Родился в семье садовода, потомственного почётного гражданина Мордехая Моисеевича (Мортхая Мошевича) Шапшала (1815—1894) и его второй жены Акбике Казас (1831—1874)
. Был последним, двенадцатым ребёнком в семье. В 9-месячном возрасте лишился матери
. Посещал караимский
мидраш
в Бахчисарае и в Симферополе у учителя С. Ш. Пигита
. В 1884 году по решению отца вместе со старшим братом Моше отправился в
Санкт-Петербург
для изучения русского языка
. Учился сначала в Охтенском ремесленном училище (до 1886 года), затем в
частной гимназии Гуревича
. Во время каникул ездил домой для изучения богословия и в 1894 году получил степень кандидата на караимскую духовную должность
. Окончив гимназию в 1894 году, поступил в
Петербургский университет
на факультет восточных языков по арабо-персидско-турецко-татарскому разряду
. Окончил университет в 1899 году с дипломом 1-й степени и был оставлен при кафедре турецко-татарской словесности для продолжения научной деятельности под руководством профессора
В. Д. Смирнова
. В 1896 году, будучи студентом, опубликовал свою первую работу «Караимы и Чуфут-Кале в Крыму»
. Принимал участие в работе мусульманского благотворительного общества Санкт-Петербурга и оказывал помощь Санкт-Петербургскому попечительскому комитету о сёстрах Красного Креста, за содействие которому в 1913 году Шапшалу было предоставлено право ношения в петлице розетки Красного Креста
. В 1899 году принял воинскую присягу, в 1899—1900 годах нёс службу в 212-м Бахчисарайском резервном батальоне
.
В Персии
В 1901 году по рекомендации исполняющего обязанности декана Факультета восточных языков
В. А. Жуковского
был направлен российским МИДом
в
Иран
, где изучал
персидский язык
, преподавал
русский язык
и общеобразовательные предметы в училище «Лукмание» в
Тебризе
. Давал уроки русского языка наследному принцу (валиахду)
Мохаммед-Али
, ставшему впоследствии шахом
. В 1903 году принял предложение валиахда стать его личным драгоманом и секретарём, за что был возведён шахом в потомственное
ханское
(то есть дворянское) звание и получил титул «наставник царя» («Адиб ас-Солтан»)
. Шапшал сумел расположить к себе Мохаммеда-Али, не чаявшего в молодом европейски воспитанном человеке души. По мнению исследовательницы Ольги Красняк «…Шапшал, приобретший огромное влияние на наследника, руководил всеми его действиями и фактически правил
Азербайджаном
»
. По словам
«…с Шапшалом весьма считались, и его положение при шахском дворе было твёрдым»
. В истории с
разгоном шахом меджлиса
Шапшал сыграл не последнюю роль
. В 1908 году шах расстался со своим учителем и Шапшал возвратился в Россию. Относительно службы Шапшала при персидском дворе в русской прессе часто выходили заметки полемического и обвинительного характера
.
16 августа 1911 года был избран
Трокским
караимским гахамом, но вынужден был отказаться от назначения, так как не считал себя подготовленным к этой должности и из-за занятости по основному месту работы
. 15 мая 1915 года в Евпатории состоялось избрание С. М. Шапшала
гахамом
Таврического и Одесского караимского духовного правления
, а утверждение в должности Таврическим губернским правлением последовало 10 сентября того же года
. Избранию Шапшала на эту должность предшествовало длительное обсуждение на страницах караимской прессы тех лет: «
Караимской жизни
» и «
Караимского слова
». Редакторы «Караимской жизни» представляли ту часть караимской общественности, резко выступавшей против кандидатуры Шапшала
.
В 1917 году в Евпатории в память о своей матери на собственные средства основал караимскую богадельню «Ярдым» имени Акбике Шапшал для призрения пожилых караимок
. В том же году по инициативе Шапшала были созданы Караимский национальный совет, имеющий благотворительные цели, и
официальный печатный орган
Таврического и Одесского караимского духовного правления
. Также основал в Евпатории караимскую национальную библиотеку-музей «
Карай-Битиклиги
», где хранилось более пяти тысяч печатных книг и свыше тысячи старинных рукописей на древнееврейском, арабском и караимском языках
.
В своей автобиографии, а затем и в её многочисленных переизданиях С. М. Шапшал упоминал о том, что «в марте 1919 года, находясь в Крыму и преследуемый
деникинцами
за своё открытое сочувствие советскому строю, он был вынужден во избежание ареста выехать на Кавказ, а оттуда в Турцию»
. Но, судя по архивным документам, С. М. Шапшал находился в Крыму и продолжал выполнять свои непосредственные обязанности вплоть до конца 1920 года, участвуя в заседаниях Караимского национального совета. Вероятнее всего, С. М. Шапшал покинул Крым в конце ноября — начале декабря 1920 года, отправившись сначала на Кавказ, а затем — в Турцию, в Стамбул, где устроился переводчиком в одном из банков
. В 1921 году совершил
паломничество
в
Иерусалим
.
В Польше
Избран
гахамом
караимских общин Польши 23 октября
1927 года
, а официальная инаугурация состоялась 11 сентября 1928 года в
Вильно
. В 1928 году название титула было изменено на
гахан
без каких-либо официальных заявлений
. Параллельно занимался преподавательской деятельностью. С 1929 года — старший сотрудник
Польской академии наук
, с 1935 года — вице-председатель Польского товарищества ориенталистов (член с 1928 года). В 1930 году Львовский университет присудил Шапшалу учёную степень доктора философии по разряду восточных языков. С 1939 года — экстраординарный профессор по кафедре восточных языков филологического факультета Вильнюсского университета
.
Советский учёный
Отказался от должности гахана в 1940 году после прихода в Литве и Восточной Польше Советской власти, «встав на путь советского учёного»
. В годы немецкой оккупации Литвы и Польши де-факто вновь стал исполнять обязанности
гахама
(
гахана
). В 1939 г. Шапшал, используя связи среди русской общины в Германии, обратился в расовое бюро министерства внутренних дел германского рейха с просьбой об изучении вопроса об этническом происхождении караимов. После оккупации немецкими войсками населённых караимами областей Восточной Европы это обращение было тщательно рассмотрено германской администрацией на предмет нееврейского происхождения караимов: были привлечены три крупнейших историка-специалиста по истории караимов —
Зелик Калманович
,
Майер Балабан
и
Ицхок (Игнацы) Шипер
. Несмотря на то, что все трое были до войны яростными противниками теории о тюркском происхождении караимов, в своем заключении они поддержали теорию С. Шапшала и тем самым спасли европейских караимов от Холокоста.
В 1945 году повторно официально отрёкся от должности караимского
гахана
, обратившись с соответствующим заявлением к Уполномоченному по делам религиозных культов при Совете Министров Литовской ССР. С 1947 года работал старшим научным сотрудником Института истории Академии наук Литовской ССР
. Подготовил совместно с тюркологом
Николаем Баскаковым
и польскими ориенталистами (
Ананьяш Зайончковский
,
Александр Дубинский
) трёхъязычный «
», в сокращённом виде вышедший в 1974 году в
Москве
. 8 января 1955 года
ВАК
присвоила Шапшалу учёную степень доктора филологических наук
.
Шапшал собрал уникальную коллекцию караимских древностей и предметов караимского быта, произведений декоративно-прикладного искусства, документов, а также восточного оружия, представив его в качестве караимского
. Был инициатором создания в
Троках
караимского музея. Строительство здания музея, начатое в 1938 году, финансировало правительство
Польши
. Ныне часть коллекции Шапшала входит в экспозицию
, часть хранится в
Литовской национальной библиотеке в Вильнюсе
.
Шапшал является основоположником
доктрины деиудаизации караимской религии
и истории. Был одним из инициаторов
«милитаризации» караимской истории
: зародившегося в межвоенной Польше
процесса представления караимского населения Восточной Европы в роли
народа воинов. Являясь научным сотрудником Института истории
Литовской Академии Наук
, опубликовал ряд статей в ведущих советских академических журналах, в которых сообщал о прочитанном им уникальном документе на эту тему (рукописная
запись внутри древнего караимского молитвенника)
.
Недавние исследования архива Шапшала показали, что в его черновиках существуют несколько версий текста этого документа, не подтверждаемого никакими более ранними источниками, что ставит под сомнение его подлинность, а сам документ не обнаружен
.
Мемориальная доска на здании Караимской этнографической выставки Тракайского исторического музея (открыта в 2011 году)
Мемориальная доска на
доме Шапшала
в Евпатории по ул. Пушкина, 4/7 (установлена в 2013 году)
.
Мемориальная доска в Вильнюсе на доме в районе
Жверинас
по ул. Кестучио, 23, где в трёхкомнатной квартире жил С. М. Шапшал. Открыта 6 ноября 2020 года
.
Библиография
Статьи и публикации
Шапшал С.
Караимы и Чуфут-Кале в Крыму : Крат. очерк. — Санкт-Петербург: типо-лит. и фототип. П. И. Бабкина, 1896. — 36 с.
Шапшал С.
Караимы // Записки Крымского горного клуба. — Одесса, 1897. — № 11. — С. 23—30.
Шапшал С.
О двух грамотах турецкого султана Абдул Хамида I-го : (Из кол. рукописей Тавр. учён. арх. комис.). — Симферополь: тип. Тавр. губ. земства, [1913]. — 8 с.
Шапшал С.
// Восточный сборник. —
СПб.
, 1913. — С. 1—16.
[Шапшал С. М.]
//
Военная энциклопедия
. —
СПб.
: Т-во И. Д. Сытина, 1914. — Т. 14. — С. 437.
Шапшал С. М.
Сказка на языке крымских евреев (крымчаков), записанная в г. Карасубазаре летом 1911 г. — В:
// Записки Восточного Отделения Императорского Русского Археологического Общества. —
Пг.
, 1916. — Т. XXIII. — С. IV—V.
Гахам Шапшал.
Телеграмма Духовного Правления всем караимским общинам о съезде 15 июля с. г. // Известия Таврического и Одесского караимского духовного правления. — Евпатория, 1917. — 10 июль (
№ 3
). —
С. 3
.
Г. С.
Об уменьшении числа караимов // Известия Таврического и Одесского караимского духовного правления. — Евпатория, 1917. — 10 июль (
№ 3
). —
С. 12—13
.
Гахам С. Шапшал.
Деятельность совещания при Караимском Духовном Правлении с участием делегатов от общин (16—21 июля 1917 г.) // Известия Таврического и Одесского караимского духовного правления. — Евпатория, 1917. — 5 август (
№ 4
). —
С. 3
.
Г. С.
От редакции // Известия караимского духовного правления. — Симферополь, 1918. — Июль (
№ 1
). —
С. 1—3
.
Г. С.
История происхождения должности и характер деятельности караимских гахамов // Известия караимского духовного правления. — Симферополь, 1918. — Июль (
№ 1
). —
С. 4—6
.
Г. С.
Краткий очерк тюркско-караимской литературы // Известия караимского духовного правления. — Симферополь, 1918. — Июль (
№ 1
). —
С. 6—10
.
Шапшал С.
Слово, сказанное Высокостепенным Гахамом в Евпаторийской Соборной Кенасе на праздник „Шемини ачерет“ // Известия караимского духовного правления. — Евпатория, 1918. — Декабрь (
№ 2
). —
С. 2—3
.
Г. С.
К уменьшению числа караимов // Известия караимского духовного правления. — Евпатория, 1918. — Декабрь (
№ 2
). —
С. 3—4
.
Г. С.
Краткий очерк тюркско-караимской литературы (продолжение) // Известия караимского духовного правления. — Евпатория, 1918. — Декабрь (
№ 2
). —
С. 13—17
.
Г. С.
Документы, относящиеся к периоду татарского владычества в Крыму // Известия караимского духовного правления. — Евпатория, 1919. — Февраль (
№ 1
). —
С. 6—10
.
H. Seraja Szapszał.
(польск.)
//
Myśl Karaimska
. — Wilno, 1929. —
T. 2
,
nr 1
. —
S. 3—4
.
Seraja Szapszał.
(польск.)
// Myśl Karaimska. — Wilno, 1929. —
T. 2
,
nr 1
. —
S. 5—22
.
Seraja Szapszał.
(польск.)
// Myśl Karaimska. — Wilno, 1930-1931. —
T. 2
,
nr 3-4
. —
S. 1—11
.
Seraja Szapszał.
Znaczenie opisu podróży Ewlija Czelebiego dla dziejów Chanatu Krymskiego
(польск.)
// Rocznik Orientalistyczny. — Kraków, 1931-1932. —
T. 8
. —
S. 167—180
.
Seraja Szapszał.
O zatraceniu jezyka ojczystego przez Tatarów w Polsce
(польск.)
// Rocznik Tatarski. — Wilno, 1932. —
T. 1
. —
S. 34—48
.
Seraja Szapszał.
(польск.)
// Myśl Karaimska. — Wilno, 1932-1934. —
T. 10
,
nr 10
. —
S. 1—10
.
Seraja Szapszał.
(польск.)
// Myśl Karaimska. — Wilno, 1932-1934. —
T. 10
,
nr 10
. —
S. 10
.
Seraja Szapszał.
List pasterski J. E. Hachana H. Seraja Szapszała
(польск.)
// Myśl Karaimska. — Wilno, 1935-1936. —
T. 11
,
nr 11
. —
S. 5
.
Seraja Szapszał.
Słów kilka o książętach karaimskich Czelebi i ich działalności oświatowej
(польск.)
// Myśl Karaimska. — Wilno, 1935-1936. —
T. 11
,
nr 11
. —
S. 8—11
.
Seraja Szapszał.
Ś. P. Hachan Romuald Kobecki
(польск.)
// Myśl Karaimska. — Wilno, 1935-1936. —
T. 11
,
nr 11
. —
S. 80—84
.
S. Sz.
Turecki Kongres Językoznawczy
(польск.)
// Myśl Karaimska. — Wilno, 1935-1936. —
T. 11
,
nr 11
. —
S. 108—109
.
S. Sz.
Les origines ethniques des Caraites de Crimee
(польск.)
// Myśl Karaimska. — Wilno, 1935-1936. —
T. 11
,
nr 11
. —
S. 109
.
Szapszał, Hadży Seraja.
(польск.)
// Myśl Karaimska. — Wilno, 1937-1938. —
T. 12
,
nr 12
. —
S. 81—89
.
Шапшал С. М.
//
Вопросы истории
. — Москва, 1955. — Август (
№ 8
). —
С. 144—146
.
Шапшал С. М.
Валентин Алексеевич Жуковский // Очерки по истории русского востоковедения : сборник. — Москва: Издательство восточной литературы, 1960. —
Вып. V
. —
С. 131—133
.
Шапшал С. М.
Караимы СССР в отношении этническом. Караимы на службе у крымских ханов. — Симферополь, 2004. — 80 с.
Примечания
↑
«Jego Exellencja Szapszał Hadży Seraja Han»//Archiwum Akt Nowych, Ministerstwo Wyznań Religijnych i Oświęcenia Publicznego (Варшава). Д. 1464. Л. 30, 97.
↑
Виктор Дзевановский-Петрашевский.
// Almanach Karaimski. — Wrocław: Bitik, 2018. —
Вып. 7
. —
С. 25—65
. —
ISSN
. —
doi
:
.
24 апреля 2021 года.
, с. 214.
↑
Прохоров Д. А.
Документы к биографии С. М. Шапшала в Государственном архиве Республики Крым. — Труды по еврейской истории и культуре. Материалы XXI Международной ежегодной конференции по иудаике. —
М.
: Издательство Пробел-2000, 2014. — С. 358—385. — (Академическая серия). —
ISBN 978-5-7576-0328-5
.
Browne, E. G. The Persian Revolution of 1905—1909. Cambridge, 1910. С. 105, 130, 170—171, 198—200, 202, 207, 214,279, 324, 418—420
Шапшал С. М.
Валентин Алексеевич Жуковский // Очерки по истории русского востоковедения : сборник. — Москва: Издательство восточной литературы, 1960. —
Вып. V
. —
С. 132
.
, p. 220.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 апреля 2014.
20 мая 2021 года.
↑
Кононов А. Н.
Шапшал, Сергей (Серай, Сюрейя) Маркович
// Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов. Дооктябрьский период / ред.
А. Н. Кононов
. —
М.
: Главная редакция восточной литературы
издательства «Наука»
, 1974. — С. 288—289.
Зайцев И. В.
Шапшал Серайя (Сергей) Маркович : Востоковеды ближнего зарубежья / И. В. Зайцев, М. Б. Кизилов, Д. А. Прохоров // Востоковеды России: XX — начало XXI века : биобиблиографический словарь / сост.
С. Д. Милибанд
. —
М.
: Восточная литература, 2008. — Т. 2. — С. 991.
↑
Петров-Дубинский О. В.
//
Караимские вести
. — 2011. — № 4 (102). — С. 26—27.
Kizilov M.
New Materials on the Biography of S. M. Szapszał in 1928—1939. — Материалы Девятой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. —
М.
: «Сэфер», 2002. — Т. 1. — С. 255—273. — (Академическая серия ; вып. 10).
Зайцев И. В.
«Что мне делать и как быть?» (письма Серайя Марковича Шапшала академику В. А. Гордлевскому: 1945—1950) // Вестник Евразии. — 2007. — № 4. — С. 147—169. —
ISSN
.
↑
Кизилов М.
от 26 апреля 2018 на
Wayback Machine
, Karadeniz Araştırmaları, Cilt: 6, Sayı: 22, Yaz 2009, C.43-74.
Шапшал С. М.
О пребывании Богдана Хмельницкого и его сына Тимофея в Крыму, //
Вопросы истории
№ 8, 1955, Письма и заметки.
, p. 226.
(неопр.)
. Дата обращения: 6 ноября 2012.
6 марта 2016 года.
(неопр.)
.
На-карте.рф
. Дата обращения: 6 января 2020.
20 мая 2021 года.
Баккал И.
Караимские фамилии в названиях улиц Бахчисарая // Къырым. — 2011. — № 4 (19 января). — С. 5.
Эрдоган Алтынкаинак.
: [
28 апреля 2018
] // Karadeniz Araştırmaları. — 2004. — № 2. — С. 13—23.
М. Нечаев.
(неопр.)
. Евпаторийский курьер (26 апреля 2013). Дата обращения: 6 января 2020. Архивировано из
20 мая 2021 года.
Kobeckaitė, Halina (2020-11-13).
.
Trakų žemė
(лит.)
.
из оригинала
30 ноября 2021
. Дата обращения:
31 декабря 2021
.
Литература
Ельяшевич Б. С.
Часть II. Караимский биографический словарь (от конца XVIII в. до 1960 г.) // Караимский биографический словарь (от конца VIII в. до 1960 г.) / Б. С. Ельяшевич. —
М.
:
Институт этнологии и антропологии РАН
, 1993. — Кн. 2 : Караимы. — 238 с. — («Народы и культуры» / под ред.
М. Н. Губогло
, А. И. Кузнецова, Л. И. Миссоновой, Ю. Б. Симченко,
В. А. Тишкова
; вып. XIV). —
250 экз.
—
ISSN
.
Петров-Дубинский О. В. С. М. Шапшал (Эдиб-ус-Султан) ― учитель Валиахда Мохаммед-Али, генерал-адъютант Мохаммед-Али-шаха // Восток. 2007, № 5. С. 64-78
Прохоров Д. А., Кизилов М. Б. Шапшал Серайя Маркович (1873—1961) // Крым в лицах и биографиях. Симферополь, 2008. С. 396—400
Kizilov M.
Ḥakham (Ḥakhan) Seraja Szapszał (1873–1961) and His Role in Shaping of the Turkic Identity of the Polish-Lithuanian Karaite Community
//
/ M. Kizilov. — Berlin; Warsaw: De Gruyter Open, 2015. — P. 527. —
ISBN 978-3-11-042525-3
.
Kobeckaitė H. Lietuvos karaimai, Vilnius, 1997.
Shapira Dan D. Y. A Jewish Pan-Turkist: Seraya Szapszał (Şapşaloğlu) and his Work Qırım Qaray Türkleri (1928) (Judaeo-Türkica XIII) // Acta Orientalia Hungaricae. — December 2005. — Vol. 58, № 4. — P. 349—380
Seraya Szapszal’s Karaim Collection. Vilnius: National Museum of Lithuania, 2003.
ISBN 9955-415-32-0