Interested Article - Доссо Досси
- 2020-03-27
- 2
Доссо Досси ( итал. Dosso Dossi , настоящее имя итал. Giovanni di Niccolò de Luteri ; ок. 1490, Мантуя — 1542, Феррара ) — итальянский живописец и гравёр эпохи Позднего Возрождения , крупнейший представитель феррарской школы .
Биография и творчество
Учился у Лоренцо Косты и в мастерской Джорджоне , сложился как живописец под влиянием венецианских мастеров. Работал вместе с Беллини , Тицианом , Романино . С 1516 года — официальный живописец феррарского двора. Почти всю жизнь провел на службе у герцогов Эсте: Альфонсо I д’Эсте , Эрколе II д’Эсте , где занимался не только живописью, но выполнял дипломатические поручения. Вместе с братом Батистой он писал для герцогов мифологические композиции, портреты, создавал декоративные фрески и росписи стен дворцов и замков. Росписей и фресок к настоящему моменту практически не сохранилось. Наиболее интересной стороной в творчестве Досси является его интерес к развернутому пейзажному фону, подчас занимающему господствующее положение в картине («Мелисса», 1515, Галерея Боргезе ). Доссо Досси принадлежит также ряд законченных пейзажных композиций, представляющих для того времени большую редкость, образцом которых может служить «Пейзаж с фигурами святых» ( Москва , Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ).
В 1520 году с ( ) посетил Рим и встретился с Рафаэлем . Потом работает над алтарем для соборов в Модене и Ферраре. В 1530-е гг проявляет себя как мастер пейзажа. Один из представителей феррарской школы . Иллюстрировал Ариосто , оставил его портрет, упомянут им в поэме « Неистовый Роланд ».
В портрете Альфонсо д’Эсте ясно различается влияние Тициана . Позднее, под воздействием живописи венецианцев и Корреджо , в творчество братьев Досси входит мотив полуфантастического пейзажа, освещенного таинственным, мерцающим светом. Сохранились их станковые картины и портреты, свидетельствующие о том, что Доссо значительно превосходил брата талантом (он считался одним из ведущих представителей феррарской школы живописи ).
Объединяя традиции феррарской и венецианской школ живописи, писал отмеченные повышенной эмоциональностью и романтичной взволнованностью картины с мифологическими, аллегорическими, религиозными сценами, часто помещенными на фоне поэтически-сказочного, проникнутого движением пейзажа (« Аполлон и Дафна », 1530-е годы, Галерея Боргезе , « Юпитер , Меркурий и Добродетель», 1518, Музей Истории искусства, Вена; « Бахус », 1524, Частное собрание; «Поэт и муза», Лондонская Национальная галерея ). Большинство композиций зрелого Досси отличает блестящая холодная живопись, мощь несколько тяжеловесных фигур, перегрузка декоративными деталями («Правосудие», Дрезденская картинная галерея , «Святой Себастьян»; Пинакотека Брера , Милан ).
Досси работал также в области монументально-декоративной живописи (росписи виллы Империале близ Пезаро , 1530).
Полотна
- Пейзаж с фигурами святых , ГМИИ, Москва;
- Колдовство , Галерея Питти, Флоренция.
- Святое семейство и два донатора , 1514, Музей искусства Филадельфия
- Эней в Елисейских полях , 1518—1521, Национальная галерея Канады, Оттава
- Кондотьер , 1520, Гарвардский художественный музей , Кембридж (Массачусетс)
- Явление Пресвятой Девы Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову , 1520-е, Галерея Уффици, Флоренция
- Юпитер, Меркурий и Добродетель , 1524, Вавельский замок, Краков
- Мифологическая сцена , около 1524; Масло, холст, 164 x 145 см, Музей Гетти, Лос-Анджелес
- Аллегория Фортуны , ок. 1530; холст, масло, 178 x 216.5 см, Музей Гетти, Лос-Анджелес
- Сельская идиллия ; 77.5 x 11.8 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Эней , Художественный институт Барбера, Бирмингем
- Геркулес и пигмеи , Старая галерея Йоханнеум, Грац
- Аллегория музыки , Музей Хорн, Флоренция
- Выбор Геркулеса между пороком и добродетелью , Галерея Уффици, Флоренция
- Архангел Михаил , Картинная галерея, Дрезден
- Святой Георгий и Дракон , Картинная галерея, Дрезден
- Портрет воина , Галерея Уффици , Флоренция
- Портрет девушки , портрет Лукреции Борджиа, Национальная галерея Виктории
- Сивилла , Эрмитаж , Санкт-Петербург
-
«Венера, разбуженная Купидоном», около 1500 г. Сент-Джеймсский дворец , Лондон
-
«Цирцея», около 1507 г. Галерея Боргезе , Рим
-
«Цирцея и её любимцы на природе», 1514-1516 гг. Национальная галерея искусства , Вашингтон
-
«Юпитер, Меркурий и Добродетель», 1524 г. Музей истории искусства , Вена
-
-
«Кондотьер», 1520 г. Гарвардский художественный музей , Кембридж (Массачусетс)
Примечания
Литература
- Puppi L. Dosso Dossi. Milano: Fabbri, 1965
- Humfrey P. a.o. Dosso Dossi: pittore di corte a Ferrara nel Rinascimento. Ferrara: Ferrara arte, 1998
- Campbell S.J., Welch E.S. Artists at court: image-making and identity, 1300—1550. Boston: Isabella Stewart Gardner Museum, 2004
- Macioce S. L’incantesimo di Circe: temi di magia nella pittura da Dosso Dossi a Salvator Rosa. Roma: Logart Press, 2004
- Алешин П.А. "Пейзаж со сценами из жизни святых" Доссо Досси из ГМИИ им. А.С. Пушкина // Искусствознание 3\4. 2013. С.336-353:
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- Доссо Досси на
- Gibbons, Felton. Dosso and Battista Dossi; court painters at Ferrara (англ.) . — Princeton, NJ: Princeton University Press, 1968.
- Francis P. Smyth and John P. O'Neill (Editors in Chief. The Age of Correggio and the Carracci: Emilian Painting of the 16th and 17th Centuries (англ.) / National Gallery of Art, Washington D. C.. — 1986. — P. 111—128.
- Freedberg, Sydney J. (неопр.) / Pelican History of Art. — 1993. — С. —322 Penguin Books Ltd.
- Ciammitti, Luisa; Steven F. Ostrow; Salvatore Settis. (англ.) . — Los Angeles: ISBN 0-89236-505-6 . for the History of Art and the Humanities, 1998. —
- 2020-03-27
- 2