Барре, Мохамед Сиад
- 1 year ago
- 0
- 0
Ахмед Мохамед Абдулрахман Бабу́ ( Abdulrahman Mohamed Babu ; 22 сентября 1924 — 5 августа 1996) — танзанийский политический деятель с Занзибара , марксист и панафриканский националист, сыгравший важную роль в Занзибарской революции 1964 года и занимавший пост министра при Джулиусе Ньерере после того, как остров был объединен с материковой Танганьикой в Танзанию . В 1972 году заключён в тюрьму, но после освобождения по итогу международной кампании солидарности оставался ярым критиком империализма , авторитарных государств и чрезмерно этатистских (как и частнокапиталистических ) моделей развития.
Абдулрахман Мохамед Бабу родился в сентябре 1924 года на Занзибаре , Восточная Африка — тогдашнем британском протекторате, находившемся под номинальным контролем потомственного султана. Экономика острова была сосредоточена на экспорте гвоздики и кокосов, а его население включало арабов, африканцев и индийцев . После службы в британских войсках во время Второй мировой войны окончил Университетский колледж и работал клерком на гвоздичной плантации, а с 1951 года учился в Лондонском университете в Великобритании, где его сначала привлёк анархо-коммунизм , а затем марксизм-ленинизм . Изучал философию, журналистику, литературу.
Под влиянием подъема антиколониальных движений и под впечатлением растущей мощи Союза Советских Социалистических Республик Бабу с головой ушел в национально-освободительное движение за независимость . В 1957 году он стал лидером первой массовой политической силы на острове — Националистической партии Занзибара (ЗНП). В 1958 году присутствовал на Всеафриканской конференции народов в Аккре (Гана), где встретился с Кваме Нкрумой , Францем Фаноном и Патрисом Лумумбой . Затем Бабу в 1959 году посетил Китай Мао Цзэдуна и наладил тесные отношения с китайским руководством, за что британцы считали его «самым известным синофилом» в его регионе .
Бабу был на два года брошен британцами в тюрьму за свою политическую деятельность. После обретения независимости в 1962 году правительство было передано консервативной коалиции, состоящей из правого крыла ЗНП и отколовшейся Партии Афро-ширази (АШП) Абейда Каруме , которая сохранила султана в качестве конституционного монарха . Левое крыло ЗНП, в том числе вышедший на свободу Бабу, порвали с феодально-буржуазной верхушкой партии и сформировали революционную партию «Умма» с массовой базой из представителей разных расовых групп. После завоевания независимости партия «Умма» была запрещена, а Бабу был вынужден отправиться в политическую эмиграцию в Танганьику.
В начале 1964 года вна Занзибаре спыхнули массовые беспорядки, в которых партия «Умма» сыграла ключевую роль, примечательную тем, что «не давала революции принять расовый характер, то есть африканский против арабского» . Это позволило сохранить лицо перед правительством Ньерере, которое было в ужасе от сцен массовых убийств и изнасилований лиц арабского и южноазиатского происхождения, тысячи которых погибли из-за призывов главного провокатора революции, африканского националиста из АШП , убить всех арабов в возрасте от 18 до 25 лет. Это вынудило до 75 % занзибарцев, предками которых были арабы, азиаты и жители Коморских островов, покинуть свою родину, где их семьи могли жить многие века.
Новое правительство — Революционный совет Народной Республики Занзибара и Пембы — было сформировано партиями Афро-Ширази и Умма с Абейдом Каруме в качестве президента, Абдулой Кассимом Ханги в качестве премьер-министра и Бабу в качестве министра иностранных дел и обороны. Под давлением Великобритании Каруме добился слияния Занзибара и Танганьики в апреле 1964 года, хотя этот шаг не имел особой поддержки ни в его правительстве, ни в народе.
Бабу был среди прогрессивных левых членов правительства Занзибара, которые остались в новом кабинете министров Объединённой Республики Танзания в Дар-эс-Саламе . Его прокоммунистические симпатии, в частности сохранявшиеся связи и идеологическая близость с КНР и агентством новостей Синьхуа , сделали его хорошим каналом связи с Пекином . Его встреча в июле 1964 года на втором саммите Организации африканского единства (ОАЕ) в Каире с Малкольмом Иксом могла оказать на того влияние .
Это также позволило Бабу сыграть ключевую роль в создании Танзамской железной дороги (ТАЗАРА) при китайской помощи. Джулиус Ньерере хотел развивать взаимовыгодные связи с Китаем, и Бабу был назначен главой торговой делегации, которая предшествовала президентской делегации Ньерере в КНР в 1964 году. Благодаря своему личному опыту общения с китайцами и близости к их марксистско-ленинской модели развития, Бабу перехватил инициативу и упомянул о трудностях, с которыми столкнулось его правительство, пытаясь обеспечить финансирование железной дороги ТАЗАРА .
1 июля 1965 года китайское правительство сделало твёрдое предложение предоставить правительствам Танзании и Замбии связанную помощь на сумму 75 и 150 миллионов фунтов стерлингов, чтобы они могли построить железнодорожную линию . Еще одним результатом поездки Бабу стало торговое соглашение (отдельное от соглашения о помощи в размере 11 миллионов фунтов стерлингов) на сумму 5 миллионов фунтов стерлингов в год в течение пяти лет. По этому соглашению танзанийцы должны были покупать у китайцев всё, что могли себе позволить, а те должны были покупать у Танзании на 5 миллионов фунтов стерлингов в год.
Бабу отвергал модель африканского социализма Ньерере, считая её неспособной решить проблемы зависимости Танзании от экспорта сырья и колониального наследия, воспроизводящей в своей аграрной политике довольно ортодоксальный курс под прикрытием радикализма «Уджамаа», и критиковал безответственную и неустойчивую национализацию , особенно малых предприятий, часто принадлежащих индийскому меньшинству . По его мнению, поскольку ключевой задачей было развитие производительных сил таким образом, чтобы положить конец неоколониальным моделям, дислокация производства, неспособность обеспечить финансирование сельских жителей и стремление к «более справедливой» интеграции в мировой капитализм, обрекали попытки Ньерере модернизировать страну на неудачу .
В апреле 1972 года Бабу был выведен из состава правительства после того, как Каруме (на тот момент — вице-президент Танзании) был убит во время игры в настольную игру бао в штаб-квартире своей партии АШП. Несмотря на отсутствие чётких доказательств, Бабу вместе с 40 другими членами партии «Умма» были арестованы по обвинению в причастности к заговору против вице-президента Каруме. Три года спустя Бабу был вынесен смертный приговор, но в конце концов он был выпущен на свободу под давлением международной кампании в его поддержку . В 1978 году Бабу и еще 12 заключенных, удерживаемых на материке, были освобождены Ньерере по амнистии.
В своей известной книге «Социалистическая Африка или африканский социализм» ( Socialist Africa or African Socialism ), написанной во время пребывания в тюрьме, а также трудах, вышедших после освобождения, Бабу подчеркивал важность коренных экономических перемен. По его словам, ключевое значение имели внутренние изменения в стране, а не изменения в глобальной среде, что это требовало тщательного управления противоречиями среди народа, включая , как советовал Мао Цзэдун .
В своем «Открытом письме Роберту Мугабе » , написанном в 1980 году, Бабу утверждал, что опыт показал, что «захват государствами существующих жизнеспособных ферм» «неизменно приводил к почти полному коллапсу сельскохозяйственного производства и вынуждал соответствующие страны брать на себя тяжелые внешние долги, чтобы импортировать продукты питания» . Он утверждал, что государство должно поощрять кооперативы, а не крестьянские фермы, наряду с крупными коммерческими фермами, принадлежащими белым, обязывая последние поддерживать первые и отделять более прогрессивных белых фермеров от «реакционеров». Рост доходов в сельской местности будет стимулировать внутренний рынок, что поспособствует индустриализации.
Он также неоднократно выступал против авторитарных постколониальных государств и выступал за подлинную демократию, которую он считал противоположностью капитализму и империализму . Свою цель он формулировал как «социалистическую и единую Африку».
Большую часть жизни после освобождения правительством Ньерере Бабу жил в Соединенных Штатах Америки или Великобритании , но продолжал участвовать в африканской политике, включая усилия по созданию альтернативы неолиберализму , академическую и журналистскую работу в Лондоне . Тем не менее, он вернулся в Танзанию в 1995 году, чтобы баллотироваться в качестве кандидата от партии Национальная конвенция за строительство и реформы — Магеузи (NCCR-Mageuzi) — идеологически неоднородного формирования оппозиции, которое участвовало в первых многопартийных выборах за десятилетия . Однако старые обвинения против Бабу и последующая судимость позволили Избирательной комиссии отклонить его заявку на пост вице-президента .
Бабу умер в возрасте 72 лет 5 августа 1996 года в лондонской грудной больнице после непродолжительной болезни.