Interested Article - Женская месть
- 2021-12-09
- 1
«Женская месть» ( англ. A Woman's Vengeance ) — фильм нуар режиссёра Золтана Корды , который вышел на экраны в 1948 году .
Сценарий фильма написал Олдос Хаксли по собственному рассказу «Улыбка Джоконды» (1922). Фильм рассказывает об обеспеченном английском джентльмене Генри Мурье ( Шарль Буайе ), который после смерти жены-инвалида быстро женится на значительно более молодой женщине Дорис ( Энн Блит ), что вызывает возмущение у влюблённой в него соседки и близкой подруги Джанет ( Джессика Тенди ). Вскоре возникают подозрения, что Генри мог отравить свою жену, и в конце концов его приговаривают к смерти за убийство, которого он не совершал. Однако в последний момент семейному доктору ( Седрик Хардвик ) удаётся вычислить подлинного убийцу и спасти Генри от смерти.
Критика восприняла фильм позитивно, высоко оценив как постановку Золтана Корды, так и актёрскую игру Джессики Тэнди и особенно Седрика Хардивка.
Сюжет
В 1931 году в Великобритании богатый владелец усадьбы средних лет Генри Мурье ( Шарль Буайе ) возвращается домой в тот момент, когда его жена-инвалид Эмили ( Рэйчел Кемпсон ) выписывает чек на 400 фунтов своему брату-кутиле Роберту Лестеру ( ). Возмущённый Генри, разорвав чек, просит Роберта уйти и попытаться самому зарабатывать деньги. После этого Эмили набрасывается на Генри с упрёками, при служанке обвиняя мужа в том, что он хочет, чтобы она умерла. Не желая ввязываться в ссору, Генри уходит к проживающей по соседству давней хорошей подруге Джанет ( Джессика Тэнди ). 35-летняя Джанет уже многие годы ухаживает за своим отцом, прикованным к кресле-каталке пожилым генералом Спенсом ( ). Генри дарит ей подарок на день рождения и приглашает её на следующий день к себе домой на обед, обращаясь с просьбой помочь примириться с женой. Джанет всячески поддерживает Генри и полностью разделяет его взгляды, в то время, как с Эмили, с которой Генри состоит в браке уже 20 лет, он так и не добился взаимопонимания. После встречи с Джанет Генри садится в свой автомобиль с шофёром ( Гарри Кординг ), где его ожидает милая влюблённая в него 18-летняя Дорис Мид ( Энн Блит ), с которой у Генри уже несколько месяцев развивается роман. Тем временем Джанет навещает Эмили, уговаривая её не мучить Генри и отпустить его, чтобы он наконец мог стать счастливым. На это Эмили отвечает, что Генри будет счастливым, если она умрёт. Выходя от Эмили, Джанет встречает её медицинскую сестру Кэролайн Брэддок ( Милдред Нэтвик ), которая ненавидит мужчин и презирает Генри за его лицемерие и измены.
На следующий день Генри устраивает дома обед в честь Джанет, на котором присутствуют Эмили и Кэролайн. После обеда они переходят во дворик выпить кофе, а Кэролайн отпрашивается домой. Генри отпускает её, отправляясь самостоятельно приготовить лекарство для жены, в то время, как Джанет разливает всем кофе. После кофе Генри уезжает, ссылаясь на важную деловую встречу. На самом деле он приезжает в загородный клуб, где договорился поужинать с Дорис. В клубе они встречают Роберта, и Генри вынужден их представить друг другу. Оставшись наедине с Генри, Роберт требует с него 500 фунтов за молчание, и Генри обещает прислать ему чек на следующий день. Поздно вечером Генри возвращается домой, встречая доктора Джеймса Либбарда ( Седрик Хардвик ), который сообщает, что Эмили умерла четыре часа назад, предположительно, от сердечного приступа. Доктор говорит, что пытался связаться с Генри, однако не мог его найти. Генри заходит в комнату, чтобы увидеть жену, где благодарит Джанет, которая всё это время была с Эмили. Сразу после похорон Генри, не поставив в известность Джанет, уезжает в путешествие, а в доме начинается ремонт. Генри счастливо проводит время на природе вместе с Дорис, где они объясняются друг к другу в любви. Они собираются поехать в Париж, после чего официально сообщить о своих отношениях. Дорис переживает по поводу того, как она войдёт в круг зрелых и авторитетных друзей Генри.
Однажды после возвращения домой Генри вечером работает в своём кабинете с документами. В этот момент неожиданно заходит Джанет, ссылаясь на то, что увидела свет в его окне. Несколько минут спустя на улице начинается сильная гроза, и в доме гаснет свет. Джанет овладевают романтические чувства, и она говорит, что теперь после стольких лет мучений они наконец оба свободны и могут быть вместе, предполагая, что они оба мечтают об этом. Генри однако отвечает, что не хочет этого, и более того, во время поездки он уже женился на девушке, с которой встречался перед отъездом. Генри предлагает остаться хорошими друзьями, и Джанет соглашается с ним, после чего просит воспринимать свои слова об их совместной жизни как шутку. Вскоре приходит Дорис, и Генри знакомит Джанет со своей молодой женой. На следующий день Генри представляет Дорис генералу Спенсу, который внимательно осматривает девушку, одобряя выбор Генри. Джанет замечает на платье у Дорис дорогую брошь, которая принадлежала Эмили. Генри с Дорис уходят, сообщая, что на следующий день уезжают в путешествие. Проводив их до двери, Джанет возвращается в гостиную, где сообщает Кэролайн, что Генри подарил Дорис ту самую брошь, которую Эмили обещала оставить медсестре. Кэролайн обзывает мужчин свиньями, после чего вспоминает, что в день смерти Эмили Генри, вероятно, специально отпустил её и сам вызвался приготовить для жены лекарство. Джанет подталкивает Кэролайн к тому, чтобы та решила докопаться до правды и добиться справедливости, потребовав провести эксгумацию и экспертизу тела Эмили.
Вскоре проводится эксгумация, и, по результатам вскрытия сообщается, что Эмили была отравлена мышьяком . Генри вместе с Дорис вынуждены вернуться из свадебного путешествия в Париж, при этом Дорис уже ожидает ребёнка. Вскоре начинается разбирательство в коронерском суде , который приходит к окончательному заключению, что Эмили была отравлена. Так как лекарство ей в день смерти давал именно Генри, главное подозрение в убийстве падает на него. После заседания Генри и Дорис приезжают домой, где девушка клянётся мужу в любви, предлагая сегодня же сбежать. Из её слов, по мнению Генри, следует, что он убил жену, и он с возмущением заявляет, что не убивал Эмили, после чего уходит. Тем же вечером Дорис пытается покончить жизнь самоубийством, однако вовремя прибывший доктор Либбард спасает её. В разговоре с Генри доктор заявляет, что верит в его невиновность, после чего помогает Генри и Дорис примириться. Они обнимают и целуют друг друга. В ходе последующего коронерского разбирательства шофёр Генри подтверждает, что роман Генри с Дорис начался за несколько месяцев до смерти Эмили, кроме того, в день смерти Эмили Генри покупал в магазине гербициды, в состав которых входит мышьяк.
На следующий день Джанет читает в газете, что Генри Мурье предстанет перед уголовным судом по обвинению в убийстве жены. Вскоре появляется доктор Либбард, чтобы узнать, помогает ли Джанет лекарство, которое он прописал ей против бессонницы. Так как лекарство перестало действовать, доктор просит Джанет успокоиться и не принимать происходящее настолько близко к сердцу. Тем временем Дорис навещает Генри в тюрьме, где они вновь объясняются друг другу в любви и думают об имени ребёнку. На допросе в суде Кэролайн заявляет, что видела как Генри и Эмили ссорились, и слышала, как он говорил, что хотел бы, чтобы она умерла. Выслушав затем показания Лестера и Джанет, суд также устанавливает, что Эмили завещала всё своё имущество Генри. В итоге присяжные признают Генри виновным в убийстве Эмили, и суд приговаривает его к смертной казни через повешение . На апелляцию быстро приходит отказ. Вскоре после этого доктор Либбард заезжает к Спенсам, чтобы проверить состояние Джанет. Как он, так и генерал по-прежнему убеждены, что Генри, хотя и изменял жене, но не виновен в её убийстве. Затем доктор осматривает Джанет, осторожно интересуясь, не связана ли её бессонница с тем, что она влюблена в Генри. Джанет жалуется доктору на тревожные сны, в которых она подносит Эмили чашку кофе, после чего неожиданно замолкает, давая доктору основания полагать, что она что-то скрывает. Доктор рекомендует Джанет обратиться к психиатру, однако она отказывается и уходит.
За сорок часов до приведения приговора в исполнение Джанет навещает Генри в тюрьме, давая ему понять, что это она убила Эмили, чтобы быть с ним. Когда же он отверг её и женился на Дорис, Джанет устроила дело так, чтобы его осудили за убийство жены. Смеясь, Джанет уходит, а Генри безуспешно пытается объяснить тюремщикам, что она только что созналась в убийстве. За несколько часов до казни доктор Либбард приезжает к Джанет, пытаясь воззвать к её совести. Он говорит, что человек с грузом убийства на своей душе по сути уже мёртв. Затем в иносказательной манере доктор уговаривает её очистить свою совесть и во всём сознаться, чтобы не дойти до полного безумия и ужасной смерти. Однако Джанет не реагирует на слова доктора. Когда она выходит из комнаты, доктор незаметно переводит часы на час вперёд, после чего они ожидают часа казни. Тем временем в камере Генри разрешают проститься с Дорис, и они нежно обнимают и целуют друг друга, при этом Генри говорит, что уверен в том, что всё будет хорошо. После того, как часы в комнате пробивают время казни, Джанет не выдерживает и рыдая говорит, что возненавидела Генри после того, как он женился на Дорис. Затем она сознаётся, что подложила яд в кофе Эмили, чтобы его обвинили в убийстве жены. После этого у Джанет начинается припадок, и доктор делает ей укол, а затем звонит начальнику тюрьмы, чтобы остановили казнь.
В ролях
- Шарль Буайе — Генри Мурье
- Энн Блит — Дорис Мид
- Джессика Тэнди — Джанет Спенс
- Седрик Хардвик — доктор Джеймс Либбард
- Милдред Нэтвик — медсестра Каролина Брэддок
- — генерал Спенс
- Хью Френч — Роберт Лестер
- Рэйчел Кемпсон — Эмили Мурье
- Валери Кардью — Клара
- Карл Харборд — Лесли Блейк
- Джон Уильямс — советник обвинения
- Лейланд Ходжсон — первый надзиратель
- Ола Лоррейн — Молси
- Гарри Кординг — шофёр МакНабб
Создатели фильма и исполнители главных ролей
Режиссёр Золтан Корда , младший брат знаменитого продюсера Александра Корды , родился в Австро-Венгрии , а в 1932 году начал работать на студии брата в Великобритании . Более всего Корда-младший стал известным благодаря своим военным и приключенческим фильмам, действие которых часто происходит в африканских или азиатских странах, среди них « » (1938), « Четыре пера » (1939), « Багдадский вор » (1940), « Книга джунглей » (1942), « Сахара » (1943) и « Дело Макомбера » (1947) .
Шарль Буайе сыграл главные роли во множестве популярных фильмов, среди которых « » (1939), « Всё это и небо в придачу » (1940), « Газовый свет » (1944), « Клуни Браун » (1946) и « Мадам де… » (1953) .
Энн Блит известна ролями в фильмах « Милдред Пирс » (1945), « Гром на холме » (1951), « » (1952), « » (1955) и « Клевета » (1957) .
Джессика Тэнди сыграла в таких фильмах, как « » (1944), « » (1951), « Птицы » (1963), « Шофёр мисс Дэйзи » (1989), который принёс ей « Оскар » за главную женскую роль, а также « Жареные зелёные помидоры » (1991) .
История создания фильма
Рабочими названиями этого фильма были «Бренный мир» ( англ. Mortal Coils ) и «Месть» ( англ. Vengeance ) . В заглавных титрах фильма название указано как «Женская месть Олдоса Хаксли» ( англ. Aldous Huxley’s A Woman’s Vengeance ) .
Фильм поставлен по рассказу Олдоса Хаксли «Улыбка Джоконды» (1922) . Рассказ основан на реальном судебном процессе, в котором валлийский адвокат был оправдан по обвинению в убийстве своей жены путём отравления . По этому же рассказу Хаксли написал и спродюсировал пьесу, которая шла на лондонской театральной сцене в июне 1948 года .
Фильм частично снимался на натуре в Riviera Country Club в Санта-Монике .
Оценка фильма критикой
Общая оценка фильма
После выхода фильма на экраны кинообозреватель « Нью-Йорк таймс » Босли Краузер написал: «Допуская, что есть основание для выражения „нет гнева сильнее, чем гнев отвергнутой женщины“ и что Джессика Тэнди является актрисой, которая полностью способна доказать эту точку зрения, этому фильму всё равно чего-то не хватает». Фильм хорош и «в актёрской игре, которая выполнена мастерски во всех смыслах, особенно, со стороны Тэнди и Седрика Хардвика в критически значимых ролях. Нет проблем и в постановке Корды , которая визуально сильна и строга. Скорее всего, дело в истории, которую Олдос Хаксли переработал из своего маленького трактата о мести „Улыбка Джоконды“». И всё же, как полагает Краузер, «фильм слишком медленно берёт начало и разгоняется до драматической остроты, где в конечном итоге происходит драма и интеллектуальное напряжение. Вся вступительная история о смерти жены изысканного плейбоя и его торопливого брака с молодой любовницей показана довольно скучно вплоть до сцены, где старая дева признаётся в любви ему и получает отказ. В этот момент — который кстати представляет собой жестокую эмоциональную сцену — история делает поворот в направлении тайны смерти жены и слишком долго задерживается на этой теме вплоть до окончательного раскрытия всех карт». Как далее пишет критик: «И потому к тому времени, как Тэнди и Хардвик, которые играют отвергнутую старую деву и семейного доктора, сцепляются в битве умов, в то время, как муж, приговорённый за убийство, ожидает смерти в тюрьме, основания для того чтобы проявлять интерес и тревогу уже практически улетучились». По мнению критика, «эта последняя длинная сцена откровения сыграна жёстко и чётко, где Тэнди даёт блистательную демонстрацию порочной решимости, а Хардвик отвечает ей с решительной силой». В целом же, как полагает Краузер, «несмотря на все свои спорадические взрывы и порой не свойственные для леди комментарии в адрес мужчин, фильм легко предсказуем, и с ним легко справиться» .
Современный историк кино Крейг Батлер назвал картину «аккуратным маленьким триллером с убийством, который становится приятным сюрпризом для поклонников детективов, который ищут что-либо на незаезженных путях». По словам Батлера. «завязка картины хорошо знакома, и хотя разрабатывается она не особенно оригинально, всё чётко следует правилам и сделано аккуратно, эффективно и странным образом комфортно. Всё здесь на своём месте, каждый момент подан самым адекватным образом, и всё разрешается в выверенной временем традиции — неизбежно, но не скучно. В целом, это очень хороший детективный фильм с убийством». Как полагает критик, «постановка Золтана Корды также находится на уровне — она срабатывает во всём именно так, как задумано, редко удивляя, но постоянно доставляя удовольствие» .
Кинокритик Леонард Молтин оценил картину как «выдающуюся драму о любителе погулять с женщинами, который попадает под суд, когда его жену обнаруживают мёртвой». Критик также отметил «блестящий актёрский состав, который даёт живую реалистичную игру» .
Оценка актёрской игры
Босли Краузер высоко оценил игру Джессики Тэнди и Седрика Хардвика в кульминационном эпизоде фильма, написав, что «игра обоих в этом эпизоде (который потянет на целый акт в спектакле), как и следует ожидать, собирает воедино всю мощь их таланта, которую они демонстрировали ранее». Кроме того критик выделил Милдред Нэтвик , которая «превосходна в роли стервозной, невротической медсестры с ядовитым мнением обо всех мужчинах, решительно называющей их „Свиньи!“. Её язвительным языком и надменными манерами передаются некоторые из самых едких и сардонических взглядов Хаксли» . С другой стороны, Краузер указал на «механистичность игры Шарля Буайе », которая во многом происходит из слабости и ординарности роли. Как пишет критик, «на самом деле Буайе особенно и нечего делать, кроме как играть травмированного любовника и вызывающую жалость жертву холодной женской мести». А Энн Блит в роли юной леди похожа на героиню подросткового романа, и Буайе общается с ней соответственно .
По мнению Батлера, «в чём фильм немного поднимается выше остальных — это в актёрском составе. Шарль Буайе и Энн Блит оба прекрасны, но не исключительны. А сравнительно молодая Джессика Тэнди и всегда надёжный Седрик Хардвик обращают на себя внимание и доставляют большое удовольствие. Игра Тэнди свежа и захватывающа, и хотя её роль „старой девы“ вряд ли оригинальна, она справляется с её ключевыми моментами с высшей уверенностью и мастерством. Хардвик ещё лучше, сдерживая себя и раскрывая богатые глубины своего персонажа мельчайшими жестами или тоном голоса. Милдред Нэтвик также довольно хороша, даже несмотря на то, что её роль не позволяет ей также сиять, как Тэнди и Хардвику» .
Примечания
- (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 19 мая 2020.
- (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 19 мая 2020.
- (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 19 мая 2020.
- (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 19 мая 2020.
- ↑ (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 19 мая 2020.
- Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 19 мая 2020. 9 июля 2021 года.
- ↑ Bosley Crowther. (англ.) . The New York Times (30 января 1948). Дата обращения: 19 мая 2020. 12 августа 2020 года.
- ↑ Craig Butler. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 19 мая 2020. 11 июля 2021 года.
- Leonard Maltin. (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 19 мая 2020.
Ссылки
- на сайте IMDb
- на сайте AllMovie
- на сайте Американского института кино
- на сайте Turner Classic Movies
- 2021-12-09
- 1