Виханди, Аста Августовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Аста Нёррегор ( норв. Asta Nørregaard ; 13 августа 1853 года , Кристиания — 23 марта 1933 года , Осло) — норвежская художница — портретист , расписывала алтарь церкви Гьёвик (1882).
Аста Нёррегор родилась 13 августа 1853 года в Христиании (ныне город Осло), Норвегия . Была дочерью капитана пехоты Ханса Петера Нёррегора (Hans Peter Nørregaard, 1818—1872) и Элизы Якобины Хессельберг (Elise Jacobine Hesselberg, 1821—1853). Аста со старшей сестрой рано осиротели, обе также остались незамужними. Аста Нёррегор получила художественное образование в школе живописи Кнуда Бергслина , там же училась и другая норвежская художница, Гарриет Баккер . В 1875—1878 годах Аста Неррегаард училась живописи в Мюнхене у художника Эйлифа Петерссена .
В 1878 году вернулась на родину и два года училась в Осло, а в 1979 году на стипендию от Фонда Шеффера получала образование в Париже . Училась в Париже с 1879 по 1884 год. В Париже познакомилась с разными направлениями в живописи — с реализмом, живописью на плэнере и импрессионизмом. В годы жизни в Париже создала импрессионистские картины «Интерьер музыкального салона» (1885), религиозное полотно «В ожидании Христа» (L’attente de Christ), которое выставлялось на Парижском Салоне 1881 года.
После возвращения в 1885 году в Осло занималась портретной живописью. Нарисовала по заказам портреты норвежских теологов Йисле Кристиана Джонсона (1885, Gisle Christian Johnson 1822—1894) и Карла Пауля Каспари (Carl Paul Caspari, 1814—1892). В 1885 году создала портрет 22-летнего Эдварда Мунка , который был первым портретом художника.
В 1887—1889 годах художница путешествовала по Италии и Франции, писала жанровые картины, импрессионистские пейзажи, фигурные композиции: «Читающая женщина у окна» (1888, Lesende dame ved vindu), «Анджело» (1888, Angelo)), «Полуночная месса во французском монастыре» (1888-89, Midnattsmesse i et fransk kloster) «Жена фермера из Нормандии» (1887-89, Bondekone fra Normandie).
С 1890 по 1905 год она рисовала в основном портреты государственных лиц, ученых и политиков и др. Всего Нёррегор написала около 300 портретов в натуральную величину.
В 1911 году она за свой счет составила и издала четырёхтомный иллюстрированный каталог своих произведений «Портреты». В каталог вошли 116 портретов, из них 70 выполнены пастелью. К наиболее значительным работам-портретам художницы относятся написанные по нескольку раз портреты Кристиана Биркеланда и Мартины Каппелен Хьорт (1897), портреты Томаса и Элизабет Фирнли (1892), Харальда Лёвенскольда (1905), Нильса и Марии Андресен Бутенскён (1900, 1904).
Особенностью работ художницы было что, что она для помпезности и в знак признания мужественности и уважения писала мужские портреты масляной краской, а женские и детские портреты писала пастелью. По её мнению, пастельные тона дают возможность показать чистоту, женственность и детскую непосредственность изображаемых. Созданная художницей портретная галерея стала коллективным портретом элиты норвежского общества на рубеже XX века.
Аста Нёррегор скончалась 23 марта 1933 года в возрасте 79 лет.
В 1893, 1903, 1913 и 1925 годах в Blomqvist Kunsthandel прошли персональные выставки Неррегаард. Аста Нёррегор также принимала участие в групповых художественных выставках: с 1881 по 1882 год выставляла картины в Парижском салоне , в 1885 году — на Всемирной выставке в Антверпене , в 1889 году — в Париже . Рисовала пейзажи, интерьеры, портреты известных норвежских политических деятелей, ученых, писателей, художников, учителей; в 1882 году украшала алтарь церкви Гьёвик.
В 1980 годах Нёррегор представлялись на выставках в Осло (1980, 1998).
В 1920 году за свое творчество была удостоена Королевской медали За заслуги в золоте. Её работы ныне хранятся в Музее Мунка , Музее города Осло , Университете Осло , в национальной галерее в Осло и в частных коллекциях.