Interested Article - Гариби

Гариби ( азерб. Qəribi ) — азербайджанский поэт XVI века , член тариката Сефевие , придворный поэт Исмаила I .

Биография

Гариби родился в семье суфия Хаджи Муслихаддина Эмир-хана из племени манташа, наместника шейха Сефиаддина в округе , который был его наследственной резиденцией. Согласно самому поэту, его отец был образован и набожен, а также богатым и имел особенный социальный статус. Гариби получил раннее введение в мистический путь от своего отца, обучение, которое было прервано смертью последнего, когда Гариби было десять лет, из-за преследований кызылбашей во время правления османского султана Селима I . Отец Гариби был казнен после показательный процесс, проведённой суннитскими улемами . После этого Гариби присоединился к ордену Сефевие , став придворным поэтом шаха Исмаила I . В 1520-х годах он находился в Османской империи , что указывает на то, что он являлся аффилированным лицом Сефевидов действующим на этих землях .

Творчество

Гариби известен своим диваном и трактатом о религиозной полемике на азербайджанском языке под названием «Hekayat-e Yohanna » ( «История Ионы» ; не путать с Книгой пророка Ионы ), посвящённый шаху Тахмасибу I . В произведении восхваляется правление шаха, а также его отца — Исмаила I , чью мессианскую поэзию Гариби многократно имитирует в форме перифраз и мухаммасов . Работа была написана в промежутке 1558 и 1576 годов . Произведение Гариби имеет и другие варианты на арабском ( «Alzam al-navaseb» ) и персидском языках ( «Resala-ye Yohanna» ), но неполные и в обоих отсутствует конец. Версия Гариби же является самой ранней .

Схема версий «Истории Ионы»

В произведении главным героем является еврей из Египта по имени Иона, принявший ислам . Он сталкивается с суннитскими учёными в религиозной полемике и побеждает их. Есть много шиитских тезисов в работе, к которым относятся: поддержка идеи свободы воли над предопределением, рациональные доказательства превосходства Али ибн Абу Талиба , последняя воля пророка Мухаммеда , наследство его семьи (то есть случай с садом , который Абу Бакр ас-Сиддик конфисковал у его дочери Фатимы , хотя он был оставлен ей пророком и то, как Умар ибн аль-Хаттаб разорвал завещание Мухаммеда , доказывающий её право собственности), назначение Али Мухаммедом в Гадир Хумме и преемственность после пророка, преступления первых трех халифов, последняя военная кампания под руководством Усамы ибн Зейда во времена пророка и эпизод, рассказывающий о том, как Абу Бакр и Умар не захотели участвовать в этом (так как получили известие от Аиши о надвигающейся смерти Мухаммеда ) , критика и противоречия между четырьмя суннитскими течениями и правовой статус немусульман . В истории Гариби также цитирует Шейха Сефиаддина , где он говорит о завещании пророка Мухаммеда . Он апеллировал к кызылбашам , которые, были более восприимчивы к антиномическому экстазу в поэтическом языке .

Наиболее очевидное различие между Гариби и арабской и персидской версиями «Истории Ионы» заключается во включении первой в повествование азербайджанской поэзии , а также в том, что само повествование является частью рукописи, большая часть которой состоит из азербайджанских стихов. Эта поэзия имеет мессианский, прозелитический нравственный облик, связанный с перформативным , публичным, гомилетическим и экстатическим устным контекстом. В произведении так же прослеживается влияние поэзии шаха Исмаила I и представлены его газели . Работа Гариби была продуктом очень разностороннего и многогранного религиозного дискурса Сефевидов , варьирующегося от явно мессианского до научного, дружественного истеблишмента, до попыток переформулировать мессианский нравственного облика. Он успешно сочетал теологический и законнический дискурс шиитов-имамитов с мессианским суфизмом .

Примечания

  1. , p. 217.
  2. , p. 218.
  3. , p. 211.
  4. , p. 216.
  5. , p. 220.
  6. , p. 221.
  7. , p. 223.
  8. , p. 224.
  9. , p. 229.

Литература

  • Ferenc Csirkés. Popular Religiosity and Vernacular Turkic: A Qezelbash Catechism from Safavid Iran // Safavid Persia in the Age of Empires. — Sabancı University, Istanbul, 2021. — P. 211—239.
Источник —

Same as Гариби