Interested Article - In effigie
- 2020-09-29
- 1
In effigie ( лат. символически, в изображении) — термин, обозначающий, что некоторое действие (как правило, наказание ) осуществляется не с объектом действия, а с его символическим изображением.
История
В конце средних веков и в начале нового времени в случае, если преступник к моменту вынесения приговора умирал или не был пойман, казнь осуществлялась символически. Таким же образом приводился в исполнение приговор в отношении нематериальных сил ( чертей или демонов ) .
Наказания in effigie осуществлялись вплоть до начала XIX века . В XVI — XVII веках при этом вешали или предавали огню соломенную куклу, которая изображала осуждённого; в XVIII веке для обозначения преступника его имя писалось на табличке, которую палач прибивал гвоздями к виселице .
Описывается случай такой казни, применённой в отношении французского учёного и типографа Анри Этьенна , который в 1566 году был приговорён к сожжению вместе со своими книгами на Гревской площади . Этьенн, скрывавшийся в то время в горах Оверни , где ещё не сошёл снег, позже говорил о своей казни :
«Никогда не мерз я так, как во время моей казни в Париже».
В России данная казнь, в частности, была применена к Мазепе , его «набитую чучелу» протащили по городским улицам и повесили .
9 сентября 1813 года в Модене, которая входила в состав вассального Франции Королевства Италия , за государственную измену был заочно приговорён к смертной казни и конфискации имущества Паулуччи , через два дня состоялась символическая «казнь».
Этот способ казни применялся также в церковном судопроизводстве, особенно инквизицией , по отношению к еретикам , которых не удавалось захватить. Так, в 1521 г. в Риме был сожжён in effigie Лютер .
Термин может употребляться и по отношению к другим случаям символического совершения действия над изображением отсутствующего лица. Так, в Древнем Риме , если тело умершего раба , состоявшего членом ремесленного союза, несправедливо не было выдано хозяином или хозяйкой для погребения, а завещания он не оставил, ему устраивалось погребение in effigie , похоронные обряды совершались не над трупом, а над изображением умершего .
См. также
Примечания
- от 4 октября 2006 на Wayback Machine / Пусторослев П. П. Анализ понятия о преступлении. М., 1892.
- от 24 мая 2006 на Wayback Machine / Таганцев Н. С. Уголовное право (Общая часть). Часть 2. По изданию 1902 года.
- ↑ Рат-Вег И.
- Дмитрий Бантыш-Каменский . История Малой России от водворения славян в сей стране до уничтожения гетманства . Киев, 1903, стр. 401.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- от 13 марта 2008 на Wayback Machine / Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства.
- 2020-09-29
- 1