Трехлебов, Алексей Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Васи́льевич Каме́нский ( 30 июня 1927 , Сухуми , Грузия — 24 октября 2014 , Москва ) — советский и российский живописец и график — нонконформист второй половины ХХ — начала XXI века. В сериях камерных, часто многослойных живописных и графических работ чередовал метод широкого обобщения фигуративных сюжетов с приёмами чистой абстракции . Работы Каменского есть в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее Востока, Тульском художественном музее, других музеях России, в частных собраниях в России, Швейцарии, Франции, Германии, и даже Норвегии.
Алексей Каменский родился в 1927 году в городе Сухуми в семье известного поэта- футуриста Василия Каменского . Мать будущего художника — певица и педагог Августа Алексеевна Касторская . Дед — композитор, педагог, хормейстер, музыкальный теоретик Алексей Васильевич Касторский . В Сухуми они переехали незадолго до рождения Алексея и купили там дачу на Батарейной горе. Алексей начал рисовать с самого детства — у потомков сохранились его рисунки того времени. В 1934 году семья решила переехать в Москву, чтобы дать ребёнку хорошее образование. В конце 1934 года дача в Сухуми была продана. Перед тем как отправиться в Москву, Алексей с матерью в 1935 году переехали к Василию Каменскому в село Троица в 50 км от Перми. Они провели там несколько месяцев. Алксей сочинял маленькие рассказы, которые сам иллюстрировал — они сохранились. В конце 1935 — начале 1936 года сначала мать Алексея, а потом и он сам уехали из Троицы в Москву.
В Москве Алексей Каменский с матерью Августой Алексеевной Касторской и её родителями поселились в коммунальной квартире на первом этаже 2-этажного дома в Ружейном переулке (этого дома сейчас нет). Касторская преподавала пение, занималась с учениками и на дому. Соседские мальчишки, рассказывал Каменский, написали на стене их дома "здесь живёт «Уи» — по звукам из вокального упражнения, которое пели ученики.
Каменский начал заниматься в кружке изобразительных искусств при Доме пионеров в переулке Стопани . В 1939 году он поступает в только что открывшуюся Московскую среднюю художественную школу . Он занимается также музыкой под руководством деда, играет с ним и матерью в шахматы.
В 1941 году , сразу после начала войны , школа была эвакуирована в Башкирию . Преподаватели и ученики оказались в селе Воскресенском за горами Мугоджарами . В эвакуацию отправилась и мать художника; в местной школе она преподавала музыку.
«В детстве меня беспокоила кажущаяся неполноценность изобразительного искусства рядом с музыкой и литературой, но потом я примирился с этим». (А. К., 1991).
Весной 1943 года школа возвращается в Москву. В 1944 году Каменский из-за болезни легкого месяц не ходил в школу. Болезнь он называл «большой удачей» — в этот месяц он впервые прочел письма Ван Гога, том высказываний знаменитых художников нового и новейшего времени. В 1945 году, сразу после окончании МСХШ, Алексей поступает в художественный институт им. В. И. Сурикова . Государство все больше брало на себя управление культурой и насаждало социалистический реализм, западное искусство было объявлено враждебным и вредным. Годы учёбы в институте Алексей Каменский всегда называл самым тяжелым периодом в своей творческой биографии. Он тогда подумывал о смене профессии — рассматривал варианты журналист, композитор, энтомолог.
«После шести лет обучения в Суриковском институте пришлось потратить не меньше времени на то, чтобы вернуться к утраченному ощущению цельности. В этом помогло понятие „свет“. Световой луч обрисовывает предмет, по пути к глазу он обрастает рефлексами, и, наконец, всё сливается в общий световой поток. Я понял, что свет лично для меня — голубой, и что он — един». (А. К., 1991).
С середины 1950-х годов , с наступлением « оттепели », в СССР выходит сразу несколько изданий, посвящённых художникам нового времени, от Эдуара Мане до Пикассо . Алексей Каменский знакомится с искусством западных мастеров, исследует новые изобразительные приёмы. Он всегда очень много ходил по выставкам и постоянно делал в блокноте копии-зарисовки выдающихся мастеров. При это он пытался не столько воспроизвести чью-то работу, сколько понять её структуру, построение. Так появился цикл штудий . Сохранилось несколько сотен сделанных Каменским копий.
«Оттепель» давала новые возможности для знакомства с западной культурой. В 1956 году в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве прошла выставка Пабло Пикассо , организованная при деятельном участии Ильи Эренбурга . Появились возможности и самому выставляться. Весной 1957 года Каменский участвует в 3-й выставке произведений молодых художников Москвы и Московской области .
В том же, 1957 году, в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов . С 30 июля по 20 августа в ЦПКиО имени Горького была организована Международная выставка изобразительного и прикладного искусства (в рамках культурной программы Фестиваля молодежи) .
С 20 июля по 20 августа 1957 в Москве, в Академии художеств СССР прошла Всесоюзная выставка произведений молодых художников к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов . В ней участвовало 624 художника, в том числе, Эрик Булатов , Даниэль Митлянский , Дмитрий Плавинский , Оскар Рабин , Иван Чуйков .
25 июля 1959 года в московском парке Сокольники открылась Первая национальная промышленная выставка США; её за 6 недель посетило почти 3 миллиона человек. Среди прочего, здесь были показаны картины и скульптуры известных американских мастеров, включая А. Колдера , Ст. Дэвиса , Ильи Болотовского , А. Горки , М. Ротко , Дж. Поллока . Национальная выставка Франции в 1961 году открыла новый мир искусства XX века; на примере первых имен в искусстве модернизма в СССР узнали о таких явлениях, как абстракционизм , сюрреализм , экспрессионизм : « » / фр. Tour Eiffel Робера Делоне , абстракции Жоржа Матьё , работы позднего Пикассо .
Но уже в 1962 году , когда в московском Манеже Никита Хрущёв устроил скандал на выставке «30 лет МОСХа» , стало ясно, что мечты о свободном искусстве в СССР несколько преждевременны.
В 1958 году Каменский принят в Союз художников. Теперь должность преподавателя в основанном в 1934 году Заочном народном университете искусств (ЗНУИ) даёт постоянный заработок. Педагоги по почте получали бандероли с работами учеников и по почте же отправляли им консультации. Нередко оказывалось, что студент учится и одновременно отбывает срок. Работы присылали со всей страны. Каменский вспоминал одну из них, присланную из Средней Азии, с подписью «Автопортрет на куче навоза». Позже Каменский некоторое время преподавал и в Полиграфическом институте.
Каменский постоянно делал наброски — за столом в гостях, в транспорте, в поездках по стране. Сохранилось много работ, сделанных в Средней Азии, где он был несколько раз, в Крыму. Он создал большой цикл зарисовок в цирке, в зоопарке, на тренировках борцов, жонглеров, гимнастов, наездников. Чаще всего набросок делался быстро, несколькими выразительными линиями, после чего Каменский мог взять следующий лист и приняться за ту же тему снова, чтобы зтаем найти самый лаконичный и выразительный вариант. Каменский, как он сам это объяснял, таким повторением «учился рисовать именно эту картину». Избранные наброски Каменский превращал в работы маслом — перед этим следовала целая серия подготовительных эскизов, в которых первоначальный набросок упрощался и обобщался разными способами. Постепенно проясняется собственная концепция творчества: «Впечатление „раскалывает“ натуру. Задача художника собрать расколовшиеся куски на картинной плоскости по-новому».
Среди работ Каменского, помимо масла — пастели, акварели, рисунки цветными карандашами, углем, тушью.
«Я не придаю слишком большого значения содержанию, психологии, настроению. В своих внутренних рассуждениях я не останавливаюсь перед словом „бессмысленность“, так как, по-моему, только бессмысленность по-настоящему бескорыстна». (А. К., 1991).
С середины 1970-х до конца 1980-х художник создаёт иллюстрации к детским сказкам, в основном, в технике темперной живописи . Это была работа для заработка, заказы на такие иллюстрации предоставлял художникам МОСХ (Московский союз художников), а система их получения называлась «гарантированная зарплата». Каменский, всегда оставаясь абсолютно «антисоветским» человеком, тем не менее признавал, что для художников советское государство в материальном плане довольно неплохие условия.
В середине семидесятых удаётся устраивать небольшие однодневные выставки и квартирники; — возможность познакомить со своими работами узкий круг коллег и просвещённых зрителей.
В конце 1980-х Алексей Каменский даёт выход юношескому увлечению и иллюстрирует мировую поэзию. Старается с помощью рисунка воспроизвести основную идею произведения: неустанно рисует варианты к стихам Велимира Хлебникова , Владимира Маяковского , Василия Каменского , Валерия Брюсова , Поля Элюара , Андре Бретона . С этого времени Каменского чаще приглашают участвовать в зарубежных выставках.
Полотна художника попадают в коллекции Германии, Франции, Норвегии, США, Швейцарии. Организуются персональные выставки А. Каменского.
24 октября 2014, около 22 часов, Алексей Васильевич Каменский скончался в своей квартире в Москве, где он жил вместе с сыном и его семьей. Похоронен на Введенском кладбище (23 уч.) .
Первая в России посмертная персональная выставка Алексея Каменского открылась 30 июня 2017 года в Москве, в на Мясницкой. Следующая — осенью того же года в выставочном зале журнала «Наше наследие».
2017 , 12 — 29 сентября, Москва. . Графика из частного собрания. Выставочный зал журнала « Наше наследие ».
2017 , 30 июня — 15 июля, Москва. Nadja Brykina Gallery .
2014 , весна. Выставка в галере «Проун»
2011 , февраль, Москва. «Алексей Каменский. Пастели». Работы, созданные в 1960—1980-е годы. Галерея «2.36»
2011 , Москва. « », открытый клуб
2009 , осень, Москва. Выставка в галерее А3
2009 , март-апрель, Москва. Галерея «На Солянке»
2007 , июнь, Москва. «Лики времени. Литературные образы и впечатления в графике и живописи Алексея Каменского». Гостиная Музея Андрея Белого на Арбате
2007 , Цюрих. Алексей Каменский. Ретроспектива. Галерея Нади Брыкиной
2007 , Кострома. Муниципальная художественная галерея.
2006 , Москва. Выставка в выставочном зале журнала «Наше наследие»
1998 , Москва. Алексей Каменский, Михаил Крунов. Выставочный зал на Профсоюзной.
1998 , Москва. А. Каменский, В. Николаев, ЦДРИ.
1980-е, 2-я половина , Москва. Выставка в Доме художника на Кузнецком, 11
2021 , 17-20 сентября, ярмарка Cosmoscow. Москва, Манеж. Работы Алексея Каменского, Марлена Шпиндлера и Владимира Андреенкова из собрания .
2017-2018 , 13 декабря — 26 января, Москва. . «Художники-нонконформисты Владимир Андреенков, Алексей Каменский, Андрей Красулин , Борис Отаров , Николай Маркаров , Марлен Шпиндлер… (и др.)»
2017 , октябрь-ноябрь, Москва. . Выставка «Красный. Октябрь» («красный цвет без политических и этнографических коннотаций»).
2011. Москва, Государственный музей Востока . «Паломники в страну Востока».
Произведения российских художников XX — начала XXI века
из собрания Государственного музея Востока и частных коллекций.
2008 , 13-25 мая, Москва, Галерея А3 . «Без названия». Алексей Каменский, Евгений Вахтангов, Андрей Гросицкий , Владимир Опара , Клара Голицына и другие.
«Картина без названия - это прекрасная возможность для зрителя начать восприятие со зрительных ощущений. Название может оказаться столь значительным, что может увести зрителям от самого главного - пластического смысла картины» (А. К., из каталога к выставке)
2005 , 10-18 декабря, Москва, Центральный дом художника. Выставка-ярмарка «Полвека советского искусства (1930-1980-е гг.)». Работы представила галерея «Д`АРТ».
1996 , 16 мая — 9 июня, Москва, галерея «Нагорная», галерея «Эстетик». «ПУТИ. Абстракция на пороге нового века».
1991 . Москва, Государственная Третьяковская галерея. «Другое искусство».
1989-1990 . Групповые выставки в Болгарии и Польше.
1987 . Москва, Творческое объединение «Эрмитаж».
Эренбург помог устроить первую в Советском Союзе выставку художника в 1956 , посвященную его семидесятипятилетию. Утвердить выставку было непросто: пришлось преодолеть препятствия со стороны Союза художников и Министерства культуры, но та выставка стала одним из важнейших символов «оттепели». Очередь перед Пушкинским музеем, где должна была открыться выставка, выстроилась с вечера и простояла всю ночь. Охрана боялась, что начнется давка, никто не знал, как успокоить народ. Тогда Эренбург обратился к пришедшим со словами: «Вы ждали этой выставки двадцать пять лет, подождите теперь спокойно двадцать пять минут».
—