Борисов, Борис Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Никола́евич Бори́сов ( 2 [14] февраля 1889 , Нижний Новгород — 21 ноября 1937 , Барнаул ) — русский и советский художник — пейзажист, график, декоратор и педагог.
Родился 2 ( 14 ) февраля 1889 в Нижнем Новгороде . В 1908—1910 годы учился в Харьковской городской школе рисования и живописи, одновременно был учеником декоратора в Харьковском оперном театре . Затем в качестве вольнослушателя учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества , посещал частные художественные студии Москвы ( Ф. И. Рерберга , И. И. Машкова , А. П. Большакова) .
В 1912—1917 годы учился в школе Императорского общества поощрения художеств ( Петроград ).
…работаю в эскизном классе у Рериха , по композиции и графике у Билибина , класс живописи у Рылова и по декорационной живописи у Химоны
— из автобиографии А. Н. Борисова
Несколько раз получал премии за декоративные работы; за работы по рисунку и живописи Педагогическим советом школы был премирован поездкой по России для зарисовок памятников старины и быта. В 1915 году после возвращения из поездки на Соловецкие острова провёл первую персональную выставку в школе Императорского общества поощрения художеств . Одновременно в 1913—1917 годы работал помощником декоратора в Театре музыкальной драмы , Малом театре , театре «Палас» .
После революции до июня 1918 года работал художником в петроградском Пролеткульте .
В 1918 году приехал на Алтай; жил в с. Элекмонар , с осени — в Чемале , где читал лекции по рисованию в Высшем начальном училище и учительской семинарии .
Алтай на меня производит громадное впечатление. Я с удовольствием слежу за всякими изменениями, изучаю горы и восхищаюсь переливами красок, бегущими облаками и изгибами быстрой реки Катуни .
— из дневника А. Н. Борисова
Создал в Горном Алтае театр — Народный дом в Чемале, где был руководителем, а также постановщиком, режиссером, декоратором и актером. Силами учителей и учащихся там ставились спектакли, осуществлялись постановки балетов, организовывались праздники для детей .
Лично устроил детский балет, склеил из окрашенной бумаги головные уборы и другие украшения. Балет назывался «В замке Черномора». Публике очень и очень понравилось.
— из дневника А. Н. Борисова
С 1923 года жил в Барнауле , куда был приглашён на должность преподавателя рисования и ручного труда школы имени III Коминтерна . В период с 1923 по 1937 гг. художник вел уроки рисования в Алтайской губернской опытно-показательной школе I и II ступени имени III Коминтерна, школах № 103, 25, 26. Читал лекции по изобразительному искусству в Барнаульском педагогическом техникуме и Барнаульском учительском институте . С 1925 по 1928 и с 1936 по 1937 гг. он организовал, руководил и преподавал в художественных студиях Барнаула. Многие из учеников Борисова, ходившие в эти студии, впоследствии стали профессиональными художниками: Ф. А. Филонов , Б. М. Астахов, Л. Н. Нарицын, П. И. Будкин , С. А. Шицин и др.
Параллельно с творческой и педагогической деятельностью Алексей Николаевич проводил большую общественную работу. Он был инициатором объединения художников города и края, постоянно писал в местной периодической печати — газете «Красный Алтай» о необходимости художественного воспитания населения, о сохранении художественного музея, организованного в Барнауле в 1920 году художниками Алтайского художественного общества, выступал с предложениями проведения публичных лекций по искусству, организации библиотеки для художников.
Участвовал в работе 1-го Сибирского съезда художников (1927, Новосибирск ), был избран секретарём барнаульского филиала Всесибирского общества « » . С 1934 года — член Западно-Сибирского союза советских художников, председатель его барнаульского филиала .
Работал декоратором в Летнем театре Алтайского губернского отдела народного образования, в Барнаульском городском театре. С 1931 года являлся членом Городского репертуарного комитета (горреперткома) по приёму спектаклей в театрах и клубах города и консультантом при Барнаульском городском литературном объединении (горЛИТО) по приёму изопродукции художественного фонда и оформления города .
Тематика произведений Алексея Николаевича Борисова была разнообразна. Это пейзажи, портреты, серии работ, посвященные партизанскому движению на Алтае, теме индустриализации и коллективизации в стране. Его работам присуща своя особая выразительность, трепетность и поэтичность, достоверность свидетельства очевидца. Сохранившиеся произведения художника показывают, что он был не только знаком со всем новым, что возникало в искусстве рубежа ХIХ-XX веков, но и совершенствовал свое творчество в русле этих тенденций. Как отмечала искусствовед Н. С. Царёва: «Он органично впитал в себя традиции русского и европейского искусства, в его творчестве преломилось мировидение Петрова-Водкина и Гогена , Рериха и Сезанна » .
Алексей Николаевич Борисов жил в сложное историческое время. Годы его обучения и становления как художника пришлись на смену общественного и политического строя в стране. Период его зрелости совпал со временем, когда художники стали работать в совершенно новых для них условиях, каких до того никогда не было, когда они стремились разобраться в сложных путях современного искусства и найти свое место в нем. Оказавшись по стечению обстоятельств на Алтае, Борисов своим творчеством, общественной и педагогической деятельностью внес большой вклад в становление изобразительного искусства на Алтае, развивая и обогащая его. Он был одним из первых художников, заложивших фундамент, на котором уже в конце 1930-х — начале 1950-х гг. стал формироваться творческий коллектив профессиональных художников Алтая.
Умер от сердечного приступа (страдал тяжёлым пороком сердца вследствие неправильно леченого ревматизма) 21 ноября 1937 года; похоронен 24 ноября на Булыгинском кладбище Барнаула .
Жена (с апреля 1919) — Александра Михайловна Борисова (в девичестве Юдина) .
В 1946 году 703 работы А. Н. Борисова были переданы его супругой в Краеведческий музей Барнаула ; утрачены в 1950-е годы .
68 художественных, графических и декорационных работ А. Н. Борисова хранятся в Государственном художественном музее Алтайского края и экспонируются на выставках и в экспозициях музеях .
Работы
"Портрет Жены в чёрном"(1919) "Портрет Жены у берёзы(1919-1935) "Автопортрет"(1935) "Портрет сына Олега"(1936) "Красные признаки"(1927) "Вид с горы Элекмонар"(1918) "Река Шебелик"(1926)
28 декабря 1994 года Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания № 169 за могилой художника Борисова был закреплен статус Памятника истории регионального значения, регистрационный номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ 221711082340005.