Кондратенко, Павел Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Филипп Викторович Кондратенко (род. 13 мая 1974, Ленинград , СССР ) — российский художник .
Родился в 1974 году в Ленинграде (мать — редактор и переводчик О. В. Кустова (Давтян), отец — В. А. Кондратенко, врач-нейрофизиолог). Окончил факультет изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена (1997). Член Санкт-Петербургского Союза художников с 1998 года. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Кондратенко формировался как художник преимущественно путём самообразования, с ориентацией сначала на ленинградский реалистический пейзаж 1920–1930-х (
А. С. Ведерников
,
В. А. Гринберг
,
Н. Ф. Лапшин
,
А. И. Русаков
и др.), затем — на опыты русского авангарда (прежде всего,
супрематизм
К. С. Малевича
и теория расширенного смотрения
М. В. Матюшина
). Позднее испытал влияние американского и европейского абстракционизма 1950-х годов (
абстрактный экспрессионизм
, информель).
Первые самостоятельные работы Кондратенко относятся к концу 1990-х. С этого времени и до середины 2000-х он занимается преимущественно городским пейзажем и портретом, постепенно очищая круг используемых выразительных средств до элементарного минимума: наносимых в один слой нескольких пятен локального или модулированного цвета и свободного от светотеневых обоснований, самодовлеющего контура, родственного иероглифическому письму. Пейзаж (в живописи) достигает к 2003–2004 годам знаковой компактности и одновременно эмансипируется от натурных отсылок.
Портрет (в живописи и графике), концентрируясь на членах семьи художника и круге близких ему (но не знакомых) деятелей петербургской — ленинградской культуры, стремится к «письменной узнаваемости», не использующей традиционные приемы достижения сходства.
С середины 2000-х Кондратенко работает в области беспредметной живописи, постепенно переходит от масляной техники к акрилу, пишет всё более быстро, ища в больших сериях одних и тех же элементарных мотивов (линия, точка, треугольник, круг и др.) непредвиденного, зависящего не только от замысла, но и от случая, прямого воздействия.
В работах этого времени, тем не менее, сохраняется и даже упрочивается связь его живописного языка с литературой и письмом: соотношение фона (часто светлого, близкого к белому) и фигуры/контура (часто темно-синих или черных) по-разному разыгрывает ситуацию начертания буквы на чистом листе бумаги. В 2008 году Кондратенко выполняет цикл графических работ, посвященных рассказу Мориса Бланшо «Безумие дня».
Серия обесцвеченных, решенных в бело-серой гамме работ 2011–2012 годов предельно обостряет тему безъязычия живописи: прежняя «буква» (контур, фигура) распадается на незначащие отрезки линий, которые обедненное цветовое решение не позволяет опознать каким-либо образом и в визуальных, пространственных координатах. В это же время Кондратенко пишет серию «черных» портретов: эти работы, впервые у него лишенные контура и вообще линии, бескомпромиссно ставят вопрос о возможности живописного пространства, не опирающегося ни на возможности письма, ни — что куда радикальнее — на свет как фундаментальное условие человеческого зрения.
В работах, стремящихся к малому формату (до 14 × 17 см) и акцентирующих вещественность картины за счет использования грубого холста, часто наклеенного на оргалит, Кондратенко вновь скрещивает абстракцию с предельно обобщенной пейзажной схемой.
Кондратенко переходит к акварельной живописи и еще более радикально минимизирует формат произведений (вплоть до 1 × 1,5 см), а также стремится к снижению цветового и тонального контраста. К 2019 году формат возвращается к средним значениям около 10 × 12 см и с тех пор держится на этом уровне; художником выполнено несколько сотен акварелей такого рода, в том числе поверх листов, написанных ранее. На фоне разрастания этой беспредметной «серии» все большее значение в искусстве Кондратенко приобретает, наряду с собственно визуальными качествами произведений, рефлексия над самой практикой художественного творчества. Этому периоду были посвящены выставки «—» и «−1/47».