Interested Article - Клейман, Наум Ихильевич

Первая беседа с Наумом Ихильевичем Клейманом, записанная Е. А. Голицыной для Фонда «Устная история». от 29 марта 2016 на Wayback Machine .
Вторая беседа с Наумом Ихильевичем Клейманом, записанная Е. А. Голицыной для Фонда «Устная история». от 7 апреля 2016 на Wayback Machine .
Третья беседа с Наумом Ихильевичем Клейманом, записанная Е. А. Голицыной для Фонда «Устная история». от 7 апреля 2016 на Wayback Machine .

Нау́м Ихи́льевич Кле́йман (род. 1 декабря 1937 , Кишинёв , Королевство Румыния ) — советский и российский киновед и историк кино . Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1998).

Автор статей по теории и истории киноискусства . Специалист по творчеству С. М. Эйзенштейна . С 1992 года по 2014 год — директор Государственного центрального Музея кино и Эйзенштейн-Центра в Москве .

Биография

Родился 1 декабря 1937 года в Кишинёве в семье Ихиля Менделевича Клеймана (1909—1988), модельера обуви, и Софьи Михайловны Клейман (1910—2003), швеи. Мать была родом из Болграда на юге Бессарабии , отец – из еврейской земледельческой колонии Романовка . Дед, Мендель Ихилевич Клейман (1880—1943), был выслан с первой волной депортаций в 1941 году, погиб в лагере двумя годами позже .

В годы Великой Отечественной войны — с матерью и бабушкой в эвакуации в Андижане , а затем в Копейске Челябинской области , где работал отец. 1946 году семья вернулась в Кишинёв. В 1949 году вместе с родителями депортирован в Сибирь — сначала на принудительные работы в тайге, потом в Гурьевск . В 1955 году семья получила разрешение покинуть спецпоселение .

Год учился на математическом факультете Киргизского университета во Фрунзе . В 1956 году поступил на киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Н. А. Лебедева и Е. М. Смирновой ), который окончил в 1961 году.

В 1961—1966 годах — научный сотрудник, старший научный сотрудник отдела научной обработки отечественного фильмофонда Госфильмофонда СССР. В 1965 году избран научным секретарём Комиссии по творческому наследию С. М. Эйзенштейна, участвовал в организации Научно-мемориального кабинета Эйзенштейна при Союзе кинематографистов СССР . Один из составителей и авторов комментариев шеститомника «Избранные произведения Эйзенштейна» (1964—1971). В 1967—1986 годах — заведующий Научно-мемориальным кабинетом С. М. Эйзенштейна при Союзе кинематографистов СССР, редактор Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства.

В 1967 году участвовал в восстановлении в качестве фотофильма уничтоженной картины Эйзенштейна « Бежин луг » как режиссёр (совместно с С. И. Юткевичем ) и научный консультант. Научный консультант по реконструкции фильмов Эйзенштейна « Старое и новое » («Генеральная линия»), « Октябрь », «Броненосец „Потёмкин“» .

С 1987 года — заведующий музейным отделом ВТПО « Киноцентр » Союза кинематографистов СССР, с 1989 года — начальник Центрального музея кино ВТПО «Киноцентр», с 1992 по 2014 год — директор Государственного центрального Музея кино .

В 1990 году был одним из консультантов (вместе с Владимиром Антроповым и Ефимом Левиным) фильма Вадима Чубасова «С. М. Эйзенштейн: Уроки монтажа» .

С 1968 года преподаёт на Высших курсах сценаристов и режиссёров (вначале курс «История кино СССР», затем курс «Истории мирового кино») . Вёл спецкурс по творчеству С. М. Эйзенштейна в Нью-Йоркском университете (1990, 1991), семинар по эстетике эксцентризма и по творчеству С. М. Эйзенштейна (1994, 1998) в в Берлине , а также семинары по истории кино в Будапеште , Калькутте , Лос-Анджелесе , Мюнхене , Токио и Хельсинки .

Был членом международного жюри на кинофестивалях в Венеции , Берлине , Лейпциге , Торонто , Париже , Локарно , Стамбуле . В 1993 году избран членом Европейской Киноакадемии (EFA), получив её приз «Феликс». Командор Ордена литературы и искусства ( Франция , 1992), награждён медалью имени Гёте ( Германия , 1995), кавалер ордена Восходящего солнца за вклад в развитие культурных связей между Россией и Японией ( Япония , 2005).

Лауреат премий Международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI за составление ретроспективы «Неизвестное советское кино» ( МКФ в Москве , 1987), имени Мела Новикова (МКФ в Сан-Франциско , 1994), имени Жана Митри (МКФ в Порденоне , Италия , 1994), Гильдии киноведов и критиков России и фестиваля « Белые Столбы » (1998).

В 1993—1997 годах — автор и ведущий телевизионных программ «Музей кино», «Шедевры немого кино», «Сокровища старого кино». Автор сценария и продюсер фильма « Дом мастера » (1998).

Семья

  • Брат — Эмануил Ихильевич Клейман (1947—2021), молдавский ботаник и селекционер, автор монографии «Опыт хранения плодов столового арбуза в биологических средах» (1979) и других научных трудов. Жена брата — Рита Яковлевна Клейман (урождённая Клейтман, 1947—2008), молдавский литературовед, доктор филологических наук, специалист по творчеству Ф. М. Достоевского , заведующая кафедрой русской литературы Кишинёвского педагогического института им. И. Крянгэ и отделом иудаики Института межэтнических исследований Академии Наук Республики Молдова .
  • Жена — Алевтина Алексеевна Румянцева (1929—2011), актриса.
    • Дочь — Вера Наумовна Румянцева (род. 1966), киновед, хранитель Научно-мемориального кабинета Эйзенштейна.

Общественная позиция

В марте 2014 года подписал письмо «Мы с Вами!» КиноСоюза в поддержку Украины . В июне того же года его контракт как директора Музея кино не был продлён .

Награды и премии

Избранная библиография

  • Кадр как ячейка монтажа // Вопросы киноискусства, в. 11, М., 1968.
  • «…Начнем с Пушкина» // Искусство кино. — 1987. — № 2.
  • Взревевший лев. К происхождению, смыслу и функции монтажной метафоры // Киноведческие записки. — 1988. — № 1.
  • Подвиг мастера // Киносценарии. — 1989. — № 1.
  • Кино тоталитарной эпохи. Международный симпозиум в рамках XVI ММКФ // Искусство кино. — 1990. — № 2 (в том числе выст. Н. К.).
  • Эксцентрическое и трагическое // Киноведческие записки. — 1990. — № 7.
  • О статье С. М. Эйзенштейна «Драматургия киноформы» // Киноведческие записки. — 1991. — № 11.
  • Неосуществленные замыслы Эйзенштейна // Искусство кино. — 1992. — № 6.
  • Реконструкция фильма: текст и контекст // Киноведческие записки. — 1992. — № 16.
  • Наш проект // Киноведческие записки. — 1994. — № 22 (в соавт. с Л. Козловым).
  • «Национальное», «интернациональное» и советский киноавангард // Киноведческие записки. — 1994/95. — № 24.
  • Кинофестиваль и теория вероятностей // Киноведческие записки. — 1995. — № 27.
  • Поколение, для которого отдельный кадр уже ничего не значит… Беседа с В. Вендерсом // Киноведческие записки. — 1995. — № 28.
  • Эйзенштейн сегодня. Беседа с О. Косолаповым, Н. Сиривлей // Искусство кино. — 1996. — № 5.
  • Ищите солнце! // Виктор Демин. Не для печати. Сост. Т. Запасник. — М., Лексика, 1996.
  • Мемуары Эйзенштейна: система координат // Эйзенштейн С. М. Мемуары. — М., Музей кино, Труд, 1997.
  • Формула финала // Киноведческие записки. — 1998. — № 38.
  • Дом, где разбивают сердца // Киноведческие записки. — 1998. — № 40.
  • Эйзенштейн, Бежин луг (первый вариант): культурно-мифологические аспекты // Киноведческие записки. — 1999. — № 41.
  • «Кавказские циклы» Пушкина (заметки читателя) // Киноведческие записки. — 1999. — № 42.
  • Что моделирует искусство Эйзенштейна? // Киноведческие записки. — 2000. — № 46. от 15 ноября 2016 на Wayback Machine .
  • Эйзенштейн на бумаге. Графические работы мастера кино. — М. : Ad Marginem , 2017. — 320 с. — ISBN 978-5-91103-365-1 .
  • Сергей Эйзенштейн. «Yo. Мемуары» в двух томах. — М.: GARAGE, 2019. — 1016 с. — ISBN:9785990971875
  • Сергей Эйзенштейн. Эйзенштейн для XXI века. Сборник статей. — М.: GARAGE, 2020. — 336 с. — ISBN:9785990971769
  • Этюды об Эйзенштейне и Пушкине. — М.: GARAGE, 2022. — 520 с. — ISBN:9785604538395

Примечания

  1. Naum Kleiman // — 2005.
  2. . Дата обращения: 11 июня 2015. 13 июня 2015 года.
  3. . Дата обращения: 11 июня 2015. 12 июня 2015 года.
  4. . Дата обращения: 11 июня 2015. 13 июня 2015 года.
  5. . Дата обращения: 24 октября 2020. 26 октября 2020 года.
  6. . YouTube. Дата обращения: 10 октября 2017.
  7. . Дата обращения: 23 апреля 2020. 11 июня 2020 года.
  8. . Дата обращения: 11 апреля 2022. 19 марта 2022 года.
  9. kinosoyuz.com (8 марта 2014). Дата обращения: 9 июля 2014. 21 мая 2017 года.
  10. . Дата обращения: 12 февраля 2019. 13 февраля 2019 года.
  11. . Дата обращения: 29 июня 2019. 25 апреля 2019 года.
  12. от 2 марта 2010 на Wayback Machine (фр.)

Литература

  • Новейшая история отечественного кино: 1986—2000. Кинословарь. Том II. — СПб., 2001. — С. 49—50.
  • Клейман Н. И. Формула финала. — М.: Эйзенштейн-центр, 2004.

Ссылки

Источник —

Same as Клейман, Наум Ихильевич