные объективы // Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М. : «Искусство», 1978. — С. 310—329. — 543 с. — 10 000 экз.
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1985. — С. —184. — 367 с. — 100 000 экз.
  • В. В. Пуськов. Краткий фотографический справочник / И. Кацев. — М. : Госкиноиздат, 1952. — 423 с. — 50 000 экз.
  • Владимир Самарин. Портретная оптика. Часть I // «Фотомагазин» : журнал. — 2003. — № 5 . — С. 38—40 . — ISSN .
  • Фомин А. В. § 5. Фотографические объективы // / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М. : «Легпромбытиздат», 1987. — С. 12—25. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Barbara Lowry. Объективы «Cooke» из Англии // «Фотокурьер» : журнал. — 2007. — № 6 (126) . — С. 13—20 .

Ссылки

  • . «Фототур». Дата обращения: 16 ноября 2015. 29 ноября 2020 года.
Источник —

Same as Портретный объектив