Адаркины
- 1 year ago
- 0
- 0
Адаркины ( монг. адархин, адаргин, хадархин ) — одно из племён нирунской ветви монголов . Представляют собой ответвление рода борджигин . Имя адаркинов также упоминается в следующих формах: атархины, адархины, адаркинцы, хадаркинцы, хадаркины.
Согласно « Сокровенному сказанию монголов », родословная адаркинов восходит к легендарному предку монголов Бортэ-Чино , который переплыл море Тенгис и поселился у берегов реки Онон , на горе Бурхан-Халдун . Под морем Тенгис, согласно ряду источников, подразумевалось озеро Байкал .
Родословная адаркинов выглядит следующим образом:
Согласно « Сокровенному сказанию монголов », племя Адаркидая было прозвано «Адаркин-сутяги из-за тех распрей, которые он заводил между братьями» . В « Алтан Тобчи » в числе предков адаркинов упоминается Мухур Сагурин .
Адаркины были в числе монгольских племён, которые по указу Чингисхана находились в прямом подчинении у нойона -тысячника Хорчи . Кроме адаркинов Хорчи совместно с тысячниками Тахаем и Ашихом ведали тремя тысячами бааринцев и пополненными до тьмы чиносцами , тоолесами и теленгутами .
Часть адаркинов в XIII веке вошла в состав ойратов . В состав ойратских племён наряду с адаркинами влились отдельные группы коренных монгольских племён, переселённых на Алтай по указу Чингисхана ( улус темника Хорчи) — это чиносы, келькиты, бюдюрмисы, онгнигуты , харнуты , тайджиуты , эльджигены , позже сохранившиеся в этническом составе калмыков - дербетов и торгоутов Калмыцкого ханства на Волге .
В « Сборнике летописей » адаркины упоминаются в числе нирун-монголов под именем хадаркин . Во времена Чингисхана главой хадаркинов был Мукур-Куран. Значение [слова] «куран» — «[человек] со сварливым и нудным нравом, как пила». Он начальствовал тысячей племени хадаркин. Мукур-Куран принадлежал к эмирам правого крыла. По Рашид ад-Дину , «большинство того войска было в Дешт-и Кипчаке вместе с Нокаем ». Также в «Сборнике летописей» упоминается внук Мукур-Курана по имени Букурай, служивший в Ильханате Хулагу .
Представитель племени адаркин, стрелок по имени Хонхай, был одним из приближённых Чингисхана во время его похода на Среднюю Азию . Хонхай упоминается в параграфе «Сокровенного сказания монголов», рассказывающем о недовольстве Чингисхана всеми тремя сыновьями, участвовавшими во взятии Ургенча . Джучи , Чагатай и Угэдэй , взяв город Ургенч, поделили между собой, на троих, и поселения и людей, причём не выделили доли для Чингисхана. Чингисхан велел явиться своим сыновьям и принялся их отчитывать. «Он приводил им древние изречения и толковал старину. Они же, готовые провалиться сквозь землю, не успевали вытирать пота со лбов своих». Чингисхан смягчился лишь после просьбы своих стрельцов Хонхая, Хонтохора и Сормагана, которые обратились к нему со словами: «Государь! Царевичи еще ведь только обучаются бранному житью, наподобие тех серых соколов, которых только еще начинают напускать на хватку. Добро ли смущать их подобным образом? Не впали бы они со страху в нерадение. А ведь у нас — всюду враг от заката солнца и до восхода его. Натравил бы ты лучше нас, Тибетских псов своих, натравил бы на вражеский народ, и мы, умножаемые в силах небесами и землей, мы доставили б тебе и вражеского золота с серебром и тканей с товарами, и людей с жилищами их» .
Хадаркинцы и мангуты упоминаются в составе туменов , участвовавших в походах Ногая. Они «славились как отличные воины, замечательные стрелки из луков». Хадаркинцы отличались неукоснительным выполнением заветов Чингисхана и свято придерживались введённой им железной дисциплины. Хадаркинцы и мангуты, переселившиеся в Крым , впоследствии вошли в состав ногайцев .
Племя хадаркин, очевидно, являлось основой монгольского контингента в западной части половецкой степи , бывших причерноморских владениях половцев-куманов . Вероятно, хадаркины попадают в днепро - днестровские степи как часть улуса Курмиши (Куремсы). В середине 50-х годов XIII в. военно-административной главой улуса вместо Курмиши становится Бурундай . Вероятно, попав под начало Бурундая, хадаркины могли участвовать в его европейских походах . К концу XIII в. улус, вероятно, был возвращен сыновьям Куремши (Курмеши, Курмиши) — Аяджи (Абаджи), Караджи и Яджи. Согласно сообщению Ибн Халдуна , когда Ногай поставил над ними своих сыновей, то они со своим народом ушли к Токтаю .
Носители родовой фамилии Адархин проживают в Монголии на территории аймаков Хэнтий , Туве , Дорноговь .