Барбаро, Иосафат
- 1 year ago
- 0
- 0
Вилла Барбаро в Мазере , Вилла Барбаро Басадонна Манин Джакомелли Вольпи ( итал. Villa Barbaro, Villa Barbaro Basadonna Manin Giacomelli Volpi ) — вилла , построенная по проекту выдающегося венецианского архитектора Андреа Палладио между 1558—1560 годами для известного гуманиста, патриарха Аквилеи Даниэле Барбаро и его брата Маркантонио . Располагается в провинции Тревизо области Венето . Своей славой вилла обязана фресковым росписям, выполненным в стиле тромплёй венецианским живописцем Паоло Веронезе . По разнообразию композиционных решений росписи не имеют себе равных в его творчестве . Комплекс построек виллы, в который также входит стоящий на отдалении «храмик» (Темпьетто; не путать с Темпьетто архитектора Браманте в Риме), в 1996 году был включен ЮНЕСКО вместе с другими виллами Палладио в регионе Венето в список объектов Всемирного наследия .
Вилла стоит на полпути к холмам Асоло, недалеко от источника, который, согласно традиции, был местом языческого поклонения, а затем — христианского храма, прежде чем стать частью семейного наследия Барбаро. Точное время строительства виллы неизвестно: одни историки датируют постройку периодом между 1560 и 1570 годами, другие относят завершение работ к 1558 либо к 1560 году: именно в этот год Палладио доставил Даниэле Барбаро чертежи для его работы над комментариями к трактату древнеримского архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре» ( лат. De architectura libri decem , 13 г. до н. э.) .
Даниэле Маттео Альвизе Барбаро (8 февраля 1514 — 13 апреля 1570) был прелатом, теологом и дипломатом, послом Венецианской республики в Англии, с 1550 года патриархом Аквилеи. Слава Барбаро в основном связана с его достижениями в области философии, искусства, литературы, математики и оптики. Выдающийся итальянский гуманист, он был учеником Пьетро Бембо , другом и поклонником Торквато Тассо , покровителем Андреа Палладио. Он также был архитектором, теоретиком архитектуры, переводчиком и комментатором Витрувия. Франческо Сансовино считал Даниэле одним из трёх, наряду с Палладио и отцом Франческо Якопо, лучших венецианских архитекторов. Даниэле Барбаро — утончённый человек, глубокий знаток античной архитектуры и наставник Палладио после смерти Джанджорджо Триссино в 1550 году. Палладио и Барбаро вместе посетили Рим , и архитектура виллы отражает их общий интерес к античным зданиям, которые они там изучали. В Риме в 1554 году они вместе завершали подготовку первого перевода и критического издания трактата «Об архитектуре» Витрувия .
Даниэле Барбаро в 1556 году осуществил перевод на итальянский язык и написал комментарии к трактату Витрувия (I dieci libri dell’architettura di M. Vitruvio tradutti et commentati da monsignor Barbaro. Venezia, 1556), а в 1567 году опубликовал исправленное итальянское издание и латинский текст с собственными комментариями под названием «M. Vitruvii de architectura, Venezia, 1567. Le illustrazioni dell’opera del Barbaro furono realizzate da Andrea Palladio». Оригинальные иллюстрации сочинения Витрувия не сохранились, а иллюстрации издания Барбаро были сделаны Андреа Палладио и награвированы Иоганном Кригером. Комментарий Барбаро важен не только в качестве примера изучения истории архитектуры, но и как вклад в область ренессансной эстетики в целом. Более ранние переводы были сделаны Фра Джованни Джокондо (1511) и Чезаре Чезариано (1521), но работа Барбаро считается наиболее точной. Барбаро объяснил некоторые из сложных технических разделов и прокомментировал отношения архитектуры и природы, но признавал, что теоретический и археологический опыт Палладио во многом способствовал успеху его работы . Весьма вероятно, что Даниэле работал вместе с Палладио над проектом виллы, который был завершён в 1557 году .
В последующие годы вилла переходила от потомков Маркантонио Барбаро к семье Тревизано, от них к Басадонне, затем к членам семьи Людовико Манин , последнего дожа Венецианской республики . В 1838 году владельцы продали виллу Джан Баттиста Колфераи, ранее арендовавшему отдельные помещения, но его наследники довели виллу до полного запустения. В 1850 году фриульский промышленник Санте Джакомелли приобрёл виллу Барбаро и произвёл тщательную реставрацию.
Во время Первой мировой войны в здании размещалось командование генерала Скиллачи. Армейские батареи вели огонь с холмов за рекой Пьяве , но здание чудом не пострадало. В 1934 году его приобрел Джузеппе Вольпи ди Мисурата, который доверил его заботе своей дочери Марины, она поселилась на вилле и на протяжении многих лет продолжала реставрационные работы. В последние годы на вилле Барбаро проживают наследники дочери Марины . К комплексу виллы относятся музей старинных карет и экипажей, собственные виноградники, под которые отведено 33 из 230 гектар поместья. Земли под культивирование винограда и производство вина были предусмотрены ещё проектом Палладио. Существующая ныне винодельня, производящая вино DOCG, названное в честь виллы, построена в 1850 году на холмах Асоло в отдалении от виллы. Вина, производимые здесь, относятся к категории Montello and Colli Asolani Denominazione di Origine Controllata|D.O.C. .
Личности обоих заказчиков, братьев Барбаро, несомненно, повлияли на архитектурный проект: стремление придать вилле сакральный смысл приписывают Даниэле, теологу, философу и патриарху Аквилеи, а проект нимфея , расположенного за виллой, — Маркантонио, энергичному политику и администратору, но в то же время тонкому знатоку истории архитектуры. Очевидно, что композиционным прообразом виллы Барбаро являются не венецианские виллы-фермы, а большие римские ренессансные загородные резиденции ( лат. Villa Suburbana ), такие как вилла Джулия (построенная в 1550—1555 годах Джакомо да Виньолой и Бартоломео Амманати в стиле маньеризма для папы Юлия III ) или Вилла д’Эсте , построенная Пирро Лигорио в Тиволи для кардинала Ипполито II д’Эсте (1560), которому Д. Барбаро посвятил своё издание трактата Витрувия .
Скульптурное оформление главного корпуса и сада в 1560—1562 годах осуществил Алессандро Витториа . Он же разработал интерьер стоящей на отдалении усадебной церкви оригинальной двубашенной композиции «Темпьетто». Эта постройка считается своеобразным творческим завещанием Палладио, его последней работой. По преданию, архитектор умер в Мазере, приехав посмотреть за ходом строительных работ.
Общая композиция виллы уникальна, она не повторяется, в отличие от других вилл Палладио. Полуциркульный нимфей с богатым скульптурным убранством в маньеристическом стиле , возможно, был создан самим Маркантонио Барбаро. Центральный корпус виллы значительно выделяется по сравнению с боковыми и типичными для Палладио крытыми гаререями-аркадами (прообразами которых являются сельские навесы для скота). Идеально симметричная композиция создаёт динамичный эффект угловой перспективы, если смотреть на виллу вдоль дороги, слегка изгибающейся у подножия холма. Высота фасада, возвышающаяся над низким подиумом, имеет интересные аналогии с фасадом храма Портуна на Бычьем форуме ( лат. Forum Boarium ) в Риме , проанализированном Палладио в тринадцатой главе последней из его четырех книг по архитектуре: четыре полуколонны ионического ордера поддерживают антаблемент , увенчанный тимпаном , заполненным скульптурным декором .
На фризе центрального корпуса читается посвятительный эпиграф «DAN•BARBARUS•PAT•AQUIL — ET•MARCUS•ANT•FR•FRANC•E». Боковые корпуса имеют высокие аттики , увенчанные треугольными фронтонами . На них расположены солнечные циферблаты: один, на западной стороне, отмечает время и начало времён года, другой, на востоке, — зодиакальный календарь, ежемесячно указывает дату вхождения Солнца в соответствующий знак Зодиака. От виллы спускается широкая лестница, окружённая садами, когда-то украшенными живыми изгородями из самшита, образующими элегантные узоры в соответствии с модой типично «итальянского сада» на нескольких высотных уровнях. Сады продолжаются за полукруглой экседрой с фонтаном Нептуна в центре, а ещё дальше — в обрамлённой деревьями аллее, ведущей к равнине.
Позади главного корпуса открывается «тайный сад» (il giardino segreto) с рыбным прудом и экседрой нимфея. Последний также напоминает структуру храма: вытянутый изогнутый фасад обогащён лепниной: букраниями, фестонами, херувимами и трофеями. Десять ниш украшены статуями, представляющими античных богов и героев. Четыре теламона поддерживают низкий антаблемент с волнообразным мотивом и над ним тимпан с херувимами и цветочными мотивами. В тимпане симметрично помещены два «таблинума» с текстом: «(Образы нежных и красивых женщин, проницательных и любезных, мастериц оружия, коней и птиц и воздух, умеренный и чистый, ласковые и сладкие ветры отпустят тебя: полный любви, гордости и богатства» (Volti di donne delicati e belli, uomini accorti e tratti a gentilezza, mastri in arme, in destrieri ed in uccelli e l’aere, temperato, e con chiarezza, soavi e dolci venti vi disserra: pien d’amore, d’onore e di ricchezza).
Внутренние помещения виллы Барбаро расписаны выдающимся венецианским живописцем Паоло Веронезе, причём он не просто украсил фресками стены, а создал то, что считается до настоящего времени одним из самых необычных произведений венецианского чинквеченто (шестнадцатого века). Сила и качество созданного художником иллюзорного живописного пространства, перекрывающего палладианскую архитектуру, даже дают основание предположить существование некоего художественного конфликта между росписью и архитектурой, тем более что Веронезе не упоминается в заголовке таблицы, посвящённой вилле Барбаро в трактате Палладио « Четыре книги об архитектуре ». Вероятно, сам Палладио предоставил Веронезе полную свободу в живописной концепции внутреннего пространства виллы .
Основная тема цикла росписей — «прославление жизни и молодости посредством античной мифологии и проникнутых классическим духом пейзажей» — типична для искусства итальянского Возрождения . Показательно также «вкрапление жанровых эпизодов в мир мифологических образов и аллегорий», что характерно для периода итальянского маньеризма . Кроме того замечено, что пейзажи , написанные в комнатах, взяты из серии офортов , опубликованных Иеронимом Коком в 1551 году, и из работ Джамбаттисты Питтони , появившихся в 1561 году. Таким образом, есть веские основания полагать, что Веронезе работал над циклом росписей между 1560 и 1561 годами .
Ещё одна характерная деталь: появляющиеся в композиции росписей как бы мимоходом выглядывающие из написанных на стенах дверей, окон и балюстрад реальные обитатели виллы. Так в одной из люнет «Зала Олимпа» изображена, по-видимому, хозяйка виллы, синьора Джустиниани-Барбаро со своей кормилицей, а в люнете напротив, возможно, два её сына . Пейзажи, видимые как бы сквозь пролёты в стенах и в просветах колоннад, люди, выходящие и входящие через мнимые двери, соотносят росписи Веронезе с традициями искусства квадратуры .
Первой вероятно была расписана фресками «Комната Олимпа», за ней последовали «Перекрёстная комната» (Sala a crociera) и два помещения, обращённые к фасаду, и другие малые помещения. Для «Перекрёстной комнаты» Веронезе создал сложную мнимую архитектуру с колоннами, барельефами и нишами, в которых фальшивые двери населены разными персонажами, а большие балконы с пейзажами перекликаются с реальными за большими окнами.
На плафоне «Зала Вакха» (Sala di Bacco) Веронезе изобразил бога виноделия, угощающего вином пастухов. «Зал Олимпа» (Sala dell’Olimpo) получил название по изображению многочисленных олимпийских богов, изображённых в центре цилиндрического свода. По периметру центрального восьмиугольника представлены Афродита, Гермес, Артемида, Зевс, Арес и Аполлон, каждый из которых имеет соответствующие знаки зодиака. Фигуру в центре в белом, попирающую ногой дракона, ранее считали образом Божественной мудрости, ныне считают изображением богини плодородия Деметры. Свод завершается четырьмя монохромными отсеками, изображающими силы, регулирующие человеческую жизнь (Любовь, Верность, Изобилие и Фортуна), и четырьмя фигурами божеств, символизирующих стихии: Воздух, Огонь, Земля и Вода (Ария, Гефест, Рея, Посейдон). На иллюзорно написанных галереях в люнетах появляются реальные персонажи: с одной стороны Джустиниани-Барбаро, жена Маркантонио Барбаро, в сопровождении старой кормилицы и её сына Альвизе, с другой стороны двое старших сыновей: Альморо и Даниэле.
В люнетах свода «Зала Олимпа» помещены две группы божеств, представляющих четыре времени года. На каждой из длинных сторон зала написано по речному пейзажу с римскими руинами. Фигуры в десюдепортах и аллегорические фигуры в нишах своей мощной пластикой напоминают обнажённые фигуры Микеланджело в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане .
«Зал собаки» (Sala del cane) наполнен аллегорическими композициями и римскими пейзажами в «квадратурах». Название произошло от шутливого изображения семейной собаки в нижней части одной из фресок.