Interested Article - Харануты

Харанýты ( бур. Харанууд, монг. Харнууд) — одно из племён, входивших в дарлекинскую группу монголов . В настоящее время один из крупных и широко распространенных родов среди монгольских народов.

Этноним

Корень этнонима харнууд (харанууд) — от монгольского слова хар , указывающего на черный цвет . Присоединение к слову хар ( бур. хара ) аффикса -нууд (-nuγud) образовало этническое название харанууд (qaranuγud) .

Б. З. Нанзатов этноним харанууд применительно к кудинским харанутам связывал с обозначением черной масти коня, применительно к окинским ( балаганским ) харанутам — с воинами черного знамени .

История

Уменьшить обратно lang=ru

Этнические группы бурят в начале XVII века.

К вопросу о происхождении харанутов обращались многие исследователи. Так, Б. О. Долгих считал, что слово харнууд (харанут) образовано в результате соединения двух слов — хар и намят — с последующим преобразованием его в известную ныне форму . При этом в настоящее время среди монголов существуют роды как харнууд, так и хар намиад (в русскоязычной литературе их называют обычно намят) . С. А. Токарев считал, что харануты представляют собой отдельную группу хорчунов ( хорчинов ), заселявших долину р. Или . Однако в источниках периода вхождения бурят в состав России отсутствуют упоминания об илийских корчюн (хорчин) харнууд. О корчюнах упоминают несколько позже, в документах 1685 года .

Как сказано в « Сборнике летописей », от Алтан сав (Золотого сосуда) были рождены трое детей, которые отличались умом и способностями. Старший из сыновей Джурлук-Мэргэн (Журлук Мэргэн), второй — Кубай-Ширэ (Ухаа Шар), третий — Тусубу-Дауд. Джурлук-Мэргэн стал родоначальником племени хонгират . От двух сыновей Кубай-Ширэ Икираса и Олкунута пошли икиресы (эхириты) и олхонуты . У младшего Тусуба-Дауда было также двое сыновей Каранут и Кунклиут, которые положили начало родам харанут и кунклиут (хонхлут). Внуки Кунклиута, сыновья Мисар-Улука, Куралас и Элджигин, стали предками родов куралас (горлос) и элджигин . Согласно этому преданию, харануты — монгольский род, имеющий родственные связи с хонгиратами, эхиритами, олхонутами, хонхлутами, горлосами и элджигинами.

До XIII века харануты обитали в горах Хингана и близлежащих землях, по соседству с хонгиратами. Ныне известно, что харануты были отмечены в составе этнических групп бурят , эвенков Иркутска и Балаганского округа , тувинцев Танну , в хошунах харчинов , баргутов и на территории уезда Нинчэн Внутренней Монголии , а также среди алтайцев . Среди ойратских захчинов род харнууд имеет тавро дэгрээ; оно также широко распространено среди халхов и называется зуузай .

Харануты, входящие в состав бурят, традиционно относятся к булагатам . Родоначальник бурятских харанутов — Харанут, согласно устным преданиям, является потомком Булагата, общего предка булагатских родов. Этноним харанууд (харанут) широко распространен среди бурят по обе стороны Байкала . Есть основания полагать, что в формировании общности бурятских харанутов приняли участие разные этнические компоненты. Основная часть кудинских харанутов, по традиции относятся к булагатам. Окинские харануты, как указывают их предания, ведут свое происхождение из Джунгарии . По-видимому, частично джунгарские харануты проникли и в состав кудинских . Селенгинскими харанутами, имеющими булагатское происхождение, были образованы четыре отока в составе Селенгинской степной думы .

Расселение и родовой состав

Носители родового имени харнууд зарегистрированы во всех аймаках Монголии . Представители рода харагчууд, ответвления рода харнууд, проживают в сомонах Бугат , Төгрөг , Тонхил Гоби-Алтайского аймака; сомонах Зүүнговь, Тэс, Малчин, Баруунтуруун , Хяргас, Наранбулаг, Өлгий Убсунурского аймака Монголии . В Монголии также существует род хавхчин харнууд . В Селенгинском аймаке Монголии проживают булган-харнууд .

В Монголии зарегистрированы носители следующих родовых фамилий: харнууд, боржгин харнууд, боржигин харнууд, боржигон харнууд, булган харнууд, их харнууд, харагчуд, харагчууд, харагчуут, харанууд, харгчууд, харнуд, харнут, харнуут .

Харануты Китая. Во Внутренней Монголии харнуд (харануд) проживают в хошунах харчинов , баргутов и на территории уезда Нинчэн . Кроме этого среди южных (увэр) монголов отмечены роды: харанггуд, харангган . В состав баргутов входят роды: харануд (харнууд) , харан , харангууд . В состав шира-югуров входит род харанат . Один из хошутских хошунов в составе дээд-монголов носит имя харгчуд .

Харануты в составе монгольских народов. В составе хамниган значится род хар намяад (хар намиад, кара-намяд) . Род харнуд (харануд) также входит в состав халха-монголов , торгутов , дербетов , баятов , захчинов , дархатов , хотогойтов , калмыков (роды харнуд, ик харнуд, бичкн харнуд, тячин-харнуд , харнут эрктн , харнут йогсуд , ясун-харнут ), а также в состав этнических групп бурят : булагатов , сартулов , сонголов (род харануд сонгоол) , сэгэнутов , табангутов , хонгодоров , аларских , балаганских , кудинских , верхоленских и селенгинских бурят .

Харануты в составе бурят

В составе бурят известны следующие родовые имена: шаралдай-харанут, шаабан-харанут , далай-харанут , хандабай-шаралдай харанут , хандабайн харанут , булагат-далай-харанут, баян-харанут, сутой-харанут, олзон-харанут, буумал-харанут, хорчит-харанут, хандагай-харанут, буин-харанут (буян-харанут), натаг-харанут, жарай-харанут, авганат-харанут , булган-харнут .

Харануты, проживавшие на территории Иркутского округа , подразделялись на четыре рода: I, II, III и IV харанутские роды . Харанутами в составе Селенгинской степной думы были образованы следующие отоки: Харанутский , Селенгинский Харанутский, Селенгинский Енхорский Харанутский, Иройский Харанутский, Чикойский Харанутский .

Согласно Л. Л. Абаевой, оток Харанут в составе селенгинских бурят включал шесть десятков: булагат-далай-харанут, нижнеоронгойские шаралдай-харанут, загустайские харанут, иволгинские буян, жаргалантуйские абганат, тохойские буян . В книге «Родословная иволгинских бурят» в составе данного отока упоминаются семь десятков: иволгинские шаралдай-харануты, дунда (средние) харануты, загустайские харануты, доодо (нижние) оронгойские харануты, иволгинские буяны, жаргалантуйские абагануты, тохойские буяны .

По сведениям Б. З. Нанзатова, в I Селенгинско-Харанутский оток входили следующие десятки: Шаралдайский, Буянский, Хошкеринский, Оронгойский, Средне-Оронгойский, Абаганатский, Буянско-Абаганатский, Жаргалантуйско-Буянский, Жагустайский (Загустайский). В составе этого административного рода помимо собственно харанутов были известны следующие кости: далай-харанут, джарай (джирай), шаралдай, буян (буин), абаганат, ша-ван, дурбэт, хашхай ураг (один из ашибагатских ураков). II Селенгинско-Харанутский оток состоял из двух десятков — Абаганатского и Харанутского. Иринско-Харанутский оток включал два десятка – Иринский и Темникский. В состав иройских харанутов входили кости: далай-харанут, шаралдай, дабши, а также, предположительно, булуудха .

Согласно К. В. Вяткиной, Селенгинский Харанутский оток состоял из поколений шаралдай, боян, абаганут, ша-ван, чжарай, дурбэт; Чикойский Харанутский оток — харанут, хасама, хонгодор, хамниган, бошин, шишелок, ашбагат, боян; Иройский Харанутский оток — далай-харанут, шаралдай, дабши .

В составе харанутов Иволгинского аймака Бурятии отмечено поколение шархи, а также ветвь шаабан харанууд. Кроме этого в книге «Родословная иволгинских бурят» упоминаются ветви рода шаралдай-харанууд: холхоотон, hамагантан, петруутан . В родословных оронгойских харанутов отмечены ветви: далайн харанууд, хандабайн харанууд, шаабан харанууд , хандабай-шаралдай харанууд .

См. также

Примечания

  1. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  2. Нанзатов Б. З. от 22 января 2021 на Wayback Machine . — Иркутск, 2005. — 160 с. — ISBN 5-93219-054-6 .
  3. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 621 с.
  4. Токарев С. А. Расселение бурятских племен в XVII в. // Записки ГИЯЛИ. — Вып. 1. — Улан-Удэ, 1939. — С. 101—129.
  5. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 221 с.
  6. Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
  7. Bügünüdei Goncuγ. Моngγul obuγ // Öbör Mongγol-un Soyol-un Keblel-ün Qoriya, 1993. 203 х. (на монгольском языке)
  8. Доржиев Бимба Ц., Эрдынеев В. Л., Будаева Н. П., Цыдыпова Т. П. Ивалга голдо hуудалтай зоной угай бэшэг (Родословная иволгинских бурят) / Бимба лама Доржиев, гэбшэ-лама Иволгинского дацана "Хамбын хурэ". — Улан-Удэ, 2012. — 424 с.
  9. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 7 марта 2019. Архивировано из 26 марта 2019 года.
  10. Монгол Ард Улсын угсаатны судлал, хэлний шинжлэлийн атлас. Т. I. 75 х.; Т. II. 245 х. Улаанбаатар, 1979.
  11. Очир А., Сэржээ Ж. Монголчуудын овгийн лавлах. — Улаанбаатар, 1998. — 67 с.
  12. Бороноева Д. Ц. // Власть. — 2008. — № 8 . 2 августа 2018 года.
  13. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 21 января 2019. Архивировано из 12 декабря 2020 года.
  14. . Дата обращения: 4 января 2019. Архивировано из 4 января 2019 года.
  15. Зориктуев Б. Р. . КиберЛенинка. Дата обращения: 14 июня 2018. Архивировано из 27 марта 2019 года.
  16. Бадмаева Л. Б., Нимаев Д. Д. // Вестник БНЦ СО РАН. 14 июня 2018 года. от 14 июня 2018 на Wayback Machine
  17. от 8 сентября 2018 на Wayback Machine . www.TopMedee.com
  18. Бадмаева Л. Б. / д-р филол. наук Л. Д. Шагдаров. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. — С. . — 216 с. — ISBN 5-7925-0174-2 .
  19. Бухоголова С. Б. // Вестник БГУ. — 2015. — № 8 (1) . — С. 150-153 . (недоступная ссылка)
  20. Тенишев Э. Р. // Советская этнография. — 1962. — № 1 . — С. 59—66 . 20 августа 2018 года.
  21. Бембеев Е. В., Лиджиев А. Б. // Полевые исследования. — 2014. — № 2 . — С. 102—130 . 10 ноября 2019 года.
  22. Д. Г. Дамдинов. Д. Г. Дамдинов — исследователь хамниганского этноса. — Улан-Удэ: Буряад үнэн, 2010. — 140 с.
  23. Бакаева Э. П. // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. — 2009. — № 1 . — С. 69—86 . — ISSN . 11 апреля 2019 года.
  24. Нанзатов Б. З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2 . 27 марта 2019 года.
  25. Чулуун С. История социально-экономического и этнокультурного развития котогоитов Монголии. — Москва, 2004.
  26. Эрдниев У. Э. kalmyki.narod.ru. Дата обращения: 14 сентября 2018. Архивировано из 14 сентября 2018 года.
  27. Бакаева Э. П. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2013. — № 2 (10) . — С. 91—112 .
  28. Ашилова Д. O. Этническая антропология калмыков (соматологическое исследование). — Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1976.
  29. . Общественно-политическая газета «Хальмг унн» — Официальный сайт . Архивировано из 17 ноября 2018 . Дата обращения: 17 ноября 2018 .
  30. Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — 2-е изд., перераб. и исправл. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. — С. 143. — 325 с. — ISBN 5-7539-0464-5 .
  31. Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15—27 . 13 апреля 2022 года.
  32. Цыбикдоржиев Д. В., Коновалов П. Б. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2017. — Т. 19 . — ISSN . 5 июня 2019 года.
  33. . www.burunen.ru. Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано из 27 марта 2019 года.
  34. . selorodnoe.ru . Архивировано из 24 июня 2018 . Дата обращения: 24 июня 2018 .
  35. Малзурова Л. Ц. Легенды и предания хонгодоров. Автореферат / С. Ш. Чагдуров. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2004. — 28 с.
  36. Вяткина К. В. . — Наука, 1969. — С. 38—39. — 218 с.
  37. Цыдендамбаев Ц. Б. . — Бурятское книжное издательство, 1972. — С. 134. — 662 с.
  38. Доржиев Борис Ц. Родословные оронгойских бурят.
  39. Абаева Л. Л. . — Наука, 1992. — 139 с. — ISBN 9785020101043 .
  40. Цыдендамбаев Ц. Б. . — Бурятский филиал СО АН СССР, 1977. — 220 с.
  41. Мөнхсайхан С. // Вестник БНЦ СО РАН. — № 1 (21) . — С. 62—70 . (недоступная ссылка)
  42. Нанзатов Б. З. // Вестник БНЦ СО РАН. — С. 79—95 . 9 октября 2019 года.
Источник —

Same as Харануты