Норман, Джесси
- 1 year ago
- 0
- 0
Эйлерт Адельстен Норман ( норв. Eilert Adelsteen Normann , род. 1 мая 1848 г. остров Вогейя близ Будё — ум. 26 декабря 1918 г. Осло ) — норвежский художник-пейзажист.
После образования и нескольких лет в Дюссельдорфе он поселился в Берлине, где стал известным, и среди прочего император Вильгельм приобрел несколько его картин. Норманн черпал свои мотивы в основном из пейзажей Нурланна и фьордов Западной Норвегии .
Эйлерт Адельстин Норманн родился на Вогёйе в бывшей коммуне Будин , ныне Будё , в 1848 году. Его родителями были купец, шкипер и фермер Иоганн Норманн (1804—1862) и его вторая жена Софи Мари Дрейер (1815—1894). Школьное образование получил в Тронхейме и Бергене . После ранней смерти отца был отправлен матерью в 1869 году в Копенгаген , для получения там торгового образования. После посещения копенгагенских музеев юноша принимает решение стать художником. В том же году Норман поступает в художественную академию Дюссельдорфа . Здесь он учится живописи в классах Освальда Ахенбаха и позднее — Ойгена Дюкера . В 1870 году Норман женится на местной уроженке Катарине Вейтган (1845—1911, в этом браке родились пятеро детей), в 1871 году посещает Норвегию. Уже в 1872 картины А.Нормана выставляются в Дюссельдорфе и Копенгагене. В 1873 году он оканчивает своё обучение в Академии и затем покупает дом с садом в Дюссельдорфе, где рассчитывает обосноваться.
Достаточно быстро к А. Норману как к мастеру живописи пришёл успех. Его работы выставляются на Всемирных выставках в Вене (1873), а также в Лондоне и Берлине (1874), в 1876 в Филадельфии. После выставки в британской Королевской академии художник в 1874 был награждён медалью Альберта-Эдуарда, и снова в 1877 — серебряной медалью. В 1878 картины А. Нормана представлены на Всемирной выставке в Париже. В 1884, после экспозиции в Парижском салоне, одна из его работ была премирована серебряной медалью, в 1889 другая картина получила бронзовую медаль. Полотна А. Нормана выставлялись в музеях и картинных галереях Гётеборга (1881), Бостона (1883), Будапешта (1884), Антверпена (1885), Версаля (1885), Мадрида (1892), Мюнхена (1904). Среди покупателей его работ следует назвать короля Швеции Оскара II , германского императора Вильгельма II , австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда .
В 1886 году семья А. Нормана посещает его родительский дом на острове Вогейя. В 1880 году художник переезжает в Берлин , в западной части которого открывает мастерскую. Норман вступает в Союз берлинских художников, близко знакомится с такими мастерами, как Макс Либерман , Вальтер Лейстиков и Франц Скарбина . В 1890-91 годах художник строит виллу в Норвегии, на Согне-фьорде, где проводит летние месяцы. Норман приобретает моторную лодку, с борта которой пишет свои полотна — создавая таким образом «вид со стороны моря». В 1892, приехав в Норвегию, мастер посещает выставку ещё никому не известного Эдварда Мунка и признаёт его талант. При посредничестве Нормана в Берлине организуется выставка работ Э. Мунка, где были представлены 55 картин последнего. Экспозиция эта вызвала скандал, так как полотна были не поняты и не приняты императорским двором и большой частью публики. Через несколько дней выставка была закрыта, тем не менее А. Норман сделал молодого Мунка известным в художественных кругах Европы. Несмотря на то, что император Вильгельм II не простил Норману защиту интересов Мунка, в 1914 он заказывает Адельстену монументальное полотно с видом на Линген-фьорд (впрочем, в связи с началом Первой мировой войны выполненная работа заказчику так и не поступила).
Кроме Германии и Скандинавии, А. Норман мало путешествовал. Известно, правда, что он бывал во Франции , в Провансе . В Берлине художник открывает школу живописи, при этом летние занятия проходили в Норвегии. Среди его студентов были преимущественно молодые девушки. От одной из них, Луизы Ростальски (1883—1954), у него в 1909 году родился сын. Желая после этого развестись с женой, Норман получил отказ и вступил в брак с Ростальски только после смерти своей первой супруги в 1911 году. Новая жена была младше художника на 35 лет. В 1917 году А. Норман — по состоянию здоровья — переезжает в Норвегию, где после продолжительной болезни умирает.
А.Норман работал над различными художественными темами, однако наибольшего успеха добился в пейзажной живописи, посвящённой родным ему ландшафтам северной и средней Норвегии, Лофотенских островов. Иногда использовал фотографии как основы для написания своих полотен. В течение его карьеры манера изображения у А. Нормана претерпела значительные изменения; в более поздний период творчества в работах художника ощущается влияние импрессионизма (использование более ярких, «светящихся» красок). С 1890-х годов, рисуя, работает также шпахтелем.
В 1943 году один из норвежских пейзажей А. Нормана (1876 года) был приобретён А.Гитлером для создаваемого им имперского музея искусств в Линце. В связи с этим многие музеи впоследствии не признавали работы художника «представляющими интерес». Национальная галерея в Осло лишь в 1996 году впервые приобрела одно из полотен А. Нормана.