Векслер, Климентий Иосифович
- 1 year ago
- 0
- 0
Климентий Николаевич Ганкевич ( укр. Климентій Миколайович Ганкевич , ( 2 сентября 1842 , с. Настасов (ныне Тернопольского района Тернопольской области Украина — 14 ноября 1924 , Черновцы ) — украинский филолог , лингвист , писатель, этнограф, переводчик, первый преподаватель украинского языка и литературы в Черновицком университете, один из наиболее ярких представителей галицких философов - идеалистов . Доктор философии.
Окончил Бережанскую гимназию, затем в 1866 году — семинарию УГКЦ во Львове . Затем учился в университете им. Яна-Казимира во Львове. Затем работал учителем в школах Перемышля , Станиславова , Бережан, Черновцов. Вёл активную общественно-культурную деятельность, был членом общества «Русьская беседа» и «Буковинская русьская рада».
В 1875—1887 годах трудился секретарём, а затем преподавателем украинской литературы и философии в Черновицком университете.
Основал и руководил академическим университетским обществом «Союз». В 1887 г. редактировал религиозную газету «Мир».
Выступал против материализма с позиций консервативного (старого) гегельянства . Учение Гегеля считал вершиной философской мысли, наиболее подходящим для обоснования веры в Бога . Основную задачу философии видел в примирении науки с религией , разума с верой , в объединении их. Постулировал наличие украинской философии с её собственной историей.
В Галичине в конце XIX века Климентий Ганкевич опубликовал ряд работ по философии. Сыграл заметную роль в формировании национальной философской терминологии. Сотрудничал с рядом периодических изданий Восточной Галичины .
В 60-х годах XIX в. Ганкевич принадлежал к движению украинофилов, позже охотно публиковался и в руссофильской прессе.
Основные научные вопросы, разработкой которых занимался Ганкевич, касаются истории философии, психологии , эстетики , христианской теологии и философского анализа языка.
В своих работах по истории философии Ганкевич выступает оригинальным автором и является по мнению современных украинских исследователей своего рода новатором. Его вклад заключается в исследовании развития философии славянских народов, прежде всего на Украине (в Галичине), в Польше и Чехии .
Ганкевич придерживался мнения, что с середины XIX в. именно славянская философия продолжала развитие гегелевской историко-философской концепции, и таким образом отвергал пангерманскую концепцию в истории философии.
Большой вклад Ганкевича в развитие философской терминологии, так как свои труды он публиковал на родном украинском (русинском) языке.
Автор трудов: