Брёйер, Марсель
- 1 year ago
- 0
- 0
Марсель Шарль Адриен Л’Эрбье ( фр. Marcel Charles Adrien L'Herbier ; 23 апреля 1888 , Париж — 26 ноября 1979 ) — французский кинорежиссёр . Последователь Л. Деллюка .
Марсель Л'Эрбье родился в Париже 23 апреля 1888 года. Принадлежал к аристократическим кругам Парижа . Получив гуманитарное образование, Л’Эрбье начинал как поэт (сборник стихотворений «В саду тайных игр») и драматург (пьеса «Мертворожденный»). Отличался всесторонней широкой образованностью, писал стихи и пьесы, играл на рояле, увлекался живописью. Восхищался творчеством О. Уайльда .
В годы войны Л’Эрбье попал в кинематографический корпус, где и познакомился с киноискусством. После войны Л’Эрбье пишет сценарии для и : «Поток» и «Колечко». Ставит фильм « ».
Л’Эрбье пристально следил за мельчайшими деталями декораций, композицией кадра, добивался изысканности освещения. О его фильмах говорили, что они сделаны человеком «в белых перчатках».
В 1920 г. Л’Эрбье написал сценарий по новелле О. Бальзака « » и выпустил фильм « » (с и Шарлем Буайе ). По мнению Жоржа Садуля , в нём автор хотел, «чтобы в кино, как в сонате, были различимы аллегро, анданте, скерцо, ларго». Через год на экраны вышел фильм — « Эльдорадо ». В пылу дискуссий именно об этом фильме М. Л’Эрбье, бросил крылатую фразу о том, что направление, к которому принадлежит « Эльдорадо », является « авангардом » французского и мирового кино. Так впервые появился термин, вскоре ставший синонимом всех экспериментальных фильмов.
Ксения Куприна , дочь А. И. Куприна , которая сыграла у режиссёра в фильмах «Дьявол в сердце», «Тайна желтой комнаты», «Духи́ дамы в черном», «Императорская дорога» и «Авантюрист» в своих воспоминаниях отмечала: «Лербье, Рене Клер , Дювивье , Абель Ганс были киноноваторами. Каждый в своей тайной лаборатории придумывал трюки. Каждый старался создать новое в кино. Лербье был эстетом. Его сотрудники молитвенно относились к нему» .
В течение ряда лет возглавлял Центр связи между кинематографическими учебными заведениями. В октябре 1943 года добился основания Высшей школы кинематографии ( Institut des hautes études cinématographiques ), призванной подготавливать технические кадры кино. Сценарист Шарль Спаак , который недолюбливал Л'Эрбье, характеризовал его так :
Умён, образован, трудолюбив, отлично знает технику своего дела; предан своим друзьям, превосходно воспитан. Во всех комитетах, где мне приходилось видеть его за работой, он старательно, терпеливо и умело защищает интересы наших ассоциаций, если только они совпадают с его собственными; для тех, кто судит о нем по внешнему впечатлению, он приятно обходителен. Увы! Его душа во власти двух демонов — тщеславия и жадности.
После 1953 работал только на телевидении, организовал серию телепередач под названием «Синематека будущего», он использовал телевидение для ознакомления широкой аудитории с кинопроизведениями прошлого. .
Был женат на Марсель Прадо ( фр. Marcelle Pradot ; 1901—1982).