Interested Article - Нижний парк (Петергоф)
- 2021-10-07
- 1
Ни́жний парк — часть дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» . Располагается в Петергофе между Большим Петергофским дворцом и побережьем Финского залива .
История
Описание
Нижний парк, в плане представляющий собой удлинённый треугольник, имеет площадь около 102 гектаров. Парк растянулся с запада на восток вдоль кромки берега Финского залива на 2,5 километра, в то время как его протяжённость с юга на север составляет всего 500 метров.
Архитекторы И. Ф. Браунштейн , Ж. Б. Леблон , М. Г. Земцов по плану Петра I
Ансамбль центральной части
Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» . По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла , побеждающего Лернейскую гидру , однако при строительстве Геракл был заменён на Самсона , разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, одержанной в день Сампсония странноприимца. Лев же связывается со Швецией , так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.
Фонтан-монумент был установлен в 1735 году .
Фонтан сильно пострадал в ходе Великой Отечественной войны . Оригинальная статуя Самсона была утрачена. В 1941 году во время наступления фашистов на Ленинград, Самсон был спешно демонтирован, вывезен и закопан в окрестностях Петергофа работниками музея, на обратном пути грузовик попал под обстрел и все участники акции погибли. Место с «захоронением» статуи Самсона остаётся неизвестным. Восстановленный ансамбль, но уже с позолоченной статуей открыт 14 сентября 1947 года .
Дискобол | Ганимед | Гладиатор Боргезе | Фонтан «Самсон» | Галатея | Юнона | Германик |
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 540
• • |
Морской канал и аллея фонтанов
Воронихинские колоннады
Мраморные Воронихинские колоннады ( .) получили своё название по имени их создателя бывшего крепостного А. Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола — невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золоченых ваз. Входы стерегут гранитные львы, высеченные по моделям И. Прокофьева. Колоннады были отреставрированы в 1966 году .
Ансамбль западной части
Дворец Марли — главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная — Марлинская, северная — Малибанская и южная — берёзовая.
Дворец стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами. Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива. Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решёток очень изысканный и изящный.
Проект «Малых приморских палат» (так Марли первоначально упоминался в документах XVIII века ), создал архитектор И. Браунштейн . По первоначальному замыслу строение должно быть одноэтажным, но во время постройки Пётр I приказал надстроить второй этаж. Всего во дворце 12 помещений, не считая лестницы и двух коридоров, и все они небольшого размера. Необычно то, что во дворце нет традиционного парадного зала. Пётр I отводил эту роль вестибюлю («Переднему залу») .
Новый дворец получил название Марли на манер резиденции французских королей в Марли-ле-Руа близ Парижа , которую Пётр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году , и предназначался для проживания знатных особ. Но уже в середине XVIII века он был превращён в своеобразное хранилище предметов, связанных с именем Петра Великого. В 1899 дворец был полностью разобран для постановки на новый фундамент, так как по стенам здания пошли трещины. В процессе работ все подлинные детали отделки были сохранены .
Разрушенный в годы Второй мировой войны , дворец был восстановлен по проекту Е. Казанской и А. Гессена и открыт для посетителей в 1982 году . В настоящее время Марли закрыт на реставрацию .
Каскад «Золотая гора»
Каскад «Золотая гора» назван так потому, что вертикальная часть ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока. Расположен около дворца «Марли».
Первоначально композиция фонтана была такова — в центре помещалась вырезанная из дерева семиметровая сказочная «Рыба-кит», по сторонам — свинцовые «морские быки», отлитые в Петербурге П. Луковниковым и прочеканенные А. Куломзиным. Лаковых дел мастер Г. Брумкорст расписал скульптуры, что придало оформлению фонтана ещё более живописный характер.
В 1963 году после разрушения всего парка в
Великую Отечественную войну
фонтан был воссоздан по чертежам XIX века. Сейчас на струе из фонтана держится и вращается металлический шар.
Воссоздан в 1954 году на месте утерянного во время Великой Отечественной войны памятника императору Петру I , автором которого являлся скульптор Марк Антокольский .Считается каноническим изображением Петра Великого.
Ансамбль восточной части
Каскад «Шахматная гора» (Каскад драконов)
Шахматная гора — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. На верху каскада находится грот , окружённый тремя красочными фигурами драконов , из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.
Римские фонтаны Фонтаны называются римскими, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме , на площади перед собором Святого Петра . «Римские фонтаны» появились в парке в 1739 году и были выполнены из дерева с обшитыми свинцом чашами по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова.
В годы Великой Отечественной войны фашисты повредили мраморную облицовку пирамид, разрушили бассейны, подорвали трубопроводы. Отреставрированы фонтаны были уже в 1949 году .
Высота фонтанов более 10 метров.
В переводе с французского ( фр. mon plaisir ) название дворца означает «моё удовольствие» — именно так назвал его Пётр I . Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива. Здание строилось с 1714 по 1723 гг.
Монплезир был любимым дворцом Петра I — внутреннее и внешнее убранства дворца отличают строгость и рациональность. К центральному залу дворца примыкают шесть помещений, вместе образующие главный объём здания, от которого отходят галереи, завершающиеся павильонами-люстгаузами. Среди комнат особо надо выделить жилые — Кабинет и Спальню Петра Великого.
После смерти Петра I дворец превратился в своеобразный музей, посвящённый императору — после его кончины здесь ничего не менялось. В настоящее время в Монплезире представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII—XVIII веков (картины приобретены самим императором). В Лаковом кабинете, оформленном в китайском стиле, на резных полочках-консолях, как и в XVIII веке, выставлена коллекция китайского фарфора .
В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но разрушен не был.
Екатерининский корпус был построен при Елизавете Петровне по проекту архитектора Ф. Растрелли в стиле барокко и состоял из двух зданий, соединенных между собой галереей: каменного корпуса для проведения балов и приёмов и деревянного жилого флигеля. В этом флигеле жила Екатерина II в бытность супругой наследника престола Петра Федоровича . Именно отсюда она отправилась в Петербург для провозглашения себя императрицей в день дворцового переворота 28 июня 1762 года. Так корпус получил своё название.
Екатерина решила избавиться от растреллевских интерьеров, которые были переделаны архитектором Кваренги в классическом стиле . Внутреннее убранство окончательно оформилось в царствование Александра I . В XIX веке в корпусе останавливались гости, проводились балы.
В годы Великой Отечественной войны деревянный флигель сгорел, а каменный получил очень сильные повреждения. Экспонаты, которые не успели эвакуировать, были утрачены, а значительная сохранённая часть коллекции послужила основой при формировании в восстановленном здании экспозиции музея, посвящённой искусству первой четверти XIX века .
Первая комплексная реставрация самого большого парадного дворца Нижнего парка была завершена в конце мая 1986 года. Очередная, самая масштабная реставрация Екатерининского корпуса, начатая в 2018 году, завершилась его открытием в мае 2021 года. 9 залов дворца восстановлены с максимальной тщательностью: очищена лепка, изразцовые печи и камины; отреставрирована декоративная роспись; в новом паркете использованы исторические породы дерева — дуб, дуб морёный и тик; шторы ткались на старинных станках на специальной реставрационной фабрике. Экспозиция адаптирована к потребностям людей с ограниченными возможностями: есть пандусы , надписи шрифтом Брайля и рельефные изображения картин для слабовидящих и незрячих посетителей .
Фонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа , построенных по указанию Петра I . Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером . Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются ещё 24 наклонные, более тонкие струи.
Фонтан-шутиха «Диванчики» — самый старый из всех шутих Петергофа, создан в 1721—1723 годах.
В восточной части Нижнего парка, в боковой аллее находится фонтан, особенно поражающей своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает триумфальное сооружение. В 1717 году Пётр I , будучи во Франции, обратил внимание на водомёт в виде трёхгранного обелиска. В 1721 году, после окончательной победы над шведами, он вспомнил об этом водном монументе и поручил Н. Микетти повторить версальский проект. Спустя три года «Пирамида» — так назвали фонтан — была пущена. Принцип её работы прост, эффект пирамиды достигался путём последовательного уменьшения диаметра 505 медных трубок по мере приближения к центру фонтана, отчего напор воды в них возрастал, и соответственно росла высота струи.
Фонтан "Пирамида" | Фонтан "Самсон" | Фонтан "Сноп" | Римские фонтаны | Фонтан "Ева" |
Ссылки
Примечания
- . Дата обращения: 27 сентября 2015. 1 октября 2015 года.
- ↑ Раскин А. Г., Кючарианц Д. А. «Петергоф. Дворцы, музеи, парки, фонтаны». СПб, 2005.
- . Дата обращения: 27 апреля 2010. 26 сентября 2011 года.
- Голдовский Г. Н., Знаменов В. В. Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца. Л., 1976.
- ↑ . ТАСС (20 мая 2021). Дата обращения: 21 мая 2021. 20 мая 2021 года.
- . Новости культуры (20 мая 2021). Дата обращения: 21 мая 2021. 21 мая 2021 года.
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
- 2021-10-07
- 1