Зуев, Василий Алексеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Олег Алексеевич Зуев ( 9 сентября 1937 — 2 августа 1997 ) — советский и российский художник, график, живописец. В 1960-е — начале 1990-х годов работал как книжный график в ведущих ленинградских издательствах и журналах. Автор иллюстраций к произведениям А. А. Блока , Е. А. Евтушенко , Н. М. Карамзина , А. Т. Твардовского , Г. Уэллса .
Родился 9 сентября 1937 году в Ленинграде. Рисовать начал с детства, в основном это были зарисовки с натуры, в школьные годы часто бывал в Эрмитаже и Русском музее. К старшим классам сделал выбор между спортом (серьезно занимался баскетболом) и будущей профессией. По окончании средней школы работал чертежником в конструкторском бюро.
В 1956 году был призван в армию, проходил службу в Польше. Во время службы, в 1957 году, впервые выполнил самостоятельную работу как художник (по приказу начальства, в ожидании визита первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева в ПНР) — бюст и памятник В. И. Ленину, которые были установлены на территории военной части близ Болеславца, был награжден грамотой. По окончании срочной службы несколько лет работал в армейской газете «Знамя Победы» Северной группы войск. «Польский период» имел решающее значение для творчества художника. Помимо профессионального опыта, эти годы в его жизни были связаны с глубоким и плодотворным погружением в мир польского искусства, контактами с ведущими польскими художниками-графиками (в частности, с одним из основателей «польской школы плаката» ), посещением художественных академий во Вроцлаве и Варшаве.
В 1962 году вернулся из Польши в Ленинград уже сложившимся художником. В 1962 году работал на Киностудии Министерства обороны СССР в Цехе мульти- и киносъемок. В 1963—1964 годы — художник-декоратор на Ленинградской студии телевидения. В 1966—1972 годы был членом Ленинградского объединенного городского комитета художников книги, графики и плаката (профсоюз работников культуры).
Во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов как книжный график сотрудничал с журналами « Аврора », « Костер », « Нева », « Пионер », иллюстрировал очерки и художественные произведения . В то же время начал работать как внештатный художник в ленинградских издательствах ( Лениздат , Детгиз , Гидрометеоиздат , « Советский писатель », « Искусство »). Оформлял и иллюстрировал книги современных писателей и поэтов (в основном ленинградских), русскую, советскую и зарубежную классику, научно-популярные издания (вышло свыше тридцати книг с его иллюстрациями).
В 1995 году принимал участие в выставке современной петербургской книжной графики, проходившей в Российской национальной библиотеке (в здании на наб. р. Фонтанки, 36), организованной секцией графики Союза художников Санкт-Петербурга.
Круг знакомых и друзей О. Зуева при жизни был необычайно широк — ленинградские и московские художники (включая М. С. Беломлинского , Г. В. Калиновского , Г. В. Ковенчука , В. Н. Лосина , Г. А. В. Траугот ), писатели и поэты , редакторы издательств и журналов, фотографы, кинооператоры, актеры, режиссеры, джазовые музыканты.
Последние годы были очень трудными в жизни художника, когда сам он остался практически без работы и средств, болел, семье помогали ближайшие друзья.
Умер 2 августа 1997 года. Похоронен на Северном кладбище.
Первая книга с иллюстрациями О. Зуева — сборник рассказов Н. Борисова «Дело передается в суд» — вышла в 1967 году в Лениздате. Одни из последних работ художника — иллюстрации к книге Ж.-А. Фабра «Жизнь насекомых», выполненные для издательства «Детская литература» в начале 1990-х годов (не опубликованы).
Посмертно вышли две книги с иллюстрациями О. Зуева — «Основы классического танца» А. Я. Вагановой (6-е изд. СПб. : Лань, 2000; и 7—9 стер. изд.) с рисунками (без упоминания имени художника), выполненными для 5 го издания учебника (Л. : Искусство, 1980), и книга Е. А. Евтушенко «Это — женщина моя» (СПб. : Амфора, 2012), в которой, по просьбе издательства, были использованы рисунки О. Зуева из книги Е. Евтушенко «Откуда родом я» (Л. : Детская литература, 1983).
Творчество О. Зуева, несмотря на его известность в профессиональном сообществе, не было полноценно исследовано при жизни художника и только по прошествии времени, во многом благодаря стараниям его семьи и, в частности, сына — А. О. Котломанова (Зуева), профессора СПГХПА им. А. Л. Штиглица , — было внесено в научный контекст. Его творчество является замечательным примером того, как «в русском / советском искусстве 1960—1980-х годов конвенциональные формы выражения взаимодействовали с тенденциями неофициальной художественной культуры» .
Иллюстрация Олега Зуева к «Человеку-невидимке», взаимодействуя с образами Магритта как с индексальными знаками, намекает на обширный контекст сюрреализма в плане отношения к объекту — этой вариативной форме художественного сознания. Другие иллюстрации к книге Уэллса, например к «Машине времени» и «Войне миров», показывают также исключительно авторское прочтение, будучи визуальным «текстом в тексте». Они в равной степени иллюстративны и оригинальны, независимы от текста Уэллса. Это образы, в которых воедино, в одной плоскости, совмещаются контексты и планы восприятия, так что они становятся размышлением о том, что можно назвать визуальностью, художественной реальностью .