Interested Article - Козарчанка
- 2020-02-25
- 1
Козарчанка ( сербохорв. Козарчанка/ Kozarčanka , «Женщина из Козары ») — фотография периода Второй мировой войны , сделанная югославским фотографом русского происхождения Георгием «Жоржем» Скрыгиным . На фотографии изображена широко улыбающаяся югославская девушка-партизанка в пилотке-титовке и с пистолетом-пулеметом MP-40 на плече. «Козарчанка» приобрела большую популярность в Югославии и широко использовалась там в качестве символа: изображение было включено в учебники по истории, использовалось в военных монографиях и распространялось на плакатах.
Предыстория
В апреле 1941 года Королевство Югославия было оккупировано и раздроблено силами Оси под предводительством нацистской Германии . 10 апреля 1941 года было провозглашено создание Независимого государства Хорватия (НГХ) — марионеточного государства , включавшего в себя территорию современных Хорватии , Боснии-Герцеговины и части Сербии , под непосредственным управлением хорватских националистов (усташей) . Политика НГХ в отношении сербов заключалась в их массовом уничтожении , изгнании и насильственном ассимилировании . В ответ народы Югославии, в первую очередь сербы, начали формировать партизанские движения, одно из которых действовало под руководством Иосипа Броза Тито — лидера Коммунистической партии Югославии, и стало известно как Народно-освободительная армия Югославии . В декабре 1943 — январе 1944 годов 11-я Краинская бригада Народно-освободительной армии осуществляла атаки на немцев и усташей в районе Козары, в северной Боснии, чтобы оттянуть войска противника от партизан в Бании и на востоке Боснии, где силы Оси проводили антипартизанские операции .
Фотография и её объект
Зимой 1943—44 годов гастролирующая труппа Театра народного освобождения встретила колонну партизан из 11-й Краинской бригады неподалёку от Козары . Балетмейстер труппы, Георгий «Жорж» Скрыгин , сын русского эмигранта, также был известным мастером художественной фотографии и не раз удостаивался многих престижных наград за свои снимки . Скрыгин попросил командира партизанской бригады дать ему сфотографировать девушку-партизанку. Командир отобрал пять санитарок, среди которых Скрыгин выбрал 17-летнюю Милю Тороман ( сербохорв. Milja Toroman ) . Тороман была боснийской сербкой из деревни Брекина, возле Дубицы , у подножия горы Козара . Скрыгин надел на девушку кофту, повесил ей на плечо винтовку, сдвинул набекрень её титовку с красной звездой и пригладил волосы. Сказав девушке улыбнуться , Скрыгин сделал снимок при помощи фотоаппарата Rolleiflex .
В 1968 году Скрыгин издал книгу под названием «Война и сцена», где фотография Мили Тороман названа «Козарчанка». Сопровождающая надпись, не упоминая имени объекта фото, гласит: «Молодая девушка попала в плен во время первого вражеского наступления. Ей удалось бежать, даже из Германии , и добраться до Козары, где она присоединилась к козарским вооруженным силам».
В 1946 году Миля Тороман вышла замуж за Перо Марина , который сражался в составе козарского партизанского отряда с 1941 года . Пара жила в Приедоре , где у неё родилось пятеро детей. В 2007 году Марин дала интервью, что во время съёмок ей совершенно не хотелось улыбаться из-за тягот войны, которые ей пришлось перенести . По словам Марин — это был единственный раз в жизни, когда она взяла в руки винтовку . В ноябре 2007 года Марин скончалась в возрасте 81 года .
Значение
После войны фото «Козарчанка» получило широкую известность, став одним из символов партизанского движения Югославии и, в особенности, героического сопротивления женщин-югославок . Образ женщины-партизанки активно использовался правительством Тито в качестве объединяющего начала в многокультурной стране . «Козарчанка» была включена в учебники истории, военные монографии и использовалась на плакатах . Однако, несмотря на популярность, личность девушки не раскрывалась, так как публикация точных сведений об обстоятельствах, при которых была сделана фотография, могла навредить её идеологической значимости. После первых многопартийных выборов в Югославии, а затем и её распада фото утратило идеологическое значение, и о личности Марин стало известно широким массам .
См. также
- Бурсач, Мария — медсестра, первая женщина — Народный герой Югославии.
- Хинеста, Марина — французская участница гражданской войны в Испании, запечатлённая на одной из самых знаменитых фотографий гражданской войны в Испании.
- Томашевич, Стана — активная участница партизанской войны в Югославии, фотомодель, первая женщина-посол Югославии.
Примечания
- , pp. 15–19.
- , pp. 355–358.
- , pp. 20–24.
- , pp. 141, 165, 186.
- ↑ , para. 1–4.
- , p. 40.
- , para. 1–3.
- ↑ , para. 1–7.
- , p. 36.
- , p. 29.
- , p. 218.
- ↑ , pp. 126–30.
- .
- ↑ , pp. 45–46.
Литература
- Арсеньев, Алексей. (неопр.) . — Фонд имени Д.С.Лихачева, 2012.
- Batinić, Jelena. (англ.) . — Cambridge: Cambridge University Press , 2015. — ISBN 978-1-107-09107-8 .
- Ćurguz, Dragutin; Vignjević, Milorad. (серб.) . — Prijedor: Nacionalni park Kozara, 1982.
- Kovačević, Dinka. (серб.) . — 2007.
- Lukić, Dragoje. (серб.) . — 2nd. — Belgrade: Narodna knjiga, 1984.
- Malić, Goran. Одлазак Жоржа Скригина (1910–1997): Мајстор простора и светлости (серб.) . — Belgrade: Politika, 1997.
- Milinović, Đuro; Karasijević, Drago. (серб.) . — Gradiška: Savez udruženja boraca NOR-a opštine, 1982.
- Duke University Press , 1987. — ISBN 978-0-8223-0773-0 . (англ.) . — Durham, North Carolina:
- R.R. (хорв.) . — 2007.
- Todić, Milanka. (серб.) / Lidija Merenik. — Belgrade: Faculty of Philosophy, University of Belgrade , 2013. — Т. 9.
- Vittorelli, Natascha. With or Without Gun: Staging Female Partisans in Socialist Yugoslavia // (неопр.) / Miranda Jakiša; Nikica Gilić. — Bielefeld, Germany: transcript Verlag, 2015. — ISBN 978-3-8394-2522-0 .
- Vucinich, Wayne S. The Second World War and Beyond // (неопр.) / Robert Joseph Kerner. — Berkeley: University of California Press – с помощью (требуется подписка) , 1949.
- 2020-02-25
- 1