Interested Article - Белоцветов, Николай Николаевич

Никола́й Никола́евич Белоцве́тов ( 1892 или 3 [15] мая 1892 , Санкт-Петербург 1950 или 12 мая 1950 , Мюльхайм-ан-дер-Рур , Северный Рейн-Вестфалия ) — русский и немецкий поэт , переводчик , публицист , религиозный философ .

Биография

Николай Белоцветов родился 15 (3 по старому стилю) мая 1892 года в Санкт-Петербурге.

Ещё в детстве заинтересовался западноевропейскими языками и искусством. На формирование Белоцветова значительное влияние оказала немецкая культура, которая была определяющей в его образовании. В ранние годы не раз вместе с семьёй посещал Германию , Италию , Париж . Свободно владел семью языками, в том числе древнегреческим и латынью . Летом семья жила в Царском Селе .

На его духовное формирование заметно повлияло знакомство с философией , в частности с учением русского поэта и мистика Владимира Соловьёва о Софии — метафизической сущности, воплощающей в себе Божественную Премудрость. С 1912 года был членом Российского антропософского общества. В 1915 году создал цикл философских лекций «Религия творческой воли»: «Над истиной и заблуждением (проблема теории знания)», «О постоянной ценности (проблема этики)», «Голос миров (проблема религии)», «Возвращение Заратустры (религиозная этика будущей культуры)». Они были выпущены отдельной книгой в том же году под тем же названием в Петрограде .

Окончил философский факультет Санкт-Петербургского университета . В 1916 году окончил Михайловское артиллерийское училище .

Участвовал в Первой мировой войне , был награждён Георгиевским крестом . Командовал батареей . В 1917 года попал под немецкую газовую атаку под Динабургом , после чего вернулся в Петроград .

Вплоть до 1920 года продолжал участвовать в работе московских и петроградских антропософских кружков . В 1918 году прочитал цикл лекций в московском отделении антропософского общества, позже изданных как «Книга о русском Граале» .

В 1920 году вместе с первой женой покинул Советскую Россию , переплыв финскую границу на рыбацкой лодке, перебравшись сначала в Ригу , а в 1921 году — в Берлин , где жили его родители . Жизнь Белоцветова в Германии была достаточно свободной благодаря иностранным капиталам, которые были накоплены отцом в рамках страховой деятельности .

23 марта 1928 года создал в Берлине антропософский кружок, которым руководила жена Белоцветова .

В 1932 году расстался с первой женой. В марте 1933 года, после того как к власти в Германии пришла НСДАП , начавшая гонения на православную церковь и интеллигенцию, перебрался из Берлина в Таллин , а оттуда в Ригу, где вскоре женился на Анне Штокмар, участнице его берлинского антропософского кружка. Был руководителем рижской группы антропософов .

В марте 1941 года благодаря заключённому между СССР и Германией договору о ненападении покинул Ригу, к тому времени ставшую советской, и перебрался в Германию: он был выпущен за границу по программе репатриации прибалтийских немцев , к которым принадлежала жена Белоцветова . В июне того же года поселился в Штутгарте . Получил гражданство Германии .

Последнее десятилетие жизни Белоцветов провёл в очень скромных условиях, был вынужден зарабатывать полулегальной починкой плащей . В 1943 году во время мобилизации по состоянию здоровья был признан негодным для службы в нацистской немецкой армии . Во время войны с уверенностью говорил о том, что советские войска возьмут Берлин . Был разочарован тем, что в кругах русской эмиграции не знали о духовной жизни современного СССР .

В 1946 году перебрался в Мюльхайм-ан-дер-Рур . В 1947 году перешёл в католичество . В последние годы тяжело болел .

Умер 12 мая 1950 года в Мюльхайм-ан-дер-Руре от онкологического заболевания .

Литературная деятельность

Поэт Ангел Силезский, чьи стихи вышли сборником в переводе Николая Белоцветова

Начал писать стихи ещё во время учёбы. В ранних дневниках Белоцветова встречаются шуточные басни .

Первая публикация Белоцветова состоялась в 1915 году: шесть его стихотворений были опубликованы в петроградском сборнике «Перун», среди авторов которого были Сергей Городецкий и Николай Бруни .

В 1921 году, перебравшись в Берлин, издал две книги: «Коммуна пролетарских миссионеров» (отрывки от неоконченного романа «Михаил») и «Пути России» .

В 1926 году в берлинском издательстве «Гамаюн» был опубликован сборник переведённых Белоцветовым стихов «Избранные двустишия из Херувимского Странника», принадлежавших перу немецкого поэта-мистика XVII века Иоганна Шеффлера, выступавшего под псевдонимом Ангел Силезский . Кроме того, переводил Иоганна Вольфганга Гёте и Фридриха Ницше .

Обложка второго стихотворного сборника Николая Белоцветова «Шелест»

Также Белоцветов перевёл четыре драмы-мистерии немецкого философа Рудольфа Штейнера , с которым встречался в Берлине, а в 1932 году прочёл в немецкой столице лекцию, посвящённую его антропософскому учению. В Берлине участвовал в литературном объединении «Кружок Татариновой», который возглавлял литературовед и критик Юрий Айхенвальд . С марта 1928 по март 1933 года был членом «Клуба поэтов», участвовал в его коллективных сборниках «Новоселье» (1931), «Роща» (1932), «Невод» (1933), выступал на публичных литературных чтениях. Параллельно в 1929—1931 годах участвовал в деятельности рижского литературного объединения «На струге слов». Публиковался в журналах «Перезвоны», «Числа», «Современные записки», «Русские записки», «Журнал содружества» .

В 1930 году выпустил первый стихотворный сборник «Дикий мёд» .

После переезда из Берлина в Латвию участвовал в литературной жизни Риги и Таллина. В Риге под псевдонимом Фёдор Короткий опубликовал «Песню о Григории Распутине », которая была пародийно стилизована под фольклор .

В 1936 году опубликовал в Риге второй поэтический сборник «Шелест» . Тогда же стихи Белоцветова вошли в антологию русской эмигрантской поэзии «Якорь» .

Ещё в берлинский период биографии параллельно писал стихи, рассказы, пьесы на немецком языке , делал литературные переводы .

В 1953 году вторая жена Белоцветова издала сборник стихотворений «Жатва», в который вошла часть произведений из двух предыдущих книг . Тогда же его стихи были включены в антологию «На Западе», выпущенную в Нью-Йорке .

Особенности творчества

Белоцветов не был приверженцем авангардных поэтических течений. Его ранние стихи отмечены влиянием символистской поэзии, в частности Александра Блока . В дальнейшем строго следовал классической стихотворной традиции, однако критик Модест Гофман обнаружил в поэзии Белоцветова влияние не только Александра Пушкина и Фёдора Тютчева , но и Андрея Белого .

Творчество Белоцветова испытывает значительное влияние его философского, мистического мировосприятия, усиливавшееся со временем . Поэт Юрий Иваск отмечает совершенство формального выражения мистических представлений Белоцветова, проводя аналогии с Райнером Марией Рильке и Осипом Мандельштамом .

Биограф Александр Филей отмечает, что в стихах Белоцветова нередко встречается кольцевая композиция, в которой «ощущается некий отстранённый невысказанный смысловой сегмент, который внутренне присутствует в тонкой, мастерски построенной музыкальности стиха» .

Особенное место в наследии Белоцветова в стилистическом контексте занимает «Песня о Григории Распутине», посвящённая российским событиям 1916 года, в которой Белоцветов для создания сатирического эффекта использует широкий арсенал смысловых, ритмических и композиционных приёмов .

Критика

Уже первый сборник Белоцветова «Слово» (1930) заслужил внимание эмигрантской прессы. Критик Модест Гофман отмечал значительность культурного содержания его поэзии, большое чувство меры и такта. Николай Оцуп констатировал, что творчество Белоцветова далеко не равноценно, однако благодаря строгому отношению к себе он может прийти к своему стилю .

Поэт Юрий Иваск ценил второй сборник Белоцветова «Шелест» (1936) выше первого: по его мнению, в него вошли лучшие его произведения . Этот сборник заметили критики не только в Прибалтике , где тогда жил поэт, но и в Китае : в 1937 году рецензия вышла в журнале « Рубеж », издававшемся в Харбине и Шанхае . Критик Михаил Цетлин писал о сборнике в « Современных записках »: «Элегическая грусть, певучая и не лишённая нарядности, лучше всего удается Н. Белоцветову» .

По мнению Иваска, сильное влияние на творчество Белоцветова оказали его «антропософские медитации» :

В этом его сила, но также и слабость: сила в чистоте тона, а слабость в том, что в слышимой им музыке было мало человеческого. Он всегда пребывал в высших сумерках бытия, где прислушивался не только к ангелам, но и к демонам.

Библиография

Философские произведения

  • Религия творческой воли: четыре лекции о культуре будущего, читанные в Русском Антропософическом обществе в 1915. Петроград, 1915.
  • Книга о Русском Граале: [машинопись]. [1918].
  • Пути России. Берлин, 1921.
  • Духолюбие. Рига, 1932.
  • Die Anthroposophieals Phanomen. Stuttgart, 1981.

Литературные произведения

  • Коммуна пролетарских миссионеров. Берлин, [1921].
  • Ангел Силезский. Избранные двустишия из Херувимского Странника / Перевод Николая Белоцветова. Берлин, 1926.
  • Дикий мёд. Стихи. Берлин, 1930.
  • Фёдор Короткий. Песня о Григории Распутине. [Рига], [1934].
  • Шелест. Второй сборник стихов. Рига, 1936.
  • Жатва. Третья книга стихов. Париж, 1953.
  • Дневник изгнания: стихотворения и переводы / сост. Ф. Полякова. Франкфурт-на-Майне, 2005.
  • Небесный хор: Стихотворения. Рудня — Смоленск, 2009.

Архив Белоцветова хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки .

Семья

Отец Николай Алексеевич Белоцветов (в центре) с братьями Всеволодом и Сергеем

Дед по отцовской линии — Алексей Васильевич Белоцветов, протоиерей из города Киржач Владимирской губернии, духовный писатель .

Отец — Николай Алексеевич Белоцветов (1863—1935), директор страхового товарищества «Саламандра», впоследствии основатель одноимённой рижской типографии, издатель газеты «Слово», журнала «Перезвоны», альманаха «Мансарда» .

Мать — Варвара Андреевна Белоцветова (в девичестве Тикстон) , происходила из семьи предпринимателей- англичан .

В семье также были три сестры Екатерина, Елена, Людмила и брат Андрей, впоследствии переехавшие в США .

Первая жена — Мария Белоцветова (в девичестве Лейтнеккер-Дембская), дочь польского аристократа. После развода в 1932 году вышла замуж за друга Белоцветова философа Валентина Томберга .

Вторая жена — Анна Фёдоровна Белоцветова (в девичестве Штокмар). Поженились 30 июня 1933 года, вырастили дочь .

Примечания

  1. Nikolaj Nikolaevič Belocvetov // (польск.)
  2. Поляков Ф. Б. Белоцветов Николай Николаевич // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. В 3 тт. — М. : ОЛМА-Пресс Инвест, 2005. — Т. 1 . — С. 192-193 .
  3. Александр Филей. . Русские в Латвии . Дата обращения: 11 мая 2021. 12 мая 2021 года.
  4. Петровская О. Н. Камера-обскура в военно-революционном Невеле. Дневник эмигранта, 1916–1917 годы // Шестые Псковские региональные краеведческие чтения (Печоры. 9–11 октября 2015 г.) / Ред.-сост. Т. В. Вересова. — Псков — М., 2016. — Т. II . — С. 304-318 .
  5. Виктор Кудрявцев. Орфей в преисподней // Николай Белоцветов. Небесный хор. — Рудня — Смоленск: Мнемозина, 2009.
  6. Александр Филей. Русское антропософское движение . Дата обращения: 11 мая 2021. 11 мая 2021 года.
  7. Diana Oboleńska. // Slavia Orientalis. — 2011. — Т. LX , № 4 . — С. 481-493 . 12 мая 2021 года.
  8. . www.vekperevoda.com . Дата обращения: 11 мая 2021. 16 января 2020 года.
  9. Иваск Ю. Белоцветов (1896–1950) // Новый журнал . — 1950. — № 24 . — С. 225-227 .
Источник —

Same as Белоцветов, Николай Николаевич