Interested Article - Сефевие
- 2020-06-20
- 1
Сефевие́ ( Сефевия, Сафавийа ; перс. صفویه ) — суфийский тарикат (духовный орден ), основанный Сефи ад-Дином в начале XIV века. Позднее духовные лидеры тариката из династии Сефевидов правили Персией в 1501—1722 годах.
История
Шейх Сефи ад-Дин Исхак (1252—1334) из города Ардебиль , расположенного в Иранском Азербайджане , после смерти своего учителя Захида Гилани в 1301 году возглавил основанный им тарикат захидия , который позднее стал известен как орден сефевие. Сефи ад-Дин был суннитом, последователем шафиитского мазхаба . Вероятнее всего, он был курдом по происхождению (также существует мнение об азербайджанском тюркском происхождении ), но при шахе Исмаиле династия Сефевидов стала претендовать на происхождение от шиитского имама Мусы аль-Казима , потомка исламского пророка Мухаммеда .
После смерти основателя бразды правления орденом перешли в руки его потомков, которые продолжили усиливать влияние сефевие в условиях политической нестабильности в регионе. Их опорой стали туркменские племена известные как « кызылбаши » («красноголовые»). Вероятно, первые отношения со слегка исламизированными туркменами были установлены с целью обращения их в свою веру . Несмотря на общее название, эти полукочевые племена были различного происхождения. Наиболее значительными из них были шамлу , устаджлу , текелю , румлу и зулькадар , которые переселились с территории Сирии и Анатолии .
Во времена Сефи ад-Дин и его сына (ум. 1391 или 1392) религиозные убеждения сефевие, по-видимому, были суннитскими . Переход к шиизму состоялся в период правления (ум. 1427), внука основателя тариката . По мнению Петрушевского , это произошло ещё при Садр ад-Дине, в числе последователей которого числился явный шиит, поэт Касим аль-Анвар . Переход состоялся под влиянием туркменских племён, которые исповедовали одну из популярных ветвей шиизма, но система верований сефевие имела мало общего с ортодоксальным двунадесятническим шиизмом .
Со второй половины XV века шейхи сефевие превратились в крупных феодалов и стали активно участвовать в междоусобной войне за гегемонию в Азербайджане . При шейхе Джунейде (годы правления: 1447—1460) орден стал более военизированным, с уклоном в сторону «крайнего» шиизма ( гулат ) . Их верования наполнились элементами шаманизма и анимизма , в том числе и верой в переселение душ . Шейх Джунейд, ставший первым главой сефевие, принявшим титул султана , был убит в 1460 году во время похода в Ширван . Его сын Хайдар стал духовным лидером тариката сефевие в 1471 или 1472 году. Он возглавил несколько походов в Дагестан и во время третьего похода в 1488 году его войска были окружены у крепости Байкирд в Табасаране , а сам Хайдар пал в бою с войсками Ширваншахов и Ак-Коюнлу .
После смерти Хайдара новым главой сефевие стал его старший сын Султан-Али . В 1491 году он и его братья Ибрахим и Исмаил были заключены под стражу в крепости Истахра . Спустя два года, в августе 1493 года они были освобождены султаном Рустамом , который надеялся использовать их в своей борьбе за престол Ак-Коюнлу. Однако, испугавшись мощи сторонников сефевие, Рустам приказывает вновь арестовать их с намерением казнить Султан-Али и истребить его последователей в Ардебиле и Тебризе. Сыновьям Хайдара удаётся сбежать из плена и дойти до Ардебиля, но Султан-Али гибнет в битве с подоспевшими воинами Рустама. Согласно сефевидской традиции, незадолго до битвы он назначил главой тариката своего младшего брата Исмаила .
Эволюция сефевие из мессианствующего религиозного течения во главе с шейхом в династию Сефевидов , возглавляемую шахом , произошла именно при Исмаиле . После пяти лет жизни под протекцией правителя Гиляна из династии Каркия , в 1499 году он начал поход против Ширваншахов и разбил их войско. В 1501 году Исмаил разгромил правителя Ак-Коюнлу Алванда . Захватив Азербайджан, он провозгласил себя шахом , начал чеканить монеты со своим именем и объявил Тебриз столицей нового государства. Успехи Исмаила были бы невозможны без помощи кызылбашей, которые видели во главе тариката инкарнацию Бога и были готовы слепо следовать его указам, даже если для этого требовалось принять мученическую смерть . За проявленную верность эти туркменские племена получали во владение завоёванные провинции, а их лидеры назначались вали .
Приход к власти шиитов-кызылбашей во главе с шахом Исмаилом изменил религиозный ландшафт Ближнего Востока . К началу XV века шиизм был распространён лишь в ряде маленьких общин на территории Сирии , Бахрейна и Восточной Аравии , а также в шиитских кварталах некоторых иранских городов. Исмаил объявил шиизм государственной религией новой империи и вознамерился сделать шиитским весь Иран. В этом ему помогали представители местного духовенства, обращённые из суннизма в шиизм, а также иммигрировавшие в страну арабы-шииты из Ливана , Ирака и побережья Персидского залива . Сунниты подверглись жестоким репрессиям со стороны сторонников Исмаила, у них отбирали накопленные богатства и принуждали к отказу от своих убеждений, а суннитские мечети сжигались. Такая политика в конце концов привела к тому, что иранцы, большинство которых до прихода к власти Сефевидов были суннитами , к XVIII веку в основной своей массе стали исповедовать шиизм. Успехи Сефевидов оказали сильное влияние на близлежащие регионы, особенно это касается Индии, где в 1502 году Юсуф Адил-шах объявил шиизм государственной религией Биджапурского султаната . Также шиитами были представители династии Кутб-шахов, правивших султанатом Голконда . Однако индийским шиитам не удалось повторить успех Сефевидов и большинство здешних мусульман остались суннитами, а шиитские государства впоследствии были поглощены Империей Великих Моголов .
Примечания
- ↑ / Savory R. M. , Karamustafa A. T. // Encyclopædia Iranica [Электронный ресурс] : [ англ. ] / ed. by E. Yarshater . — 2012. — ( Обновлено : January 19, 2012).
- Esposito J. L. . — Oxford University Press, 2004. — P. 24. — 384 p. — ISBN 9780199757268 .
- / Savory R. // Encyclopædia Iranica [Электронный ресурс] : [ англ. ] / ed. by E. Yarshater . — 1997. — ( Обновлено : December 6, 2011).
- / Frye R. N. // Encyclopædia Iranica [Электронный ресурс] : [ англ. ] / ed. by E. Yarshater . — 2004. — ( Обновлено : March 29, 2012).
- ↑ / // Encyclopædia Iranica [Электронный ресурс] : [ англ. ] / ed. by E. Yarshater . — 2008. — ( Обновлено : July 28, 2008).
- ↑ Coatsworth J., Cole J., Hanagan M. P., Perdue P. C., Tilly C., Tilly L. . — Cambridge University Press , 2015. — P. 24—26. — 556 p. — ISBN 9780521761062 .
- Эфендиев О. А. . — Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1961. — С. 66. — 206 с.
- Сефевиды // Самойловка — Сигиллярии. — М. : Советская энциклопедия, 1955. — С. 622. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 38).
- / Ghereghlou K. // Encyclopædia Iranica [Электронный ресурс] : [ англ. ] / ed. by E. Yarshater . — 2016. — ( Обновлено : November 21, 2016).
- 2020-06-20
- 1