Interested Article - Костенко, Константин Станиславович
- 2020-06-17
- 1
Константи́н Станисла́вович Косте́нко ( 23 января 1966 , Артём , Приморский край — 23 августа 2019 , Коломна , Московская область ) — российский драматург, сценарист, прозаик.
Биография
Родился в Артёме , там же учился в средней школе . Научившись читать с пяти лет, увлекался литературой, начал писать рассказы в младших классах , позже неоднократно отсылал свои работы в Литературный институт имени А. М. Горького , но не проходил по конкурсу . После службы в армии уехал учиться в Хабаровский институт культуры на театрального режиссёра , но не окончил, проучившись три года . Работал редактором в издательстве, вёл культурологические передачи на хабаровском радио «Восток России». С конца 90-х годов начал сочинять пьесы .
Пьеса студенческого периода «Диагноз „Happy birthday“ (102-я серия)» попала к Татьяне Фроловой, руководителю независимого театра «»КнАМ» (Комсомольск-на-Амуре) , и в 2001 году по ней вышел спектакль, показанный на французском театральном фестивале Passages , в проекте «Зеркало восток — запад» . Пьеса получила высокую оценку и вошла в сборник современных российских авторов наряду с произведениями Сигарева , Сорокина , Драгунской , Гришковца .
В том же 2001 году Костенко участвовал в Фестивале современной российской драматургии имени А. Вампилова . Время от времени он относил свои работы в хабаровские театры, но всякий раз встречал отказ, — всюду его воспринимали как странного автора с не менее странными пьесами . Две пьесы отправил и на конкурс драматургии « », впервые проводившийся в 2003 году Николаем Колядой .
Прозвучавшая на «Евразии» «Клаустрофобия» и вслед за этим поставленный в Екатеринбурге Н. Колядой одноимённый спектакль принесли Костенко первый успех в России. Спектакль был отобран на фестиваль-встречу с русской драматургией Saison russe в Гданьск (Польша) , где стал заметным событием и был признан лучшим . В 2004 году постановка Коляды была представлена на 3-м фестивале современной пьесы «Новая драма» в Театре имени Ленсовета , вызвав крайне неоднозначную реакцию .
С 2004 года входил в творческое объединении «Натюрлих!», основу которого составили несколько актёров хабаровского театра « Триада ». Интересами коллектива кроме собственно театра были постановки и перфомансы, провоцирующие зрителя на эмоциональные переживания. Со сцены они исполняли серию юмористических скетчей, построенных на приёмах комического абсурда, также сделали радиоспектакль о жизни простой хабаровской семьи .
Взяв «многолетнюю паузу для написания пьес» , в 2006 году, поначалу один, без семьи, Костенко перебрался в подмосковную Коломну . В 2011 году окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа , мастерскую А. Инина (заочное отделение) и «выдал „на гора“ несколько новых пьес» .
Смело включал в свои произведения тему сексуальных меньшинств, использовал характерные слова-паразиты, сленг. Публиковался в журналах « Современная драматургия », «Библиотека Вавилона», « Урал », « Новый мир », «Станиславский», «Коломенский альманах», в российских и зарубежных сборниках драматургии . Пьесы Костенко переведены на многие иностранные языки .
…Я буду смотреть на тебя через миллионы световых лет, буду звать тебя, протягивать руку… И я буду всё так же посылать тебе письма. И пусть даже ты изменишься, пусть ты вырастешь другим, не таким, каким я тебя напредставлял, всё равно — я буду посылать письма моему собственному представлению о тебе… Я буду писать до тех пор, пока моя рука сможет держать перо.
Скончался в Коломне 23 августа 2019 года .
Семья
Был женат со времени жизни в Хабаровске, вдвоём с супругой воспитывал сына — Тимура .
Сочинения
Пьесы
- «99 тонн мыльных пузырей, или Стриптиз в Хабаровске»
- «Chanel № 6»
- «VIII Международный День Бетховена в СССР накануне ядерной войны»
- «А и Б»
- «АЕЯОНГБНМВМШЕ»
- «Баскервиль-холл, собака, точка»
- «Восемь одноактных комедий с одними и теми же действующими лицами»
- «Гитлер и Гитлер»
- «Даун-таун»
- «Джаз»
- «Диагноз „Happy birthday“ (102-я серия)»
- «Зловещие живые трупы»
- «Исчезнувший велосипедист (Задача по математике)»
- «Клара Целкин»
- «Клаустрофобия»
- «Миниатюры»
- «Мозги с фасолью, или Супруги Пирожковы в плену у чудаковатых каннибалов»
- «Немецкие писатели-трансвеститы»
- «Нетимен»
- «Номер 6»
- «П и М»
- «Письма к сыну графа Ч.»
- «Принцип Леонарда»
- «Пурга»
- «Родина»
- «Самогон»
- «Сатори»
- «Свиньи»
- «Семейный фотоальбомы»
- «Серёжа Самарцев»
- «Скетчи и монологи»
- «Смейся, столяр!»
- «Смерть Брежнева»
- «Техническая неисправность»
- «Три стадии глубокого гипнотического сна»
- «Хопца-дрица-лам-ца-ца»
- «Чайка А. П. Чехова (remix)»
- «Чики-пики-самогон»
- «Шизгара»
Проза
- «Внимание! Это ирония, местами переходящая в сарказм»
- «Далеко на квадратной Земле»
- «Зубы»
- «Мои каникулы в голове физрука Клюшкина»
- «МУП»
- «Ништяк»
- «Протезы»
- «Радиосериал»
- «Тайна гадкого утёнка»
- «Я – сыроед, или „Сыр“ не всегда сыр»
Библиография
- Совокупляясь с богом // повесть 1000 экз. — ISBN 5-91108-005-2 . . — М. : Квир, 2006. — 151 с. — (Тёмные аллеи). —
- Далеко на квадратной Земле 2000 экз. — ISBN 978-5-17-105776-3 . . — М. : АСТ, 2017. — 251 с. — (Шляпа волшебника). —
- Родина ISBN 978-5-4467-3271-5 . . — М. : ФТМ, 2018. — (Библиотека драматургии Агентства ФТМ). —
- Три стадии глубокого гипнотического сна ISBN 978-5-4467-3276-0 . . — М. : ФТМ, 2018. — (Библиотека драматургии Агентства ФТМ). —
- Исчезнувший велосипедист и другие пьесы 500 экз. — ISBN 978-5-91328-288-0 . . — М. : ГИТИС, 2020. — 690 с. —
- Периодика
- // Урал : журнал. — 2003. — № 8 . — ISSN .
- // Урал : журнал. — 2004. — № 6 . — ISSN .
- // Урал : журнал. — 2005. — № 2 . — ISSN .
- // Урал : журнал. — 2006. — № 2 . — ISSN .
- // Урал : журнал. — 2006. — № 9 . — ISSN .
- // Урал : журнал. — 2006. — № 10 . — ISSN .
- // Урал : журнал. — 2006. — № 12 . — ISSN .
- // Урал : журнал. — 2007. — № 2 . — ISSN .
- // Новый мир : журнал. — 2007. — № 6 . — С. 128—149 .
- // Урал : журнал. — 2012. — № 1 . — С. 185—215 . — ISSN .
- Родина // Современная драматургия : журнал. — 2012. — Январь—март ( № 1 ). — С. 11—34 . — ISSN .
- Техническая неисправность // Современная драматургия : журнал. — 2012. — Октябрь—декабрь ( № 4 ). — С. 4—44 . — ISSN .
- Принцип Леонарда // Современная драматургия : журнал. — 2016. — Октябрь—декабрь ( № 4 ). — С. 95—121 . — ISSN .
- Исчезнувший велосипедист // пьеса // Современная драматургия : журнал. — 2018. — Июль—сентябрь ( № 3 ). — С. 51—62 . — ISSN .
- // Лиterraтура : журнал. — 2018. — Май ( № 116 ).
Постановки в театре
- В России
- 2002 — «Диагноз: Happy Birthday» — Театр КнАМ (Комсомольск-на-Амуре)
- 2003 — «Клаустрофобия» — режиссёр Николай Коляда , совместная постановка « Театрона » и « Коляда-театра » (Екатеринбург)
- 2006 — «Хопца-дрица-лам-ца-ца» — режиссёр Дмитрий Кишко, Театр «Д/А» (Хабаровск)
- 2012 — «Хопца-дрица-лам-ца-ца» — режиссёр Вячеслав Кокорин , Центр современной драматургии (Екатеринбург)
- 2013 — «Сатори» — режиссёр Александр Вахов, совместный проект Театра музыкальной комедии с Центром современной драматургии (Екатеринбург)
- 2015 — «Родина» — Андрей Лунин и Елена Озирная, Театр нового зрителя «Синтез» (Санкт-Петербург)
- 2017 — «В этом городе жил и работал…» по пьесе «Техническая неисправность» — режиссёр , Центр современной драматургии (Екатеринбург)
- 2018 — Über Grosse (по мотивам пьесы «Немецкие писатели-трансвеститы»), частный проект Ольги Безбородовой и Антона Милочкина, (Тюмень)
- 2018 — «Принцип Леонарда» — режиссёр Александр Вахов, Челябинский молодёжный театр
- 2021 — «Исчезнувший велосипедист» — режиссёр Борис Алексеев, Никитинский театр, проект SMART (Воронеж)
- 2022 — «Исчезнувший велосипедист» — режиссёр Вадим Карионов, театр «Новая Драма» (Иркутск)
- 2022 — «Исчезнувший велосипедист» — режиссёр Филипп Гуревич, Гоголь-центр (Москва)
- За рубежом
- 2005 — «Клаустрофобия» — режиссёр Дариуш Сятковский , перевод Агнешки Любомиры Пиотровска , (Польша)
- 2006 — «Свиньи», (Болгария)
- 2007 — «Гитлер и Гитлер», в Белграде (Сербия)
- 2008 — «Гитлер и Гитлер», (Литва)
Фильмография
- 2009 — Люди Шпака (диалоги; совместно с В. Дурненковым )
- 2010 — 2013 — Ефросинья (в соавторстве)
- 2011 — Роман в письмах (совместно с М. Шихалеевой)
- 2012 — Иван и Толян (в соавторстве)
- 2013 — Шанс (мини-сериал)
- 2019 — Мульт в кино. Выпуск № 94. Весенний концерт (в соавторстве)
- 2019 — Мульт в кино. Выпуск № 96. Будет интересно! (в соавторстве)
- 2022 — Биомеханика Мейерхольда (совместно с К. Фамом, М. Сониным)
- По произведениям драматурга
- 2024 — Исчезнувший велосипедист (постпродакшн; сценарий П. Легостаевой, Ю. Муравицкого по одноимённой пьесе)
Награды и призы
- 2002 — диплом конкурса современной драматургии «Sib-Altera» (Новосибирск) за пьесу «VIII Международный день Бетховена в СССР накануне ядерной войны» ;
- 2003 — финалист конкурса «Евразия — 2003» за пьесу «Клаустрофобия» ;
- 2004 — лауреат конкурса «Евразия — 2004» за радиопьесу «Радиосериал» ;
- 2005 — лауреат конкурса «Евразия — 2005» за пьесу «Гитлер и Гитлер» ;
- 2005 — главный приз Всероссийского конкурса драматургии «Действующие лица» за пьесу «Гитлер и Гитлер» ;
- 2006 — спецприз конкурса «Евразия — 2006» за комические миниатюры «Скетчи и монологи» ;
- 2011 — первый приз на фестивале театра и кино «Текстура» за пьесу «Родина» ;
- 2012 — спецпремия Всероссийского драматургического конкурса «Долг. Честь. Достоинство» за пьесу «Родина» ;
- 2017 — премия «Рукопись года» в номинации «Книги для детей» за повесть «Далеко на квадратной Земле» / «Кролики» ;
- 2019 — главный приз «Пьеса года» на объединённом конкурсе современной драматургии « Кульминация » — «Исчезнувший велосипедист» (посмертно) .
Критика
Коллега по цеху Александр Молчанов считает Костенко автором довольно широкого диапазона: «от мрачной „Клаустрофобии“, до полной чёрного юмора и очень смешной комедии „Немецкие писатели-трансвеститы“.» Он нашёл для него сравнение: «Всё равно что соединить Коляду и Тарантино в одном флаконе» .
- «Гитлер и Гитлер»
В появлении пьесы театровед Павел Руднев видит возрождение социального памфлета, политического фарса .
…пьеса на такую важную, на мой взгляд, сегодня тему как рождение диктатора, рождение тирана и естественной готовности мещанина, обывателя, милого сегодня нашему сердцу, согласиться и принять его именно как диктатора и как тирана. Даже некоторое удовольствие, что наконец-то пришёл человек, который готов решить все наши проблемы. То, что человека, живущего вдали от Москвы, эта тема, обитающая в пределах Садового кольца, заинтересовала, что он её так интересно воплотил в этом небольшом сочинении, мне показалось заслуживающим премии, награды, заслуживающим того, чтобы на эту пьесу обратили внимание и поставили её.
— Григорий Заславский , « Радио Свобода » 2005
- «Совокупляясь с богом»
Павлом Рудневым роман был «проглочен за два дня, с восторгом, с бешенством и слезами радости за талант, живущий в наше время» . По его мнению это остроумнейшая и тончайшая пародия на гомосексуальный роман .
…экспериментирование над телом — наркотики, попытка шведской семьи, злополучный «американский портрет» — конвульсивный поиск счастья, которому нет места в условиях мёрзлой провинции, не оклемавшейся после перестройки страны и интеллектуально серого окружения. Богемные гулянки, любопытное и пугающее плотское влечение не сближают, каждый остаётся несчастным и отчуждённым.
— Алиса Ганиева , « Новый мир » № 9 2007
- «Клаустрофобия»
Литературный критик Алиса Ганиева увидела в героях пьесы отгороженность от мира собственной к нему ненавистью, «грустно, противно, пронзительно» — заключает она .
Оставь надежду всяк сюда входящий. <…> Пьеса именно про то, о чём и великий Шаламов не писал. Вернее, он только об этом и писал, об адской сущности тюрьмы, о демоническом мире лагеря, выдавливающего всё человеческое из любого осУжденного, независимо от характера, силы духа и прочих человеческих, слишком человеческих качеств. Но Шаламов не писал об отвратном извращении пола, неизбежном в пространстве трёхэтажных шконок. Трое в камере, двое ведут борьбу за совращение третьего — детдомовца безбородого, глухонемого в придачу.
— Дмитрий Лисин, «Клаузура» ноябрь 2011
- «Родина»
Предваряя публикацию пьесы на страницах журнала Павел Руднев охарактеризовал её социальной и даже политической:
Костенко пишет жестокий памфлет про наше политическое сегодня, когда государственная идеология предлагает полюбить себя, исполниться национальной гордости и самодовольства без внятных на то аргументов. Раж голого, огульного патриотизма без сомнений и парадоксов кажется не инструментом национального возрождения, а тормозом для развития страны. <…> И тут дело даже не в том, что заставить полюбить родину может только обновление, изменившиеся условия жизни, но не приказ или пиар, а в том, что патриотизм — чувство, которое выпестовать может только культура актом ненасильственным, добровольным.
— Павел Руднев , « Современная драматургия » № 1 2012
Позже её назвали «развёрнутым политическим памфлетом» .
Память
В 2021 году в Хабаровске провели фестиваль «Наша Тема. Костя Костенко», посвящённый драматургу , где представили шесть эскизов спектаклей по пьесам: «Диагноз: Happy birthday, 102-серия», «Техническая неисправность», «Родина», «Исчезнувший велосипедист» в интерпретации разных коллективов Дальнего Востока . Для презентации пьесы «Гитлер и Гитлер» и видеопоказа первого поставленного по пьесе драматурга спектакля из Комсомольска-на-Амуре приезжал театр «КнАМ» .
Комментарии
-
Из ответа К. Костенко на вопрос: «Как я стал драматургом в своем городе?»:
Кажется, это было в 1998 году. Это было связанно с тем, что я на тот момент обучался на театральном факультете, и мы, студенческими силами, хотели поставить что-нибудь своё.
— « Театр » № 9 2013 - Прежде неизвестная пьеса «Диагноз: Happy Birthday» оказалась во Франции с лёгкой руки Татьяны Фроловой, с целью представить французской театральной публике современную российскую драматургию. По ней там же в Нанси за десять дней ею был сделан сценический набросок с французскими актёрами .
- В итоге поляки приобрели права на постановку пьесы «Клаустрофобия» у себя .
- В 2006 году постановка Д. Сятковского была представлена на 5-м фестивале современной пьесы «Новая драма» в Москве .
Примечания
- ↑ . Биография . Журнальный мир . Дата обращения: 20 января 2022. 19 января 2022 года.
- ↑ , с. 186.
- ↑ Гаврилова Людмила. . Проза.ру (16 мая 2011). Дата обращения: 22 января 2022. 22 января 2022 года.
- ↑ Кошевой Дмитрий. // Тихоокеанская звезда : газета. — 2002. — 7 июня. 23 января 2022 года.
- ↑ , с. 188.
- ↑ Шарый Андрей. . Радио Свобода (3 ноября 2005). Дата обращения: 20 января 2022. 20 января 2022 года.
- ↑ . Все новости Хабаровска на Transsibinfo.com (4 июля 2021). Дата обращения: 20 января 2022. 20 января 2022 года.
- // Театр : журнал. — 2013. — № 9 . — ISSN . 9 апреля 2022 года.
- ↑ (фр.) . Theatre Contemporain Russe Actuel (2001). Дата обращения: 20 января 2022. 20 января 2022 года.
- ↑ Кошевой Дмитрий. // Тихоокеанская звезда : газета. — 2001. — 15 июня. 23 января 2022 года.
- ↑ Глебова Елена. // Тихоокеанская звезда : газета. — 2002. — 27 марта. 20 января 2022 года.
- ↑ Францева Мария. // Театр : журнал. — 2019. — 23 августа. — ISSN . 20 января 2022 года.
- ↑ Руднев Павел . . Живой журнал (26 сентября 2006). Дата обращения: 27 декабря 2023. 20 января 2022 года.
- . Teatr Wybrzeże — Teatr Na Targu Węglowym (польск.) . Wyborcza.pl (14 ноября 2003). Дата обращения: 20 января 2022. 2 января 2022 года.
- Колтышева Надежда. // Новые Известия : газета. — 2004. — 2 апреля.
- Тюленин Дмитрий. // Тихоокеанская звезда : газета. — 2005. — 26 июля. 20 января 2022 года.
- . Фестиваль «Золотая маска» (август 2004). Дата обращения: 2 января 2022. 22 января 2022 года.
- Кичин Валерий. // Российская газета. — 2005. — 20 апреля ( № 0 (3750) ). — ISSN . 22 января 2022 года.
- Тюленин Дмитрий. // Тихоокеанская звезда : газета. — 2004. — 29 апреля. 23 января 2022 года.
- Тюленин Дмитрий. // Тихоокеанская звезда : газета. — 2004. — 27 мая. 23 января 2022 года.
- Селезнёва Алиса. // Тихоокеанская звезда : газета. — 2004. — 7 октября. 23 января 2022 года.
- ↑ , с. 10.
- . Константин Костенко . Библиотека Квирион (13 января 2011). Дата обращения: 13 мая 2022. 13 июня 2021 года.
- , с. 149.
- . Информационное агентство InterMedia (24 августа 2019). Дата обращения: 20 января 2022. 17 января 2022 года.
- .
- . Константин Костенко . Драматургия — Петербургский театральный журнал . Дата обращения: 20 января 2022.
- . Театр КнАМ, Комсомольск-на-Амуре (2002). Дата обращения: 27 декабря 2023.
- . Информационное агентство «Европейско-Азиатские новости» (3 декабря 2012). Дата обращения: 27 декабря 2023.
- . Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии (2013). Дата обращения: 27 декабря 2023.
- Центр современной драматургии (2017). Дата обращения: 27 декабря 2023.
- Хазинурова Алёна. . Е1.РУ Екатеринбург Онлайн (29 октября 2018). Дата обращения: 20 января 2022. 20 января 2022 года.
- . Никитинский театр (2021). Дата обращения: 27 декабря 2023.
- . Центр современного искусства «Новая Драма. Иркутск» (2022). Дата обращения: 27 декабря 2023.
- . Гоголь-центр (2022). Дата обращения: 27 декабря 2023.
- ↑ Подкорытова Наталья. // Областная газета. — 2005. — 24 июня. — С. 12 . 30 января 2022 года.
- Тюленин Дмитрий. // Тихоокеанская звезда : газета. — 2006. — 6 сентября. 20 января 2022 года.
- . КиноВидеоБизнес (3 мая 2023). Дата обращения: 27 декабря 2023.
- . Победители . Коляда-театр . Дата обращения: 20 января 2022. 20 января 2022 года.
- Тюленин Дмитрий. // Тихоокеанская звезда : газета. — 2005. — 17 марта. 22 января 2022 года.
- . Победители . Коляда-театр . Дата обращения: 23 января 2022. 23 января 2022 года.
- . Е1.РУ Екатеринбург Онлайн (11 мая 2005). Дата обращения: 20 января 2022. 20 января 2022 года.
- . Победители . Коляда-театр . Дата обращения: 23 января 2022. 23 января 2022 года.
- Тюленин Дмитрий. // Тихоокеанская звезда : газета. — 2005. — 10 ноября. 20 января 2022 года.
- . Радио Культура (2 ноября 2005). Дата обращения: 13 мая 2022.
- . Газета.Ru (26 сентября 2011). Дата обращения: 20 января 2022. 20 января 2022 года.
- Криштоп Наталья. . Издательство «Астрель-СПб» (19 июня 2017). Дата обращения: 21 января 2022. 22 января 2022 года.
- Иванов Арсений. // Театр : журнал. — 2019. — 22 декабря. — ISSN . 20 января 2022 года.
- Сивцова Екатерина. // Театрал : журнал. — 2019. — 23 декабрь. 22 января 2022 года.
- Молчанов А. В. . Журнал «Топос» (19 января 2010). Дата обращения: 22 января 2022. 22 января 2022 года.
- Руднев Павел . . Живой Журнал (5 июля 2006). Дата обращения: 20 января 2022. 20 января 2022 года.
- ↑ Ганиева Алиса. // Новый мир : журнал. — 2007. — Сентябрь ( № 9 ). — С. 193—198 . 20 января 2022 года.
- Лисин Дмитрий. // Клаузура : журнал. — 2011. — 30 ноября. 3 января 2022 года.
- , с. 190.
- . Фестиваль-лаборатория актуальный текстов «Наша тема» (6 июля 2021). Дата обращения: 18 января 2022. 20 января 2022 года.
- Дмитриев Игорь. // Тихоокеанская звезда : газета. — 2021. — 15 июля. 20 января 2022 года.
- Иванов Арсений. // Театр : журнал. — 2021. — 4 июля. — ISSN . 19 января 2022 года.
Литература
- Руднев Павел. // Современная драматургия : журнал. — 2012. — Январь—март ( № 1 ). — ISSN .
- Новикова Светлана. // Современная драматургия : журнал. — 2012. — Октябрь—декабрь ( № 4 ). — С. 186—191 . — ISSN .
- Новикова Светлана. // Современная драматургия : журнал. — 2016. — Октябрь—декабрь ( № 4 ). — С. 94 . — ISSN .
Ссылки
- . Агентство ФТМ, Лтд . Дата обращения: 8 января 2023.
- Руднев Павел. // Квир : журнал. — 2006. — № 38 .
- Костенко Константин. . Журнал «Топос» (19 января 2010). Дата обращения: 8 января 2023.
- 2020-06-17
- 1