Interested Article - Зефир и Флора (балет Мясина)

«Зефи́р и Фло́ра» ( фр. Zéphyr et Flore ) — одноактный балет в 3-х картинах в постановке Л. Ф. Мясина на музыку В. А. Дукельского , сценография Ж. Брака . Первый показ 17 июня 1925 года силами труппы Русский балет Дягилева , Театр Монте-Карло , Монте-Карло .

История

Летом 1924 года Чекетти передал Мясину просьбу Дягилева о встрече в Лондоне . Антрепренёр и балетмейстер не поддерживали отношений несколько лет. Дягилев по настоянию Кохно предложил Мясину вернуться в труппу и заказал ему два новых балета . Поскольку в то же время Мясин ставил балеты для ревю Кокрана в Лондоне, он начал работать по двум .

В Русском сезоне 1925 года в жизни труппы Дягилева назревал очередной перелом. Импресарио задумывался о замене главного балетмейстера Нижинской , на место которой намеревался назначить Баланчина , дебютировавшего в качестве постановщика премьерой собственной редакции балета Мясина « Песнь соловья » (1925). Дягилев был известен как открыватель новых талантов. Среди новых артистов его труппы Мясин встретил Маркову , Долина и Лифаря , который исполнил в «Зефире и Флоре» свою первую сольную роль, «продемонстрировал природный ум и умение владеть собой» .

Балет «Зефир и Флора» предшествовал « Матросам » и создавался во время репетиций в Монте-Карло . Новое сочинение основывалось на либретто Кохно, планировавшего «восстановить XVIII века» . Тот же тип мифологического сюжета ранее привлёк Шарля Дидло , в « Зефире и Флоре » которого впервые дебютировала известная Тальони в 1830 году в Лондоне. Оформление было поручено Жоржу Браку.

На сей раз Дягилев так же привлёк к сотрудничеству молодого и начинающего композитора Дукельского, музыка которого, по мнению Мясина, включала интересные отзвуки фуг Баха . С. С. Прокофьев писал в «Дневнике», что ему нравилась музыка Дукельского: «Балет я слушал с самым нескрываемым удовольствием» . Более опытный и старший по возрасту композитор пытался оказывать содействие младшему коллеге, рекомендовал Кусевицкому печатать его сочинения, играл вариации из «Зефира и Флоры»: «Кусевицкий хохотал: „В Америке Рахманинов направо и налево хвалил Метнера , потому что Метнер пишет под Рахманинова. Приехал Метнер и стал хвалить Рахманинова. Теперь та же история: Дукельский пишет под вас и вы расхваливаете его“» . Ещё до парижской премьеры Прокофьев познакомил Дукельского с Сувчинским , мнение которого о музыке балета было записано в прокофьевском «Дневнике»: «Сувчинский нашёл, что ни капли Стравинского , но масса Прокофьева, впрочем, мимоходом и Шопена , и Шумана » . В свою очередь Дукельский содействовал сближению Дягилева и Прокофьева: «Дукельский очень хочет, чтобы у меня снова восстановились отношения с Дягилевым, так как чувствует, что я был бы для него хорошей опорой» . Именно к майским дням того года относится переданное через Дукельского предложение Дягилева Прокофьеву о написании нового балета для Русских сезонов, которым впоследствии стал « Стальной скок » в постановке Мясина ( 1927 ).

Несмотря на прохладное принятие публикой, «Зефир и Флора» вошёл в репертуар труппы Дягилева в отличие от «Матросов», премьера которых обрела гораздо больший успех. На музыку Дукельского Мясин создал ещё один балет — «Публичный сад» по совместному с композитором сценарию на основе фрагмента романа Андре Жида « Фальшивомонетчики » ( 1935 ) , известный также под названием «Общественный сад», или «Общественные сады» .

Сюжет

Вильям Бугро . Зефир и Флора , 1875

Либретто значительно отличается от сценария одноимённого балета Дидло. Фабула сочинения Дукельского и Мясина основана на типичном любовном треугольнике: Борей , брат Зефира , пленён любовью к Флоре , супруге Зефира, и пытается разлучить их .

Действие происходит на Олимпе , где танцуют и музицируют Музы . Появляющийся Борей избегает внимания Муз и ищет Флору. Зефир и Флора исполняют вальс, Борей пытается разъединить супругов. Затем Борей затевает игру в жмурки , чтобы избавиться от Зефира и уединиться с Флорой . Флора попадает в объятия Зефира. Мучимый ревностью Борей принимает Зефира за Флору, не узнаёт брата, поскольку у него завязаны глаза. Флора удаляется .

На сцене появляются Музы, они танцуют с Флорой, затем оставляют её в одиночестве. Борей преследует Флору, которая избегает его настойчивых ухаживаний и исчезает . На Олимп вносят тело Зефира с нанесёнными ему его братом ранами . Музы вместе с Флорой оплакивают раненного Зефира. Их слёзы исцеляют бога, который вскоре поправляется, становится на ноги и начинает свой танец. Музы соединяют руки супругов, чтобы они больше не расставались.

В финале Зефир и Флора покидают Борея, любовь которого потерпела неудачу. Музы наказывают Борея, поскольку он отверг их к нему любовь .

Премьера

  • 1925, 28 апреля — «Зефир и Флора» , балет в трёх картинах по сценарию Бориса Кохно на музыку Владимира Дукельского (Вернона Дюка) в хореографии Леонида Мясина; декорации и костюмы Жоржа Брака. Дирижёр Марк-Сезар Скотто, режиссёр Сергей Григорьев
Основные исполнители ролей

Первый показ в Париже состоялся 15 июня (17 июня?). Согласно программе спектакля 20 июня 1925 года в Гетэ-лирик в роли Флоры выступила Александра Данилова , Музы: Любовь Чернышёва , Лидия Соколова , Фелия Дубровская , Нинет де Валуа , Тамара Жевержеева , Генриетта Маикерска, Любовь Сумарокова, Татьяна Шамье и Елена Комарова .

12 ноября 1925 года балет был представлен в Театре Колизеум , Лондон .

Новая версия

Восприятие

Критики отмечают, что, несмотря на качественную музыку и удачную постановку, сценическую жизнь балета нельзя назвать успешной, поскольку сочинение не завоевало значительной симпатии у публики. Л. Ф. Мясин писал в мемуарах: «Я остался доволен конечным результатом своей работы, но, вероятно, мифологический сюжет оказался слишком далёк от современности, и балет так и не стал популярен у зрителей» .

С. Л. Григорьев также удивлялся восприятию публики: «С момента исполнения в Монте-Карло „Зефира и Флоры“ Дягилев сделал всё возможное, чтобы улучшить этот балет, который предстояло показать первым из новых постановок. Но хотя состав молодых исполнителей, а в какой-то степени и музыку Дукельского сочли очаровательными, этот спектакль постоянно терпел неудачу» .

С. С. Прокофьев испытал разочарование от парижской премьеры: «<…> оркестровано тускло и часто угловато, на фортепиано звучит много лучше. Декорации Брака оказались вялыми, сюжет Кохна — никаким. Только заключение балета, когда нимфы перед Бореем ложатся веером на спины, предлагая ему отдаться, доставило публике удовольствие. Успех средний. Дукельский выходил кланяться один раз, выглядел взволнованным и забавным. Резюмэ — некоторое разочарование. И всё же, балет можно переоркестровать, сцену переставить, а по музыке это одно из самых значительных явлений сезона» .

Сравнивая первые и последующие оформительские работы П. Пикассо и Ж. Брака для Русского балета Дягилева, М. Ф. Ларионов отметил, что декорации « Пульчинеллы » и «Зефира и Флоры» «оказались самыми замечательными» .

См. также

Примечания

  1. , Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 350.
  2. , Список балетов, осуществлённых Русским балетом С. П. Дягилева, с. 331.
  3. , с. 411.
  4. , Глава 10, с. 169.
  5. , Глава 10, с. 170.
  6. , Глава 17. 1925, с. 167.
  7. , 1925. 17 мая, с. 306.
  8. , 1925. 18 мая, с. 306.
  9. , 1925. 22 мая, с. 307.
  10. , 1925. 24 мая, с. 308.
  11. .
  12. , с. 273.
  13. .
  14. , p. 284.
  15. , Список балетов, осуществлённых Русским балетом С. П. Дягилева, с. 330—331.
  16. , p. 285.
  17. , 1925. 15 июня, с. 327.
  18. , p. 286.
  19. .
  20. , Глава 17. 1925, с. 170.
  21. , Архив Михаила Ларионова, с. 116.

Литература

  • Григорьев С. Л. Балет Дягилева, 1909—1929 = The Diaghilev Ballet. 1909—1929 / Пер. с англ. Чистяковой Н. А.; предисл. и ком. . — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1993. — 383 с. — ( Ballets Russes ). — 5000 экз. ISBN 5-87334-002-1 .
  • Кулаков Г. М. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  • Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1997. — 366 с. — ( Ballets Russes ). — 3000 экз. ISBN 5-87334-012-9 .
  • Прокофьев С. С. Дневник 1919—1933 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris : sprkfv [DIAKOM], 2002. — Т. 2. — 813 с. — ISBN 2951813813 .
  • Суриц Е. Я. / Научн. ред. Елизавета Суриц, Глеб Поспелов . — М. : Издательская программа «Интерроса», 2009. — 432 с. — («Первая публикация»). — ISBN 978-5-91491-013-3 .
  • : [ фр. ] : Catalog d’exposition [Paris, Bibliothèque-musée de l'Opéra, 24 novembre 2009 – 23 mai 2010] / Direction de Mathias Auclair et Pierre Vidal ; assistés de Jean-Michel Vinciguerra ; préface de Bruno Racine. — Montreuil : Gourcuff Gradenigo, 2009. — 299 p. — ISBN 978-2-35340-067-6 .
  • (фр.) . Bibliothèque nationale de France . Дата обращения: 2 июля 2019. 25 ноября 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Зефир и Флора (балет Мясина)