Культура Нового времени
- 1 year ago
- 0
- 0
Историография Нового времени — совокупность исторических сочинений европейских авторов XVI — начала XX века .
Реформация и контрреформация содействовали развитию историографии, особенно во Франции, отчасти в Англии, более всего в учёных работах иезуитов . В германских странах реформация повела за собой более догматическую, чем историческую литературу. Из германских историков XVI века наиболее выдаётся Иоанн Слейдан , в своей истории императора Карла V сделавший попытку слияния художественной формы с основательным исследованием источников. У других, как у Матфея Флация Иллирика и так называемых магдебургских центуриаторов , Кохлея и других, на первый план выступают церковные интересы.
В Италии Паоло Сарпи в Венеции написал знаменитую, направленную против пап историю Тридентского собора, а Арриго Катарина Давила (уже в первой половине XVII века), автор истории французских междоусобной войны, с успехом поддержал традиции прошлого в итальянской историографии.
Во Франции, помимо мемуаров Рогана , Бассомпьера и других и скандальных хроник Брантома , в историографии выступают на сцену д’Обиньи , историк протестантского направления, и де Ту , написавший историю своего времени. Время от Тридцатилетней войны до середины XVIII века представлено в историографии Западной Европы весьма слабо. При Людовике XIV история была в загоне, вследствие католической и монархической реакции. Остроумные, глубокие, иногда художественные записки, писавшиеся в это время во Франции, пока существовали лишь для самих авторов и для дальнего потомства; много десятков лет прошло прежде чем сделались известными свету замечательные мемуары герцога де Сен-Симона , равно как и другие ценные записки и письма, рисующие широкую, подробную и разнообразную картину французской жизни времён Людовика XIV.
Научный очерк истории Франции с древнейших времён сделан был Мезерэ , но неудачно; столь же неудовлетворительна была попытка Боссюэта , в «Discours sur l’histoire universelle», построить всеобщую историю на богословских соображениях и проповеднической риторике. Историческая критика Пьера Бейля имела характер простого скептицизма. В Германии последствия Тридцатилетней войны сильно сказались в историографии. Она была представлена лишь официальными историями, партийными памфлетами и антикварными собраниями (например, в трудах Паппуса, Хемница , Секкендорфа , Пуффендорфа , Кевенгиллера ).
В Англии выделяются Гайд (Кларендон), пристрастный историк революции , из партии кавалеров, и епископ Бэрнет, представитель противоположной партии. Одним из главных последствий господства классицизма было неумение и нежелание понять дух времени, особенно эпох отдалённых и подведение всех исторических деятелей и событий под одну мерку. Прошлое, особенно Средние века , считалось не имеющим интереса, как повествование о преступлениях, диком фанатизме и невежестве; характерные черты времени упускались из виду, средневековые и древние события превращались в изображения настоящего, подобно тому, как подверглись перерождению типы в псевдоклассической драме.
Во Франции эта манера развилась раньше всего: историк Дюпле изображал варвара Хлодвига совершенно так же, как и Людовика XIV, даже по внешности. Не вполне удачны были в эту пору и попытки объяснения крупных исторических явлений, главным образом потому, что вспомогательные науки, особенно политическая экономия , были ещё в зародыше; Монтескье , например, видит причину гибели Западной Римской империи в отливе золота и серебра в Византию . Тем не менее XVIII век много сделал для историографии. «Опыт о нравах и духе народов» Вольтера положил основание философской истории культуры; некоторые исторические труды его были первыми её примерами, хотя не во всех отношениях удачными. Немало содействовали преобразованию историографии и политические и философские сочинения Монтескье, давшего в своих « Размышлениях о причинах величия и падения римлян » пример философского изложения государственной истории.
Среди ряда историков, проводивших те или другие тенденции в изображении древней истории Франции, наибольшею популярностью пользовался аббат Мабли , один из наиболее ярких представителей дореволюционной либеральной литературы; аббат Рейналь , историк Индии и Америки, также читался очень охотно, как идеализатор быта диких в стиле Руссо ; идеализатором древности выступил Жан-Жак Бартелеми , автор известного «Путешествия молодого Анахарсиса».
Лучшие из представителей классического духа в историографии — английские историки второй половины XVIII века: скептический философ Давид Юм , со своей знаменитой «Историей Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688 года»; немного многословный Вильям Робертсон , сделавший для шотландской истории то же, что сделал Юм для английской; историк римской республики Адам Фергюссон , историк Греции Вильям Митфорд . Выше всех их стоит одарённый вольтеровским духом, но добросовестный исследователь по первоисточникам, Эдуард Гиббон , автор «Истории упадка и разрушения Римской империи».
В немецкой историографии конца XVIII века господствовала прагматически-рационалистическая школа Шрёка, Шлецера и Шпиттлера ; заслуживают ещё упоминания патриот И. Мезер и риторический историк И. Мюллер. Позади корифеев историографии и в XVIII веке шла кропотливая работа над собиранием исторического материала. Составлялись громадные сборники источников, вроде уже раньше начатого болландистами , тщательно применялась критика отдельных известий, проверялась хронология («L’art de vérifier les dates»), Из числа антиквариев, работавших над подобными собраниями, следует упомянуть Медокса и Раймера в Англии, де Ашери и Мабилона — во Франции, Муратори — в Италии, Лейбница — в Германии.
Всё сделанное в продолжение предыдущих веков не может, однако, сравниться с громадными результатами, добытыми исторической наукой в течение XIX века — века преимущественно «истории», как его иногда называют. Ещё в конце XVIII века классический дух подвергся гонениям со стороны романтиков , которые своим увлечением национальной стариною, главным образом средневековою, внесли в историографию много увлечений и иллюзий, но зато освободили её от исключительности и тесных рамок классицизма, сделали возможною более справедливую, менее абсолютную оценку лиц и событий и значительно расширили самые пределы науки, введя в неё, например, исследование народных мировоззрений, совершенно игнорировавшихся до тех пор. В то же время успела народиться и стать на твёрдую почву новая наука — политическая экономия, благодаря которой исследование экономических сторон быта народов могло быть поставлено на более прочные основания. Наибольшую пользу принесла историография, окрепшая и развившаяся историческая критика, первым высокоталантливым применителем которой был знаменитый Вольф , в своих «Prolegomena» к Гомеру .
Одной из важнейших заслуг романтизма было возбуждение интереса к Востоку, к его литературе и истории; здесь громадное значение имели труды Августа и Фридриха Шлегелей , Гердера и их последователей. История классической древности подверглась совершенно новой обработке; впервые было понято значение надписей для античной истории и блестящими примерами новых исторических трудов явились сочинения Бёка, Отфрида Мюллера и других. Исследования Нибура создали новое учёное воззрение на римскую историю; в его трудах впервые приложена была в широких размерах свободная от предвзятых идей историко-филологическая критика и была предпринята колоссальная попытка на развалинах того, что до сих пор, следуя авторитету Ливия , выдавали за римскую историю, воздвигнуть новое, действительно историческое здание. Савиньи , своими тщательными и остроумными исследованиями о римском праве в средние века и других вопросах, сумел придать историческому законоведению совершенно новое высокое значение и вместе с тем внешнюю привлекательность и классическую ясность. В то же время нарождалось новое направление в истории религии , появлялись первые зачатки исследований, вскоре составивших славу тюбингенской школы . В первой четверти XIX века появился знаменитый методологический трактат Ранке , положивший начало научному изучению политической истории нового времени.
Независимое положение в числе немецких историков первой половины XIX века занимает Шлоссер , историк главным образом культуры, в своей истории XVIII века описавший события и характеры, деяния и мнения недавнего прошлого с глубокомыслием, правдолюбием и суровостью, придающими его труду высокий нравственный отпечаток. Его лучшими учениками были Гервинус , Гейссер , отчасти и остроумный Дальман . Представителем романтизма в немецкой историографии был Фридрих Раумер . Громадно число историков, посвятивших себя исследованию судеб Германии и германских народов. В консервативно-католическом духе писали Гфререр и Мендель; после них это направление временно не давало выдающихся трудов, но возродилось в сочинениях Янсена по истории реформации, вызвавших оживлённую полемику между католическими и протестантскими историками.
Более умеренный характер носят труды католика Дёллингера . Громадное значение, главным образом для новой истории, имеют труды Леопольда фон Ранке , основателя многочисленной, распространённой и влиятельной школы; единственный в своём роде знаток источников, особенно архивных, он в многочисленных трудах своих первый дал верное освещение многим периодам средней и новой истории; культурный элемент, однако, в сочинениях его, как и его прямых последователей, представлен слабо. Между учениками его выдвинулись Зибель , Яффе , Мауренбрехер . Ноорден, Вегеле , Баумгартен другие. Одна из великих заслуг этой школы — тщательное изучение и собирание исторических материалов и критическая их разработка. Над этим особенно много потрудился Пертц , благодаря которому создался такой монументальный труд, как « Monumenta Germaniae Historica ».
Некоторые историки стали известны благодаря своей многосторонности, соединённой с громадными специальными знаниями: Геерен , Ваксмут , Кортюм , Луден. Из историков специально Германии следует назвать Гизебрехта , Вайца , Ваттенбаха , первоклассных знатоков средних веков. Новая история Германии нашла себе прилежного, но очень пристрастного к Пруссии историка в Трейчке . История древности, главным образом классических стран, лучше всего обработана немецких учёными. Теодор Моммзен в своих трудах всесторонне обнял всю римскую древность, Дройзен , известный общими трудами и трудами по новой истории, дал историю эллинизма , а Макс Дункер сделал первую попытку объединить результаты изучения древнего Востока с результатами, достигнутыми в науке о классической древности. Много сделали также Ницше , Курциус и бесчисленные другие.
Общие обзоры всего исторического материала сделаны были учеником Шлоссера, Кригком, — по сочинениям учителя, Беккером, Вебером и другими. Особенностью немецкой историографи являются громадные сборники монографий по истории отдельных стран и событий, как, например, Геерена-Уккерта, Онкена и других. Кроме того, для каждого из германских народов, государств и провинций есть специальные, обстоятельные монографии.
Замечательное развитие немецкой историографии в начале нашего века оказало некоторое влияние и на французскую, особенно на Гизо , являющегося, вместе с тем, как бы продолжателем философского прагматизма Вольтера и Монтескье; это — историк ясный и логичный без воодушевления и фантазии, считающий своей целью извлечение из исторических материалов философских выводов, нередко с скрытой тенденцией. Романтизм Шатобриана вызвал художественную историю Августина Тьерри и брата его Амедея; красотой изложения отличаются и сочинения Баранта . Успех этих историков вызвал целую школу «приятных» повествователей, к которым принадлежат Капфиг и Пьера-Луи и Жана Лакретелей . Трудолюбивые повествователи-хронисты Анкетиль , Галлэ и особенно Сисмонди занимают середину между либерально-прагматической школой Гизо и художественной историографии. К последней принадлежат ещё автор «Истории крестовых походов» Мишо , историк Фронды Сент-Олер и другие, и в особенности Жюль Мишле , соединивший блестящее художественное изложение с страстным демократизмом и лёгким философским синтезом.
Сравнительно беспристрастный труд по истории Франции принадлежит республиканцу Анри Мартену , правдолюбивому, прямодушному и очень прилежному исследователю. Наибольшее внимание французских историков текущего столетия привлекала история Великой французской революции . Здесь, после трудов Тибодо и Лакретеля , важное значение имели серьёзный и объективный Минье , блестящий панегирист, но менее основательный Тьер , демократ Мишле и социалист Луи Блан . Начало новой эпохи в изучении революции положил Алексис Токвиль , связавший её с предыдущим периодом истории — со старым порядком. Последующее время дало высокохудожественный, но пристрастный труд Тэна , объективного Шере (Chérest) и книгу Сореля «L’Europe et la Révolution française», в которой в первый раз подробно и глубоко рассмотрены отношения между Европой и революцией. Последний труд является одновременно и показателем высокой степени разработанности дипломатической истории новейшего времени во Франции (труды Вандаля , Рамбо и других).
Франция также дала ряд замечательных трудов по истории древности, особенно Востока; здесь величайшим из французских историков был знаток семитических народов и первых времён христианства, Ренан . Труд остроумного Ленормана : «Les origines de l’histoire», за смертью автора остался неоконченным. Переходное время от древности к средним векам и некоторые интересные культурные явления древности исследовал проницательный, но подчас сильно субъективный Фюстель де Куланж . Громадные коллекции, особенно по национальной истории, над которой в своё время много потрудился Гизо, дополняют богатство французской историографии.
В Великобритании историография в XIX века обогатилась многими трудами, главным образом по истории этой страны. После пристрастных трудов Тернера и Лингарда появилась более беспристрастная конституционная история Англии Галлама и история Шотландии Титлера. Оригинальный и остроумный критик Карлейль дал ряд трудов, полных гениальных мыслей, но сильно субъективных. По отдельным эпохам английской истории работали Пельгрев , Годвин, Макинтош , Фроуд и другие, осветившие своими трудами ряд интересных вопросов, главным образом в сфере политики и учреждений. Из представителей этой (антикварной) школы наиболее важны Стеббс , епископ Честерский, превосходный знаток судеб английской конституции, и Фриман , немного многословный, но чрезвычайно разносторонний историк, с громадными познаниями в области источников.
Среди историков внутренней жизни народа первое место в Великобритании занял лорд Маколей , редкий пример учёного писателя, популярность которого в стране равняется популярности самых любимых поэтов, повествователей и романистов. Из позднейших писателей лишь один Грин своей «Историей английского народа» хоть сколько-нибудь достиг подобной популярности.
Совершенно особняком стоит гениальный самоучка Бокль , со своей неоконченной «Историей цивилизации в Англии», в которой учёный автор, «самый свободомыслящий, когда-либо живший в Англии человек», предполагал построить историю на совершенно новых основаниях и поднять её на уровень естествознания. История иностранных государств мало привлекала интерес англичан; более всего посчастливилось классическим странам древности, которым Клинтон, Меривель , Грот, Фриман и другие посвятили весьма ценные труды.
Северноамериканская историография является сколком с английской и немецкой; оригинальным явлением был здесь Эмерсон, во многом сходный с Карлейлем.