Мальтийский сокол (роман)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мальтийский сокол» ( англ. The Maltese Falcon ) — американский криминальный фильм режиссёра Роя Дель Рута , который вышел на экраны в 1931 году .
Фильм поставлен по одноимённому роману Дэшила Хэмметта 1930 года и рассказывает о частном детективе Сэме Спейде ( Рикардо Кортес ), который ведёт розыск исторической статуэтки, известной как Мальтийский сокол.
Это была первая экранизация романа, которая получила положительные отзывы критики. Однако с введением в 1932 году Производственного кодекса на прокат картины был наложен запрет, и в 1941 году киностудия Warner Bros выпустила новый фильм под тем же названием, который сегодня считается одним из самых выдающихся фильмов нуар . Её режиссёром стал Джон Хьюстон , а главную роль Сэма Спейда исполнил Хамфри Богарт . В 1960-е годы с фильма 1931 года был снят цензурный запрет, и чтобы избежать путаницы с фильмом 1941 года, он стал транслироваться на американском телевидении под названием «Опасная женщина».
В Сан-Франциско к частному детективу Сэму Спейду ( Рикардо Кортес ) обращается красивая молодая дама Рут Уондерли ( Биби Даниелс ) с просьбой проследить за неким Флойдом Тёрсби, который якобы сбежал с её сестрой. Тем временем вернувшийся из командировки партнёр Спейда по имени Майлс Арчер (Уолтер Лонг), сняв телефонную трубку в приёмной, слышит, как его жена Айва (Тельма Тодд) объясняется Спейду в любви. Зайдя в кабинет Спейда, Арчер сразу же соглашается проследить за Тёрсби, тем более, что Рут платит за это приличные деньги. Среди ночи детектив полиции Том Полхаус ( ) будит Спейда, сообщая ему, что Арчер был застрелен, и приглашает его на место преступления. Спейд отказывается осматривать тело убитого партнёра, вместо этого обмениваясь репликами на китайском языке с торговцем из расположенной рядом лавки. Некоторое время спустя Полхаус и его начальник, лейтенант Данди ( ) приходят домой к Спейду, выясняя у него, что Арчер следил за Тёрсби, который, как сообщают полицейские, также был убит. Учитывая, что между двумя убийствами прошло 45 минут, Полхаус и Данди предполагают, что Спейд мог убить Тёрсби из мести за своего товарища, однако, не имея никаких улик, они удаляются. На следующий день Спейд приходит к Рут, рассчитывая выяснить подлинные причины того, зачем она наняла его и Арчера. Она сознаётся, что вчера сказала неправду, однако умоляет Спейда продолжить заниматься её делом, хотя и не объясняет, в чём оно заключается. Рут рассказывает, что Тёрсби был её партнёром, который только что прибыл из Гонконга , но она перестала ему доверять и теперь опасается за свою жизнь. Так и не выяснив ничего существенного, Спейд уже собирается уходить, но затем решает всё-таки взять в качестве гонорара 500 долларов. Вернувшись в офис, Спейд говорит секретарше Эффи ( Уна Меркел ) удалить имя Арчера с надписи на двери их кабинета. Вскоре появляется доктор Джоэл Кайро ( ), который предлагает Спейду 5 тысяч долларов, если тот сможет достать эмалированную фигурку чёрной птицы, которую он пытается вернуть её «полноправному владельцу». Ничего не зная о статуэтке, Спейд решает разобраться в том, о чём идет дело, и вступает с ним в игру. Неожиданно Кайро достаёт пистолет, намереваясь обыскать Спейда и его кабинет. Детектив легко разоружает и сам обыскивает Кайро, после чего соглашается достать статуэтку, возвращая Кайро его оружие. Тем же вечером в своей квартире Спейд расспрашивает Рут о Кайро и о чёрной птице. Услышав о предложении Кайро, она явно нервничает, и, опасаясь потерять Спейда, решает его соблазнить. В этот момент появляются Данди и Полхаус, которые в прихожей расспрашивают Спейда о его романтических отношениях с Айвой. Когда полицейские уже собираются уходить, из комнаты раздаётся крик Рут, и, войдя внутрь, все трое видят, что она держит на мушке Кайро. Спейд превращает эту сцену в шутку старых друзей, после чего Кайро уходит вместе с полицейскими, а Спейд и Рут проводят вместе романтическую ночь. На следующее утро, пока Рут спит в его кровати, Спейд достаёт из её сумочки ключ и тщательно обыскивает её гостиничный номер, однако ничего там не находит. Вернувшись домой, Спейд встречает у дверей Айву Арчер, от которой пытается избавиться. Однако Айва успевает заметить в спальне Рут, после чего в раздражении уходит, угрожая рассказать обо всём, что ей известно, лейтенанту Данди.
Спейд получает записку от Каспера Гатмана ( ) с просьбой немедленно прибыть для разговора о чёрной птице. За выпивкой и сигарами Гатман, который оказывается главой банды охотников за сокровищами, рассказывает детективу историю статуэтки Мальтийский сокол, которая изготовлена из золота и инкрустирована драгоценными камнями, а снаружи для маскировки покрыта чёрной эмалью. Спейд блефует, заявляя Гатману, что «за правильную цену» может достать фигурку за пару дней, и они заключают сделку, согласно которой детектив получит четверть стоимости птицы, которая может достигнуть полумиллиона долларов. В качестве аванса Гатман выдаёт детективу 1000-долларовую банкноту, однако прибывший в этот момент Кайро отводит Гатмана в сторону, говоря ему избавиться от Спейда, у которого нет Сокола. По словам Кайро, Рут отдала статуэтку капитану Джэйкоби (Агостино Боргато), корабль которого «Ла Палома» прибывает из Гонконга сегодня вечером. После этого Гатман незаметно подсыпает в рюмку Спейду снотворное и забирает у него свои 1000 долларов. По возвращении в офис Спейд видит, что Эффи заснула за своим рабочим столом. Неожиданно врывается человек в форме морского капитана с чемоданом в руке, который, не успев сказать ни слова, падает на пол и умирает. По документам Спейд определяет, что это капитан Джэйкоби, а в чемодане с инициалами «Р. У.» оказывается фигурка чёрной птицы. Спейд сдаёт чемодан с птицей в камеру хранения, отправляя квитанцию на адрес своего почтового отделения. После того, как Айва рассказала всё полиции, Спейда вызывает окружной прокурор ( ), угрожая арестовать его за убийство Арчера, однако Спейд уговаривает его дать ему 24 часа, обещая за это время найти настоящих убийц.
Рут заманивает Спейда в свою квартиру, где его поджидают вооружённые Кайро и Гатман. Зная, что Сокол у Спейда, Гатман даёт ему конверт с десятью 1000-долларовыми банкнотами, но Спейд кроме этого требует, чтобы Гатман назначил «козла отпущения», на которого можно было бы списать убийства Арчера, Тёрсби и Джэйкоби, предлагая на эту роль киллера Гатмана по имени Вилмер Кук ( Дуайт Фрай ). Однако Гатман, который испытывает к Вилмеру особые нежные чувства, отказывается, и тогда Спейд предлагает на эту роль Кайро. В ответ Кайро заявляет, что так как Спейду заплатили, то в соответствии со сделкой первым делом он должен принести птицу, и они договариваются, что детектив доставит её завтра утром. Когда Рут выходит, чтобы приготовить кофе и сэндвичи, Гатман говорит Спейду, что она выкрала одну банкноту из его конверта, провоцируя детектива на то, чтобы он заставил её раздеться и обыскал. Когда Спейд выяснят, что банкноты при ней нет, он обвиняет в краже Гатмана, что тот легко признаёт. В присутствии Вилмера Спейд настаивает на том, чтобы Гатман всё-таки избрал его козлом отпущения, что Кайро и Гатман шёпотом обсуждают между собой. Чувствуя, что его сейчас сдадут, Вилмер достаёт пистолет с стреляет, однако Спейд успевает ударить его, лишая чувств, после чего Гатман и Кайро сразу же соглашаются на предложение Спейда в обмен на получение статуэтки. Спейд по телефону просит Эффи утром зайти на почту, забрать письмо с квитанцией, получить по ней в камере хранения чемодан и доставить его к Гатману. Как часть их договора, Гатман рассказывает детективу, что это Вилмер убил Тёрсби и Джэйкоби, предполагая получить у них статуэтку. При этом, по словам Гатмана, Джэйкоби не имел отношения к их банде, просто Рут нашла его в Гонконге, и, воспользовавшись своими женскими чарами, уговорила перевезти статуэтку в Сан-Франциско. Когда утром Эффи приносит чемодан, Гатман, Рут и Кайро, забыв обо всём, судорожно открывают его и изучают статуэтку чёрной птицы. Воспользовавшись моментом, Вилмер выпрыгивает в окно и убегает. Гатман быстро устанавливает, что статуэтка оказывается поддельной, предполагая, что её предыдущий владелец, некий русский из Константинополя , узнав её истинную ценность, обманул людей Гатмана и продал им копию без золота и драгоценностей. Гатман и Кайро решают продолжить охоту за Мальтийским соколом, намереваясь отправиться в Константинополь. Перед расставанием Гатман под угрозой оружия отбирает у Спейда конверт с десятью тысячами долларов.
Сразу же после их ухода Спейд звонит детективу Полхаусу с тем, чтобы тот немедленно арестовал Гатмана, Кайро и Вилмера по обвинению в двух убийствах, обещая представить оружие Вилмера в качестве доказательства. Оставшись наедине с Рут, Спейд обвиняет её в убийстве Арчера с тем, чтобы убрать со своего пути Тёрсби и заполучить статуэтку себе. После того, как она сознаётся в этом убийстве, Спейд заявляет, что, даже несмотря на то, что он любит её, он всё равно сдаст её полиции. Появившиеся вскоре Данди и Полхаус сообщают, что, прежде чем Вилмера задержали, он успел застрелить Гатмана и Кайро. Спейд передаёт им оружие Вилмера, заявляя также, что у него есть доказательство того, что Арчера убила Рут, и полицейские уводят и её. Некоторое время спустя газеты сообщают, что Спейд «произвёл сенсацию на процессе Рут, представив китайского торговца Ли Фу Гау, который был единственным свидетелем убийства Арчера и определённо опознал Рут как убийцу». Спейд навещает Рут в тюрьме, сообщая, что его назначили главным следователем в офисе окружного прокурора. Спейд поручает тюремной надзирательнице обращаться с Рут хорошо и давать ей всё, что она попросит. Когда надзирательница спрашивает, кто будет за это платить, Спейд просит присылать счета ему в офис окружного прокурора.
Это третий фильм по произведениям Дэшила Хэмметта после картин « » (1930) и « Городские улицы » (1931), и первый фильм с участием детектива Сэма Спейда , а также единственный фильм, сделанный практически без влияния цензуры .
Рабочие названия фильма — «Все женщины», «Женщина мира» и «Опасная женщина». Вошедшие в фильм уличные сцены в Сан-Франциско выполнены с помощью комбинирования снятых в студии актёров с материалом, снятым на натуре .
Как отмечено на сайте Американского института киноискусства , после успеха картины в первичном прокате кинокомпания Warner Bros. в 1936 году сделала попытку повторно выпустить фильм на экраны, однако получила отказ Администрации Производственного кодекса по причине его «распутного» содержания. Это подтолкнуло кинокомпанию к созданию новой версии фильма под названием « » с Бетт Дейвис и Уорреном Уильямом , которую в 1936 году поставил Уильям Дитерле . Некоторые моменты истории в этом фильме были изменены, и в целом он приобрёл большую комедийную направленность. Ещё одна постановка под названием « Мальтийский сокол » была осуществлена режиссёром Джоном Хьюстоном в 1941 году, в главных ролях сыграли Хамфри Богарт и Мэри Астор . Эта постановка стала классической, однако при этом режиссёр был вынужден отказаться от некоторых тем, представленных в фильме 1931 года, в частности, от тем гомосексуализма и откровенной сексуальности. Так, в версии 1931 года есть сцена из романа Хэмметта, в которой Сэм заставляет Рут раздеться, чтобы обыскать её в поисках пропавшей 1000-долларовой банкноты, которой нет в последующих киноверсиях. Также в другие киноверсии не вошли сцены из фильма 1931 года, когда некая дама, предположительно, Айва Арчер, после объятий со Спейдом выходит и его офиса, поправляя чулки, и когда мисс Уандерли показана моющейся в ванной. Фильм 1931 года также более открыто затрагивает гомосексуальную тему, в частности, в обмене репликами и прозвищами между персонажами. Так, Вилмера называют «бойфрендом» Гатмана, Эффи шутя описывает Кайро как «красотку», а Спейд и Данди иронично называют друг друга «милым», «дорогим» и «драгоценным». Эти моменты не вошли в фильм Хьюстона из-за вступивших в силу строгих цензурных ограничений .
Цензурные ограничения с фильма 1931 года были сняты только во второй половине 1960-х годов, после чего, чтобы избежать путаницы с более известным фильмом «Мальтийский сокол» 1941 года, он стал демонстрироваться в США по телевидению под названием «Опасная женщина». В 1975 году была выпущена пародийная версия истории под названием « », а в 1978 года вышел фильм « Дешёвый детектив », который был пародией как на «Мальтийский сокол», так и на другие картины с участием Богарта — « Касабланка » (1942) и « Большой сон » (1946) .
После выхода фильма на экраны рецензент « Нью-Йорк Таймс » дал фильму чрезвычайно высокую оценку, написав, что « Рой Дель Рут сделал великолепный фильм на основе отличной детективной истории», сохранив все её интригующие повороты. Критик отметил, что «приключения Сэма Спейда на протяжении всего фильма изложены гладко, живо, с изящным юмором и острым умом. Персонаж Спейда, которого Кортес сыграл с обезоруживающей лёгкостью и теплом, неимоверно самобытен и привлекателен». Отметив «исключительно хорошую игру всех актёров», критик тем не менее написал, что «это прежде всего фильм Кортеса и Дель Рута, а также, вероятно, Хэмметта» .
Современная критика также оценивает фильм положительно, при этом отмечая, что он всё-таки уступает великолепной картине 1941 года. В частности, Деннис Шварц отмечает, что «этот фильм близок первоисточнику и сходен по содержанию с фильмом 1941 года, отличаясь, прежде всего, актёрским составом, и тем, как актёры трактуют свои роли». Так, «Кортес играет Спейда более элегантно, чем Богарт, он создаёт образ латинского любовника в традиции Валентино , это настоящий женский кумир с красивой внешностью и томным взглядом. Для Кортеса офис служит местом любовных свиданий, в то время, как для Богарта это скорее ворота в мир преступности». В свою очередь, «роковая женщина в исполнении Даниелс не столь по-змеиному коварна, как Мэри Астор , а Гатман у , хотя и намного худее, но настолько же елейный, как и у Сидни Гринстрита ». Шварц также указывает на то, что «это более чувственная и эротичная картина, потому что ещё не существовало Производственного кодекса , и кинематографистам не надо было переживать по поводу цензуры, как это было при создании более поздних версий. Потому обнажённая роковая женщина в ванной частного детектива, которая демонстрирует свои голые плечи, а также кадр, где миссис Арчер видит её в кимоно в квартире Спейда, остались неотцензурированными» . Брендон Хэнли написал, что фильм «оставляет обычное ощущение картины, сделанной в студийных условиях на ранней стадии звукового кино. Он вышел в прокат прямо накануне роста интереса к детективным фильмам по мере того, как фильмы ужасов и гангстерские фильмы теряли популярность. Умелый режиссёр Рой Дель Рут ставит картину на достаточно приличном уровне, а плодовитый, но известный по лёгким ролям второго плана Рикардо Кортес справляется с собственной версией Сэма Спейда, создавая образ весёлого и неугомонного ловеласа» .