Данцигер, Григорий Иосифович
- 1 year ago
- 0
- 0
Григорий Иосифович Гидони ( 25 июня ( 7 июля ) 1895 , Ковна — 10 ноября 1937 , Ленинград ) — русский и советский художник, искусствовед, эстетик, изобретатель. Брат А. И. Гидони и Е. И. Гидони .
Родился в семье ковенского мещанина, кандидата права Иосифа Хаимовича Гидони (1861—1916). В 1913 году окончил Ковенскую мужскую графа Платова гимназию. В 1913—1914 годах в Париже слушал лекции на литературном факультете университета , а также посещал уроки Фернана Кормона в Национальной школе изящных искусств . С 1914 года — в Петрограде. Поступил на экономическое отделение Петроградского политехнического института (ЦГИА СПб, ф. 478, оп. 3 д. 1513). С 1915 по 1917 учился в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств у Н. К. Рериха (композиция) и И. Я. Билибина (графика). Как график дебютировал в 1915 году в журнале «Вершины», исполнив ряд графических рисунков и украшений в мирискуссническом стиле. В 1917 году — сотрудник журнала « Аполлон ». В 1919 году иллюстрировал первый вариант сборника Г. В. Иванова «Сады» . В 1920 году вместе с В. В. Лебедевым , В. И. Козлинским и др. создавал плакаты для «Петербург-РОСТА ». 18 марта 1920 года в Оперном театре Народного дома была поставлена пьеса Гидони «Гибель Коммуны».
В 1920—1930 годах Гидони создал множество станковых графических работ, ставших классикой ленинградского искусства графики того времени.
Исполнил серии пейзажей Павловска (карандаш, 1923), Ленинграда (линогравюры, изданы в альбоме «Современный Ленинград», Л. 1929), Детского Села (линогравюры, изданы в альбоме «Dietskoye Sielo. The residence of the last Tsar», Л., 1929), Петергофа (рисунки на камне, изданы в альбоме «Петергоф», Л., 1931), графические портреты на линолеуме — Д. Г. Левицкого , Г. Курбе , Ш. Бодлера , В. Н. Давыдова , В. А. Пяста , Н. Н. Ходотова , Е. П. Корчагиной-Александровской , В. В. Холодной (все до 1923 г.), Л. Н. Толстого (1924—1928), А. М. Горького (1928, 1930) и ряда других, многочисленные портретные экслибрисы для библиотек выдающихся ученых, известных библиофилов (часть из них факсимильно воспроизведены в книге «Портретно-иконографические книжные знаки» (1916—1933)", Л., 1934), издательские марки, иллюстрации к произведениям Петрония Арбитра («Матрона из Эфеса», гравюры на дереве, Л., 1923 ), А. С. Пушкина (« Каменный гость », гравюры на дереве, Л., 1931; «Леда», гравюры на дереве, Л., 1933; «Фавн и пастушка», гравюры на дереве, Л., 1933; « Гавриилиада », барельефы на слоновой кости, 1936; «Сказка о попе и работнике его Балде», гравюры на дереве, 1937). Начиная с 1922 года, работы Гидони экспонировались на советских и зарубежных выставках .
В 1916 году в рамках статьи для журнала « Аполлон » Гидони начинает исследование творчества Эль Греко . Десятилетием позже братья Тур об этом рассказывали так:
Изобретатель, о котором мы пишем, десять лет тому назад в дождливый осенний вечер <...> увидел картину « Толедо в грозу ». Его глаза ослепило на миг гальваническое серебро озер, оттененное фиолетовыми тонами испанской ночи и перечеркнутое коленчатой судорогой молнии, неистовой и как бы звучащей. Картина, переполненная страстью и электричеством, была творение Эль-Греко, счастливого мученика красок и великолепого сына неизв. венецианского капитана. Этим давним часом у прохожего, у изобретателя, у Гидони родилась мысль, созревшая потом в новое искусство. Искусство, в котором электричество создает свет и краску .
В 1919—1920 годах изобретает аппарат , в котором использована транспарентная проекция: источники света просвечивают сквозь экран, значительно усиливая яркость краски. Интенсивность и цветность светового потока управляются системой специальных цифровых кодов.
1925 год. 15 июня в ГИИИ читает доклад «Свето-оркестр, или использование света в применении к музыке», а 27 июля — «Свето-красочность как особый вид искусства». В июле Г. М. Римский-Корсаков расшифровывает строку Luce в « Прометее » А. Н. Скрябина по системе Гидони . В сентябре в Большом театре обсуждается вопрос о применении аппарата Гидони для получения свето-красочных изображений на сцене .
В 1926 году совместно со скульптором создает модель светового памятника В. И. Ленину .
В 1927 году создает модель свето-памятника Октябрьской революции . Она выставляется на юбилейной сессии ЦИК СССР в Ленинграде с 15 по 20 октября.
26 мая 1928 года в большом конференц-зале Академии Наук СССР читает доклад о «Новом искусстве света и цвета» и проводит со своими аппаратами его «первый вечер». В программе три отделения: свето музыка, свето-декламация и пение (с участием Н. Н. Рождественского и В. А. Пяста ), свето-хореография. В перерывах — «демонстрация первого сооружения свето-архитектуры, модели свето-театра нового искусства» . В ноябре 1928 года Гидони выполняет визуализацию исполнительской структуры одного из стихотвеорений Бер-Гофмана для С. И. Бернштейна и его коллег в ГИИИ .
В 1930 году издает в Ленинграде книгу «Искусство света и цвета». В ней он определяет его как искусство, освобождающее свет и цвет от оков формы, выводящее их из плоскости картины в пространство, как искусство во времени, которое в синтезе с музыкой или театральным действием усиливает их эмоционально-эстетическое воздействие. В практической области он предлагает отказаться от проэцирования света на ограниченный в пространстве экран, и при исполнении музыкального или театрального произведения использовать все пространство зрительного зала, погружая его таким образом в «фотосферу».
В 1930-е гг. продолжает заниматься теорией и практикой искусства света и цвета. В 1931 году запатентован его распределительный пульт, в это же время создает Лабораторию искусства света и цвета и добивается ее принятия в число членов Всесоюзной ассоциации лабораторий осветительной техники, привлекается к работам в области светомузыки ГОИ , в 1933 году издает «Диалог на отдельном листе об искусстве света и цвета», создает и публикует световые партии к стихам А. С. Пушкина.
Некоторые исследователи ( В. В. Ванслов , Б. М. Галеев) творчества Гидони отмечали, что в своем отрицании возможностей классической станковой живописи он был близок к нигилистическим позициям ЛЕФа . Однако очевидно, что подход Гидони к задачам искусства света и цвета и их практическому решению во многом определялся эстетическим, художническим видением , сформированным петербургской дореволюционной художественной школой.
1937 год. В постановлении об избрании меры пресечения и предъявления обвинения от 9 октября, составленном сотрудниками IV отдела УНКВД ЛО , сержантом ГБ Ю. Е. Ленгреном, лейтенантом ГБ М. Я. Резником и нач. IV отдела, капитаном ГБ Г. Г. Карповым , обвиняется в участии в «шпионско-диверсион. организации действующей на терр. СССР в пользу Японии». Арестован 11 октября. При обыске изъятые переписка, фотокарточки, личные бумаги «уничтожены путем сожжения». Заключен в ленинградскую тюрьму ГУГБ . Так называемый «признательный» протокол допроса датирован 17 октября и подписан лейтенантом ГБ М. Я. Резником и оперуполномоченным IV отдела Михайловым. После 17 октября учетным отделом внесен в список «японских шпионов, диверсантов, террористов и вредителей» № 6. Список утвержден малой двойкой, а 2 ноября — большой двойкой . В предписании на расстрел по списку «Харбинцы» № 6, подписанном 9 ноября нач. УНКВД ЛО Л. М. Заковским и нач. отдела УГБ Егоровым, значится 33-м из 50. Расстрелян 10 ноября. Акт о приведении приговора в исполнение подписан комендантом УНКВД ЛО А. Р. Поликарповым. Возможное место погребения — Левашовская пустошь .
Реабилитирован по определению Военного трибунала Ленинградского военного округа 18 ноября 1957 года за отсутствием состава преступления .
27 ноября 2016 года в Санкт-Петербурге на фасаде дома 28 по набережной реки Фонтанки был установлен мемориальный знак « Последний адрес » Григория Иосифовича Гидони .