Interested Article - Исцеленнов, Николай Иванович

Николай Иванович Исце́леннов (Исцеле́нов) ( 31 мая ( 12 июня ) 1891 , Иркутск 24 февраля 1981 , Сент-Женевьев-де-Буа ) — русский, советский и французский архитектор, реставратор, живописец и книжный график. Автор церковных и гражданских сооружений во Франции и Бельгии.

Биография

Родился 31 мая ( 12 июня ) 1891 года в Иркутске в семье купца 2-й гильдии (Исцеленного) (1859—1916), городского головы Иркутска в 1907—1910 годах . В 1909 году, после окончания гимназии в Иркутске, поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (ВХУ) в Санкт-Петербурге . В годы учёбы в ВХУ участвовал в реставрации Ипатьевского монастыря в Костроме (1911), работал помощником архитекторов В. А. Покровского , А. В. Щусева , Д. В. Милеева и С. С. Кричинского на постройке храмов, разработал проект церкви Общества трезвости для парохода, ходившего по северным рекам. Со слов самого Исцеленнова, он стал автором Николо-Александровского храма Императорского православного палестинского общества в Санкт-Петербурге (1913—1915, снесён в 1932), однако проект был подписан архитектором Кричинским, «потому что тогда я был слишком молод для того, чтоб быть ответственным за постройку храма» . Окончил Академию в 1917 году, получив звание художника-архитектора за выполненный проект Военно-исторического музея .

После окончания Высшего художественного училища переехал в Москву . В 1919—1920 годах участвовал в работе Живскульптарха при отделе изобразительных искусств Наркомпроса — первой новаторской организации советских архитекторов ; являлся членом архитектурно-художественного отдела Наркомпроса . Работал мастером в архитектурно-художественной мастерской Моссовета под руководством И. В. Жолтовского , художником-зодчим Архитстроя , в Управлении городского и сельского строительства (Угорсельстрой) Комгосоора . Во время работы в Угорсельстрое занимался разработкой градостроительных проектов .

В феврале 1920 года вместе с матерью по льду Финского залива нелегально перешёл границу с Финляндией , где жила сестра Исцеленнова — жена финского дипломата . Поселился в Хельсинки и в том же году женился на художнице М. А. Лагорио (1893—1979), дочери петрографа А. Е. Лагорио . В 1921—1924 жил вместе с женой в Берлине . Здесь он вошёл в совет Дома искусств — союза деятелей русской литературы и искусства, основанный находящимися в Берлине русскими писателями и художниками. Основное время Исцелленов посвящал занятиям книжной графикой —выполнил иллюстрации к изданиям « Пиковой дамы » А. С. Пушкина (1922), основал собственное книжное издательство «Трирема», в котором выпустил «Пляс Иродиады» А. М. Ремизова (1922), альбомы собственных рисунков рисунков «Московские типы» (1922) и «Берлинские уличные типы» (1923), автолитографированную книгу «Екклезиаст» (1923). Совместные выставки Н. И. и М. А. Исцеленновых прошли в Берлине, Мюнхене и Франкфурте-на-Майне . После Берлина супруги на некоторое время задержались в Праге , где провели совместную выставку графических работ (1924) и выполнили проект декораций к « Сказкам Гофмана » Ж. Оффенбаха в Пражской опере (1924). В Праге Исцеленнов сблизился с Сергеем Эфроном , учившимся в те годы на философском факультете Пражского университета , вместе с которым они пытались создать драматический театр-студию, где собирались ставить «Метель» Марины Цветаевой и «Царь Максимилиан» Алексея Ремизова. Идея не была осуществлена, однако в том же 1924 году Исцеленнов иллюстрировал обложку сборника стихов Цветаевой «Молодец» .

В октябре 1925 года вместе с женой переехал во Францию и поселился в Париже . Работал инженером-архитектором и художником в различных компаниях, в том числе расписывал фарфоровые изделия в стиле русского модерна для фабрики князя Ф. Ф. Юсупова «Фолья». С конца 1920-х годов занимался проектированием и строительством православных храмов в городах Франции и Бельгии , отливкой церковных колоколов, росписью фресок и иконостасов. Живописные и графические работы Исцеленнова экспонировались на выставках русских художников в Брюсселе (1928), Париже (1931, 1935, 1948, 1951, 1959), Праге (1935) .

В 1928 году вступил в основанное В. П. Рябушинским общество « Икона », задачами которого стали изучение и охрана древней иконы , сохранение иконописной традиции и восточнохристианского искусства, ознакомление западного мира с иконописанием. Исцеленнов стал старостой иконописной мастерской при обществе, читал лекции по церковному зодчеству и иконописи, участвовал в устраиваемых обществом выставках. В 1951 году его избрали председателем общества, в 1971 году — почётным председателем общества. В ноябре 1929 года стал масоном , получив посвящение в русской ложе «Гермес» Великой ложи Франции . Оставался членом ложи до 1936 года .

В 1939—1945 годах жил неподалёку от Авиньона и работал инженером на промышленной фирме «Пешинэ». После окончания войны вернулся в Париж. В последние годы жизни работал инженером строительного общества Кандаурова, исполнял расчёты для строительства Башни Монпарнас , проектировал гражданские сооружения .

В 1979 году вместе с женой поселился в Русском старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа , где скончался 14 февраля 1981 года . Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .

Проекты и постройки

Примечания

  1. Плотникова М. М. // Известия Алтайского государственного университета. — 2010. — Вып. 4/3 . — С. 185—189 . 4 марта 2016 года.
  2. Фицхелаурова М. // Русская мысль. — 21 октября 1971. — № 2865 . — С. 7 . 2 августа 2016 года.
  3. .
  4. .
  5. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: Книга 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. — М. : Стройиздат, 1996. — С. 130. — 709 с. — ISBN 5-274-02045-3 .
  6. , с. 66.
  7. , с. 40—41.
  8. , с. 56.
  9. , с. 50.
  10. , с. 336, 370.
  11. Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. (2011). Дата обращения: 25 января 2015. 17 июля 2014 года.
  12. Романов А. А. На чужих погостах: некрополь русского зарубежья. — М. : Эллис Лак, 2003. — С. 108. — 322 с. — ISBN 5-88889-019-7 .
  13. / Каменев Л. Б. (ред.). — М. : Гос. образцовая тип. (бывш. Т-ва И. Д. Сытина), 1920. — С. 561.
  14. Левошко С. С., Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. . Искусство и архитектура русского зарубежья (2012). Дата обращения: 25 января 2015. 6 марта 2016 года.
  15. Колупаев В. Е. от 21 октября 2019 на Wayback Machine
  16. Антонов В. В. . Искусство и архитектура русского зарубежья (2010). Дата обращения: 25 января 2015. 4 июля 2016 года.

Литература

  • З. З. // Русская мысль. — 1983. — 3 марта ( № 3454 ).
  • Лыхин Ю. П., Крючкова Т. А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 год): Биобиблиографический словарь.. — Иркутск: Изд-во АЭМ «Тальцы», 2000. — С. 122—125. — 407 с.
  • Казусь И. А. Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования. — Прогресс-Традиция, 2009. — 488 с. — ISBN 5-89826-291-1 .
  • Герра Р. // Новый журнал. — 2012. — № 266 . — С. 213—222 .
  • Левошко С. С. Творческое наследие. Николая Исцеленнова и его вклад в православное искусство русского зарубежья в XX веке // Диалог со временем. 2019. — № 68. — С. 224—238.

Ссылки

  • Левошко С. С., Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. . Искусство и архитектура русского зарубежья (2012). Дата обращения: 25 января 2015.
Источник —

Same as Исцеленнов, Николай Иванович