В ойратской исторической летописи
«Илэтхэл шастир»
о происхождении дербетов гораздо более позднего периода говорится следующее:
«
Предок дэрбэтов Боро Нахал и предок джунгаров Эсмэт-Дархан-нойон являются братьями
».
В начале
XVII века
дербеты были объединены с другими ойратскими группами под именем «зүүн гар» (от письменного jagun gar;
калм.
зүң һар
; зюнгар, джунгар — искаженные написания в русской литературе) под руководством потомка тайшей
Тогона
и
Эсэна
—
Гумэчи
, носившего титул Хара-Хула-тайши.
В первой четверти XVII века часть дербетов во главе с
Далай-Батыром
откочевала в Россию и вошла в состав
калмыков
.
Содержание
История
Первые упоминания
Кон. IX — нач. X века
— к этому периоду летопись Лубсан Данзана
«
Алтан тобчи
»
и
«Сокровенное сказание монголов»
относят образование племени
дорбен
— «дорбен-иргэн»
. Упоминания в «Сокровенном сказании монголов» являются самыми первыми упоминаниями об
ойратах
и собственно дорбенах (дербетах), которые в будущем стали крупным ойратским племенем.
Согласно «Сокровенному сказанию монголов», в этот период жил основатель рода дорбенов —
Дува-Сохор
, он происходил по мужской линии в 11 поколении (промежуток около 400 лет) от легендарного прапредка всех
монголов
—
Бортэ-Чино
(Серый волк). В переводе с калмыцкого (ойратского) языка
«
Бор Чон
»
и поныне означает дословно
«серый волк
». Отцом Дува-Сохора был Тороколджин Баян, имевший двух боевых коней Дайр и Боро, матерью — Борокчин Гоа. Женой его младшего брата —
Добун-Мэргэна
была
Алан-гоа
, «прародительница монголов» и «
золотого рода
» Чингисхана.
После смерти Дува-Сохор четыре его сына, не признавая своего дядю по отцу Добун-Мэргэна, откочевали от него и образовали «дорбен-иргэн» — племя дорбен. (
«Сокровенное сказание монголов»
)
В переводе с монгольского и калмыцкого (ойратского) языков, слово
«Дорбен», «Дөрвөн»
означает «
четыре
». Четырёх сыновей Дува-Сохора звали Донай, Докшин, Эмнек и Эркэг. Позднее, после распада
Монгольской империи
на отдельные улусы, в
Могулистане
(государстве образовавщимся в результате распада
Чагатайского улуса
) в XIV—XVII веках дербеты в окружении ираноязычных и тюркских народов получают название «
чорас
» — от персидско-таджикского слова «
чоро
» — «
четыре
», то есть то же самое, что и «
дөрвөн
» у монголов.
XII век
— предположительно, дорбены кочевали в районе реки
Халхин Гол
и входили в состав
дарлекин-монгол
. В случае если это монгольское племя (дорбен) стало ойратами, неизвестно когда и как это произошло.
Империя Чингисхана
Кон. XII — нач. XIII века
— В этот период племена дорбенов вначале в составе коалиции
Джамухи
противостояли, а затем добровольно в качестве «ойроо, ойрат» — в переводе с монгольского — союзников, были присоединены к
монгольской империи
Чингисхана
.
Чингисхан
нападает на
тайджиутов
, к нему присоединяются люди из разных племен, среди которых упоминался Мочи-Бидугун от дорбенов
.
1201 год — дорбены (во главе с Каджиун-беки) теперь противостоят
Чингисхану
входя в коалицию Джадаранского Джамуки (состав: кадакины, салджиуты, ункираты, тайчиуды,
найманы
, дорбены и другие)
.
1204 год
— часть коалиции Джамухи разгромлена, многие племена присоединяются к Чингисхану, в том числе и дорбены
.
1204 год — дорбены присоединяются к Чингисхану. В «Сокровенном сказании» говорится: «
За то, что Ойратский Хутуга-бэки ранее всех привёл к покорности Тумен Ойратов, Чингисхан за Иналчи, сына Хутуга-бэки, выдал замуж свою дочь Чэчэйгэн, а за Торолчи, другого сына Хутуга-бэки, Чингисхан выдал замуж свою внучку Холуйхан, дочь своего старшего сына Джучи
»
. Рашид ад-Дин
в «
Сборнике летописей
» /132, т.1, кн.1, с.138/ сообщает, что
Худуха-беки
(Хутуга-бэки), стоявший в начале XIII века во главе ойратов, был из племени древнего аристократического рода дорбенов (дурбэнов).
1217 год — восстание
тумэтского
племени против власти Чингисхана, на его усмирение был послан дорбенский (дурбэнский) военачальник
Дорбо-Докшин
.
Упоминание Дорбо-Докшина уже в
период экспансии монголов в Средней Азии
: «
Ещё <…> Чингисхан направил дербетского Дорбо-Догшина на город Абту народа Арумату-мадасари, находившегося между народами Хиндус и Багдад
»
. Как видно из этого отрывка, к этому времени этноним дорбен (дурбэн) уже сменился на дербет.
Дальнейшая история дербетов связана с историей
Монгольской империи
, с её становлением и завоеваниями.
Потомки Дува Сохора из племени дурбэн (дербет) занимали при дворе и войске Великих ханов ответственные посты. Дуисукэ был нойоном тысячи нукеров монгольского войска. Его сыном был Уркэту-нойон, а внуком — Есу Бука-гургэн, то есть зять Великого хана. Юраки был не только стольником при дворе Чингисхана, но и возглавлял сотню из его «личной тысячи». Сын
Болад
и внук Юраки служили у ханов династии
Хулагидов
— отмечает Рашид ад-Дин.
Само же племя играло значительную роль в дальнейшей политической истории и этногенезе народов Ирана и Средней Азии. В XVII веке при дворе узбекских кочевых ханов старейшины дербетов занимали главенствующие места в дворцовых церемониалах. Возможно, что в Могулистане в XIV—XVII веках дербеты в окружении ираноязычных и тюркских народов получают название «чорас» — от персидско-таджикского слова «чоро» — «четыре», то есть то же самое, что и «дорбен-дурбэн-дербен-дербет» у монголов. До завоевания Чингисханом Средней Азии о племени чорас или чорос в исторических хрониках упоминаний нет. Из этого племени вышло много влиятельных политических и военных деятелей Могулистана и историк
Шах-Махмуд Чурас
. Чоросы долго сопротивлялись принятию
ислама
. В XV веке дербеты, возглавляемые тайшами из рода чорос (цорос), приобрели большое влияние в
Джунгарии
.
В
Монголии
дербеты в большинстве говорят на
халха-монгольском языке
, но также сохраняется и исконный дербетский говор, ныне подвергшийся значительному халхаскому влиянию.
Фольклор
У дербетов развито песенное творчество. Различаются «духовные» (
шаштыр
), «протяжные» (
ут дун
) и «шаловливые» (
шаваш
) песни
. У российских дербетов, в отличие от монгольских дербетов, помимо песенного творчества развито искусство танца, в частности широко известен дербетский танец «Товшур».
Религия
С XVII века у дербетов распространяется
буддизм
. В 1615 году сын
тайши
Далая отправился в
Тибет
для получения буддийского образования. Он стал первым дербетским
ламой
. Феодалы играли ключевую роль в жизни буддийской церкви как у российских дербетов, так и у дербетов
Халхи
. У последних князья своей властью сменяли и назначали руководство монастырей, избирали
хамбо-лам
(настоятелей)
. В 1860-е годы у дербетов Внутренней Монголии получил развитие институт
хубилганов
. В начале XX века дербетское буддийское духовенство в России и за рубежом отличалось высокой дисциплиной. В отличие от лам
халха-монголов
, оно соблюдало
целибат
и не обзаводилось самостоятельным хозяйством, постоянно проживая в монастырях
.
Хозяйство
Монгольские дербеты занимаются скотоводством и земледелием, причём последнее играет у них сравнительно большую роль, чем у других монголов. Из ремёсел развиты кузнечное, плотницкое и сапожное. У монгольских и российских дербетов сохраняется специфика в одежде, свадебной обрядности и др. В Республике Калмыкия Российской Федерации дербеты составляют значительную прослойку научной и технической интеллигенции (учёных, врачей, учителей, юристов, инженеров и пр.) Многие служат в силовых структурах и армии, так как военное дело у российских и монгольских дербетов по-прежнему остаётся в приоритете.
Другие названия языка — калмыцкий, джунгарский, ойрат-калмыцкий, монгольско-калмыцкий, западно-монгольский.
Сокровенное сказание монголов. § 11 (XIII в.) -
от 9 июля 2021 на
Wayback Machine
(неопр.)
. Дата обращения: 26 августа 2012.
25 октября 2013 года.
↑
(неопр.)
.
www.1212.mn
. Дата обращения: 18 ноября 2023.
Максимальная территория кочевий
ойратских
(калмыцких) племён на Нижней Волге имела границы: на юге — до реки
Терек
, на севере — до города
Самары
, на западе — до реки
Дон
и на востоке — до реки
Яик (Урал)
. Постепенно ареал проживания уменьшился до границ современной
Калмыкии
. См.:
Вишнякова И. В.
от 25 июля 2012 на
Wayback Machine
// Востоковедные исследования на Алтае: сб. ст. — Барнаул, 2000. — С. 45—54.
Горохова Г. С.
«Алтан Тобчи» Лубсан Данзана как источник по средневековой истории ойратов // Калмыцкий научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики при Совете министров Калмыцкой АССР. Проблемы этногенеза калмыков — сб., Элиста, Республиканская типография Государственного комитета Калмыцкой АССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, 1984.
↑
Хойт С. К.
от 21 февраля 2019 на
Wayback Machine
// Молодёжь и наука: третье тысячелетие. Материалы II республиканской научно-практической конференции (Элиста, 30 ноября 2005 г.). — Элиста: Джангар, 2006. — С. 104—122.
Владимирцов Б. Я.
Поездка к кобдоским дэрбэтам летом 1908 г. // Работы по истории и этнографии монгольских народов. — М.: Вост. лит., 2002. — С. 88—89.
↑
Владимирцов Б. Я.
Поездка к кобдоским дэрбэтам… — С. 81—83.
Позднеев А. М.
Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. — СПб.: ИАН, 1887. — С. 235—238.
Владимирцов Б. Я.
Поездка к кобдоским дэрбэтам… — С. 79—80.
Литература
История Калмыкии с древнейших времен до наших дней в 3 томах., том 2, том 3. Коллективная монография. — Элиста: Герел, 2009. — 752 с.
Эрдниев У. Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки. 3-е изд., перераб. и доп. — Элиста: Калм. кн. изд-во. 1985. — 282 с.
Авляев Г. О. ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА. — 2-е изд., перераб. и исправл, Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. 325 с.
Рашид ад — Дин «Сборник летописей». М.; Л., 1952. Т. 1. Кн. 1., 2.
«Сокровенное сказание монголов»
«Илэтхэл шастир». Москва, «НАУКА», Главная редакция восточной литературы, 1990 г.
«Сказание о Дербен — ойратах» (Ойратская летопись XVIII века в редакции торгудского эмчи Габан Шараба, а также в более поздней редакции хошудо-хойтского нойона Батур Убаши Тюменя сделанной в XIX веке).
«Алтан Тобчи» — Монгольская историческая летопись XVII века.
Митиров А. Г. «Ойраты — Калмыки: Века и поколения», Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1988 г.
Пальмов Н. Н. «Материалы по истории калмыцкого народа за период пребывания в пределах России», Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 2007 г.
Владимирцов Б. Я.
Отчёт о командировке к дэрбэтам Кобдинского округа летом 1908 г. // Работы по истории и этнографии монгольских народов. — М., 2002. — С. 51—61.
Владимирцов Б. Я. Поездка к кобдоским дэрбэтам летом 1908 г. // Работы по истории и этнографии монгольских народов. — М., 2002. — С. 68—91.
Дарбакова В. П. Некоторые традиции в сфере семейной обрядности дербетов МНР // Этнографический сборник. Вып. 1. — Элиста, 1976.
Хойт С. К.
.
[hamagmongol.narod.ru/library/khoyt_2008_r.htm
Хойт С. К.
Антропологические характеристики калмыков по данным исследователей XVIII—XIX вв. // Вестник Прикаспия: археология, история, этнография. № 1. Элиста: Изд-во КГУ, 2008. с. 220—243.]
[hamagmongol.narod.ru/library/khoyt_2012_r.htm
Хойт С. К.
Калмыки в работах антропологов первой половины XX вв. // Вестник Прикаспия: археология, история, этнография. № 3, 2012. с. 215—245.]
Рашид ад-дин. Сборник летописей. М.; Л., 1952. Т. 1. Кн. 1. С. 257.
Хойт С. К.
Хойт С. К.
// Международная научная конференция «Сетевое востоковедение: образование, наука, культура», 7-10 декабря 2017 г.: материалы. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2017. с. 286—289.
1
этногруппы, частично или полностью проживающие в
КНР
и объединяемые там под названием «
монголы
»
2
этногруппы, в формированиии которых приняли участие монголы
3
этногруппы смешанного тюрко-монгольского происхождения
См.
Население Монголии
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны
неавторитетными источниками
или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки
ссылками на соответствующие правилам сайты
или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).