Interested Article - Джунгары

Джунга́ры (зюнгары, зюнгарцы, зенгоры, цзюнгары, чжунгары; монг. зүүн гар , калм. зүн һар ) — ойратское племя , также название под которым подразумевается поздний союз ойратских племён или ойратское население Джунгарского ханства .

Этимология

В переводе с калмыцкого и монгольского языков jagun γar, jegiin ğar, зүң һар, зүүн гар, зюнгар, означает — «левая рука (крыло)». Термин «левая рука (крыло)» традиционно связывают с левым крылом армии Монгольской империи . Монгольское войско делилось на 3 части: центр (кэль, или хол), правое крыло ( барунгар ) и левое крыло (джунгар).

Самоназвание — Өөрд, ойр, өөр — в переводе с монгольского и ойратского ( калмыцкого ) — «близкий, союзный, союзник».

Несколько вариантов происхождения имени «ойраты» у различных исследователей:

  • Название происходит из монгольских языков: «Ойрат есть монгольское слово в переводе: союзный, ближний, союзник» Н. Я. Бичурин . өөр (совр. калм.), ойр (совр. халх.) — ближний, близкий (географически); живущий по соседству, недалеко .
  • Слово «ойрат» распадается на два термина «ой» и «арат» (лесные люди). На совр. халх.: ойн иргэд — лесное племя, ойн ард — лесной народ .
  • Происхождение этнонима «ойрат» (оjiрад) и «огуз» из общей формы огізан либо огіз (монг. ojiран, мн. ч. ojiрад). ( Г. Рамстедт ) .
  • Тотемное происхождение термина «ойрат» (в значении волк ) и считается не случайным совпадение с финским «koira» ( собака ). Гипотеза может говорить о возможности контактов финно-угорских племён с предками западных монголов в районе Минусинской котловины. (Н. Н. Убушаев) .

В мусульманских и перенявших от них это название русских исторических источниках ойраты назывались и называются калмыками или зюнгарами (зенгорами, джунгарами), в китайских источниках — элютами или олютами (искажённое в китайской транскрипции слово — ойрат), единое же историческое самоназвание этого народа — Өөрд (в русском произношении — ойраты).

Версии происхождения

В настоящее время у историков нет единого мнения о том что представляли собой джунгары в момент их возникновения, отдельное ойратское племя или союз ойратских племен. Но по мнению большинства современных исследователей, джунгары — союз сформировавшийся в начале XVII века путём объединения ойратских племён во главе рода Чорос . Под руководством Гумэчи , потомка тайшей Тогона и Эсэна , носившего титул Хара-Хула-тайши .

  • По мнению Н. В. Екеева джунгары отождествляются с чоросами .
  • По другим источникам джунгары отождествляются с олётами . Согласно историку В. П. Санчирову в ойратской летописи « История Хо-Урлюка », говорится следующее, что во время битвы у озера Кукунор , ойратское войско имело следующее построение: в центре находились хошуты . На левом фланге сражалось войско олётов, которое назвали «зюнгарын цэрэг», то есть войском левого крыла, «джунгарским войском». На правом фланге торгутское войско назвали войском правого крыла «баруунгарын цэрэг», в арьергарде находились дербеты и хойты . И именно с этого времени за олётами закрепилось название «зюнгар» (джунгары) .
  • В. П. Санчиров, рассматривая этимологию термина олёт, отмечает, что племенное объединение олётов сформировалось в XV веке под властью выходцев из аристократического рода Чорос. В XVII веке олёты, согласно В. П. Санчирову, разделились на джунгаров и дербетов .
  • В ойратской летописи « Илэтхэл шастир » говорится следующее: « Предок дэрбэтов Боро Нахал и предок джунгаров Эсмэт-Дархан-нойон являются братьями ». С гибелью Эсэна-тайши его владения были поделены между его двумя сыновьями Боро-Нахалом и Эсмэт-Дархан-нойоном . Причём те ойраты, которые отошли к Боро-Нахалу, стали называться дербеты, подданные же Эсмэт-Дархан-нойона — зюнгарами (джунгарами) .
  • И. Я. Златкин в своем труде « История Джунгарского ханства (1635—1758) », писал что джунгары представляли с собой объединение чоросов и большой части дербетов .

Современность

Современными потомками джунгаров и носителями старинного этнонима являются калмыцкие зюнгары , бурятские зунгары , монгольские жонгоор . Один из хошунов Внутренней Монголии носит имя Джунгар-Ци .

См. также

Примечания

  1. Габан Шараб. . www.vostlit.info . Дата обращения: 28 ноября 2022. 28 ноября 2022 года.
  2. Санчиров В. П. (рус.) // Полевые исследования : статья. — 2013. — С. 45-58 .
  3. Хойт С. К. . — Элиста: Центр поддержки общественных и научных инициатив, 2015. — 199 с. 30 мая 2019 года.
  4. : [ 28 ноября 2022 ] / М. И. Гольман // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 685. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5 .
  5. Бичурин Н. Я. (Иакинф) . Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. 2-е издание, Элиста : Калмыцкое книжное издательство, 1991. (Текст печатается по изданию: Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Сочинено Монахом Иакинфом. Санкт-Петербург . 1834. Типография Медицинского департамента Министерства внутренних дел
  6. Банзаров Д. Об ойратах и уйгурах // Библіот. Восточн. Истор. Т. I, приложение V; перепечат. въ книгъ «Черная въра и другія статьи Дорджи Банзарова», подъ ред. Г.Н. Потанина, СПБ. 1891, стр. 84.
  7. Рамстедтъ Г.I. Этимологія имени Ойратъ // Сборник въ честь семидесятилетиія Г.Н. Потанина. Записки императорскаго русскаго географическаго общества по отдъленію этнографіи. Томъ XXXIV. Ред. А.Д. Рудневъ. С.-Петербургъ. Типография В.Ө. Киршбаума (отдъленіе), Новоисаакіевская, 20. 1909. с. 547-558
  8. Убушаев Н.Н. Происхождение этнонима ойрат // Теегин герл. Свет в степи. № 3 (апрель-май), Элиста, 1994.
  9. Екеев Н. В. (рус.) // Материалы к 50-летию института алтаистики им. С. С. Суразакова. № 10. — 2003. 27 января 2022 года.
  10. Oyirad teüke-yin durasqal-ud. — [Ürümči] Šinǰiyangun arad-un keblel-ün qoriya, 1992. — 496 с.
  11. Хо Öрлöгийн түүх // Ойрад Монголын түүхэнд холбогдох сурвалж бичгүүд — II. — Уланбаатар, 2001. — С. 155—166.
  12. Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. 2-е изд., перераб. и испр. — Элиста: Калм. книжное издательство, 2002. — 325 с.
  13. Нанзатов Б. З. . 22 января 2021 года. . — Иркутск, 2005. — 160 с. — ISBN 5-93219-054-6 .
  14. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .

Литература

  • Илэтхэл шастир. — М. : Наука , Главная редакция восточной литературы, 1990.
  • . Сказание о дербен ойратах. — Восточная литература
  • Юрий Лыткин. Материалы для истории ойратов. — Восточная литература.
  • Златкин И. Я. История Джунгарского ханства.
  • Бичурин Н. Я. .
  • Моисеев В. А. Джунгарское ханство и казахи (XVII—XVIII вв.). — Алма-Ата: Гылым, 1991.
  • Басхаев А. Н. Ойраты. Воины великой степи. — Элиста, 2007.
  • Бобров Л. А. Джунгары — последняя кочевая империя // Кочевые империи Евразии — М. : Восточная литература , 2019 — ISBN 978-5-02-039849-8 — С. 364—399
  • Уманский А. П. .
  • Екеев Н. В. Чоросы — ойратские князья // Материалы к 50-летию института алтаистики им. С. С. Суразакова. № 10. — Горно-Алтайск, 2003.
  • Хойт С. К. Антропологические характеристики калмыков по данным исследователей XVIII—XIX вв. // Вестник Прикаспия: археология, история, этнография. № 1. Элиста: Издательство КГУ , 2008. с. 220—243.
  • Хойт С. К. Калмыки в работах антропологов первой половины XX вв. // Вестник Прикаспия: археология, история, этнография. № 3, 2012. С. 215—245.
  • Хойт С. .
  • Хойт С. .
  • Хойт С. .
  • Хойт С. .
Источник —

Same as Джунгары