Маккей, Алистер
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр (Алистер) Гатри Деннистон ( англ. Alexander (Alastair) Guthrie Denniston ; 1 декабря 1881 , Гринок , Шотландия , Великобритания — 1 января 1961 , Лимингтон , Гэмпшир , Англия , Великобритания ) — британский криптограф, первый директор спецслужбы « Центр правительственной связи », занимавший этот пост в 1919−1942 годах . Бронзовый призёр Олимпийских игр 1908 года ( хоккей на траве ) .
Алистер (по документам — Александр ) Деннистон родился в Гриноке (Шотландия) в семье врача, получил образование в Боннском и Парижском университетах .
Играл в хоккей на траве за «Карфу» из Глазго и «Эдинбург». В 1908 году вошёл в состав сборной Шотландии по хоккею на траве на летних Олимпийских играх в Лондоне и завоевал бронзовую медаль, которая пошла в зачёт Великобритании. Играл на позиции полузащитника, провёл 2 матча, пропустил 6 мячей (все — от сборной Англии ).
Во время первой мировой войны Деннистон принимал участие в создании Комнаты 40 — криптографической службы Адмиралтейства, и занимал должность заместителя её директора :8 . После войны Деннистон в звании капитана 3-го ранга перешёл на работу в Оксфордский университет, где преподавал немецкий язык. В 1919 году Комната 40 была расформирована, и на её базе, а также базе криптографического подразделения разведки британской армии MI1b была сформирована «Правительственная школа кодирования и шифрования», ПШКШ ( Government Code and Cypher School , GC&CS, в 1946 году переименована в Центр правительственной связи ( Government Communications Headquarters, GCHQ ) ), руководителем которой был назначен Алистер Деннистон. Изначально ПШКШ была под контролем Адмиралтейства и располагалась в Лондоне . Функции школы официально заключались в «консультировании государственных ведомств по поводу безопасности кодов и шифров и оказании помощи в их предоставлении», но наряду с этим, ей было вменено в обязанности «изучить методы шифрования, используемые иностранными державами». В 1922 году по инициативе лорда Керзона ПШКШ была передана из Адмиралтейства под контроль министерства иностранных дел . С 1925 года ПШКШ и британская внешняя разведка MI6 располагались на соседних этажах одного здания, напротив Сент-Джеймсского парка .
В период с 1919 по 1939 годы ПШКШ проявляла мало интереса к радиоперехвату и ограничивалась в основном телеграфной перепиской иностранных представительств, располагавшихся на территории Великобритании, остальные вопросы были в ведении военных. Кроме того, руководство страны рассматривало криптоаналитиков в этот период не как радиоразведчиков, а как исследователей, подлежащих в военное время мобилизации в интересах вооружённых сил , поэтому в ПШКШ направляли не самых лучших специалистов. Лишь в 1939 году в преддверии начала второй мировой войны Деннистон привлёк к работе в ПШКШ преподавателей Оксфорда и Кембриджа , в том числе профессора Алана Тьюринга , Гордона Уэлчмана и шахматистов Стюарта Милнер-Берри и Конела Хью О’Донела Александера . Позже эту четвёрку прозвали «злыми дядьками» ( The Wicked Uncles ) за их вклад в криптографию. Наряду с кадровыми вопросами, Деннистон организовал развёртывание ПШКШ на новом месте — в Блетчли-парке , в 76 километрах к северу от Лондона. Выбор места был обусловлен удобным пересечением главных дорог, телеграфным сообщением и хорошим железнодорожным сообщением с Оксфордом и Кембриджем. Деннистон принимал участие в разработке технического проекта обустройства объекта и организации переезда. Блетчли-Парку было дано кодовое имя «Station X». После тщательной подготовки в августе 1939 года под прикрытием охотничьей компании специалисты по взлому кодов переехали Блетчли-Парк .
Наряду с подготовкой к перебазированию ПШКШ, Деннистон участвовал в сотрудничестве с польскими криптографическими службами . Летом 1939 года, когда стало ясно, что Польше вряд ли удастся остановить грядущее немецкое вторжение , руководство страны приняло решение передать часть криптографического оборудования, результатов исследований и файлов союзникам — Великобритании и Франции . 25 июля 1939 года по поручению польского Генерального штаба специалисты Бюро шифров показали представителям союзников свои достижения в криптоаналитике, в частности результаты взлома немецкой шифровальной машины « Энигма » . Криптоаналитики Франции и Великобритании сами не проводили исследований «Энигмы» вплоть до 1939 года, возможно, считая машину неуязвимой . От Великобритании во встрече участвовали Алистер Деннистон, и представитель Королевского флота Хэмфри Сэндвис, ответственный за радиоперехват и пеленгацию станций противника . Поляки обязались дать каждой стране реконструированную модель (копию) «Энигмы», а также часть польского оборудования, в том числе листы Зыгальского и Бомбу Реевского . Уже после оккупации Польши Германией, сотрудничество британских, французских и польских криптографов продолжалось, в том числе на базе под Парижем .
Деннистон руководил работой ПШКШ, пока не был госпитализирован в июне 1940 года из-за мочекаменной болезни. Оправившись от болезни, в 1941 году он вылетел в США для налаживания сотрудничества с американскими криптографами, включая Уильяма Фридмана . В конце 1941 года Деннистон переехал в Лондон, где сосредоточился на работе по взлому дипломатической переписки :10 .
Несмотря на полученную от поляков информацию по взлому «Энигмы», Деннистон по крайне мере до лета 1940 года занимал пессимистическую позицию в отношении возможностей взлома более сложного германского военно-морского шифра. Однажды Деннистон сказал руководителю Военно-морского отдела Блетчли-парка: «Знаете, немцы не думают, что вы читаете их сообщения, и я не ожидаю, что вы когда-либо это сделаете» . Но успехи А.Тьюринга и его команды опровергли пессимизм Деннистона.
Правительство Великобритании тщательно скрывало успехи в расшифровке немецких шифров как от противника, так и от руководства СССР . Так, для передачи сведений «Ультра» в СССР использовалась швейцарская организация , располагавшая по источником в верхах немецкого руководства. Информацию, полученную от Lucy, передавал в СССР резидент советской разведки в Швейцарии Шандор Радо .
В октябре 1941 года Тьюринг, Уэлчман, Милнер-Барри и Александер обратились, не уведомив Деннистона, напрямую к премьер-министру Черчиллю с письмом, в котором жаловались на нехватку кадров и медленное реагирование на их предыдущие запросы. В своём письме они также давали высокую оценку энергии и способностям командора . Черчилль отреагировал на это письмо незамедлительно, приказав своим подчинённым «действовать сегодня же» и предоставить криптоаналитикам всё, в чём они нуждались. За этим последовала реорганизация GC&CS в феврале 1942 года. Руководителем GC&CS был назначен Тревис, который осуществил решительную перестройку деятельности организации , а Деннистон продолжал службу до 1945 года в ранге заместителя директора по дипломатическим и коммерческим вопросам.
Деннистон вышел на пенсию в 1945 году, впоследствии преподавал французский и латынь в городе Литерхед .
Знаменитый американский криптограф Уильям Фридман позже писал дочери Деннистона: «Ваш отец был великим человеком, перед которым все англоязычные будут оставаться в долгу очень долго, если не всегда. Печально, что так мало людей точно знает, что он сделал …» :11 .
В 1917 году Алистер женился на подруге сотрудника Комнаты 40, Дороти Мери Джиллат . В браке у четы Деннистон было двое детей, сын и дочь. Их сын получил образование в Вестминстерской школе и Крайст-Чёрч , Оксфорд . После отставки Алистер был не в состоянии оплачивать обучение детей, и плату за обучение его сына внесли благотворители, а дочери пришлось покинуть школу из-за отсутствия средств . Впоследствии Робин занялся издательской деятельностью и в 2007 году опубликовал книгу «Тридцать секретных лет» ( Thirty Secret Years ) — биографию своего отца .
Деннистон — одним из персонажей фильма Мортена Тильдума « Игра в имитацию », вышедшего в 2014 году и получившего высокую оценку кинокритиков. Роль Деннистона исполняет актёр Чарльз Дэнс .