Алиев, Ильхам Гейдар оглы
- 1 year ago
- 0
- 0
Ильхам ( араб. إلهام ) — религиозное вдохновение ; знание, полученное от Аллаха . Ильхам противопоставляется рациональному знанию, «’ильм ’акли», и его получение не может быть ускорено или вызвано действиями верующего .
Буквально арабское слово «ильхам» означает « заставлять проглатывать», оно происходит от глагола «алхама» .
В Коране слово «ильхам» встречается всего один раз, в 91 суре :
Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик И внушил ей порочность и богобоязненность!
Оригинальный текст (ар.)وَنَفْسٍ وَمَا سَوَّاهَا فَأَلْهَمَهَافُجُورَهَاوَتَقْوَاهَا— ( Кулиев )
Буквально слова «фа-альхамаха» означают, что Бог заставил душу проглотить свои грехи . Общий смысл 7—8 аятов трактовался улемами различно. Ат-Табари приводит в книге Тафсир два толкования: что Аллах объяснил эти качества душе, и что он их создал; мутазилиты предпочитают первое толкование, а большинство остальных — второе .
Люди получают откровение либо непосредственно от Аллаха или ангелов , либо от его пророков ; в первом случае откровение носит название «ильхам», во втором же оно называется вахй . Понятие «ильхам» было выделено из понятия «вахй» теологами в конце VIII — начале IX столетия . Ибн Араби считал, что ильхам святых и пророков проистекают из одного источника .
Многие учёные, в особенности суфии , рассуждали о том, обязательно ли ильхам содержит истинное знание. считал, что не может содержаться в ильхаме; ан-Насафи и другие считали, что ильхам может убедить только самого получателя, но не окружающих, и что он не является источником знания в общем случае; встречались и другие мнения . Ашаритские учёные в своих трактатах рассуждали о месте ильхама среди других видов знания, Аль-Багдади считал, что ильхам — это « инстинктивное знание» . Суфии и шииты считают, что ильхам — это «свет, направляемый Богом в сердце человека» .